СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание ситуации успеха". Способы активизации познавательной деятельности ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены способы активизации познавательной деятельности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«"Создание ситуации успеха". Способы активизации познавательной деятельности ребенка.»

Создание ситуации успеха как фактор развития личности ребенка в инновационном поле школы.


Способы активизации познавательной деятельности учащихся.


  1. Нетрадиционные формы урока.

(Уроки – соревнования, уроки типа КВН, театрализованные, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения, уроки – конкурсы, уроки – творческие отчеты, уроки – игры, уроки – экскурсии…)


  1. Игровые формы, методы и приемы обучения.


  1. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому.


  1. Широкое применение проблемно – задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).


Виды ситуаций:

    • Ситуация – выбор (из готовых решений - выбор оптимального);

    • Ситуация – неопределенность (неоднозначные решения, ввиду недостатка данных);

    • Ситуация – конфликт (борьба и единство противоположностей);

    • Ситуация – неожиданность (вызов удивления, парадокс, необычность);

    • Ситуация – предложение (предположение о новой идее, активный поиск);

    • Ситуация – опровержение (доказать несостоятельность идеи, проекта);

    • Ситуация – несоответствие (не вписывается в опыт и представления).

  1. Использование всех форм учебной работы учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные).


6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

По степени самостоятельности: репродуктивный, частично – поисковый, поисковый, исследовательский.


  1. Систематическое использование различных дидактических средств: тесты, карточки, кроссворды…

  1. Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приемов.


  1. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями – желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, т. е. стать более успешным.

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

  • Эмоциональные: поощрение, учебно–познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

  • Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

  • Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности.

  • Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.



Правила управления успехом на уроке.


Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся.

Каждому педагогу важно знать основные правила управления успехом на уроке.

  1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которых хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.

  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

  3. Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его интересы являются залогом успеха учащихся.

  4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание

Репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

  1. Предвкушение необычности, способности учителя удивлять играют важную роль на уроке.

  2. Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

  3. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности. Должен много знать о детях, чтобы научиться в нужную минуту помочь им.

  4. Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.

  5. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать д/з. Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

  6. Наряду с цифровой, развернутая словесная оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности урока.


Схема формирования адекватной реакции на неуспех.

(рекомендации Н. Л. Белопольской)

  1. Ситуация «искусственного успеха» путем исключения затруднительных для ребенка элементов деятельности.

  2. Обучение конкретной операции в ситуации успеха, когда достижения подчеркиваются, а недостатки игнорируются.

  3. Учитель обращает внимание на недостатки выполненного задания, но не порицает, а хвалит за старание и упорство, при этом обучает алгоритму выхода из ситуации неуспеха.

  4. Совместный поиск средств создания ситуации успеха, исправления ошибок по знакомому алгоритму.

  5. Самостоятельное исправление ребенком ошибок, как средство достижения успеха.


(Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

Успех – 1. удача в достижении чего-нибудь;

2. общественное признание;

3. хорошие результаты в работе, учебе.) Ожегов. Словарь.

В системе Занкова Л.В. делается акцент на самоанализ, самооценку учащихся. Нужно не жалеть времени на осознание каждым школьником своего личного продвижения в усвоении или причин неудачи в овладении материалом, в выполнении какого-то задания.


Советы:

- не торопить с ответами на вопросы, которые требуют обдумывания, «выдерживать паузу» - Занков Л.В.;

- практиковать одновременно «блиц – опрос»;

- не повторять ответы детей, чтобы слушали друг друга;

- продумывать соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной работы, начиная выполнение задания с самостоятельной работы с последующим обсуждением вариантов выполнения, первым привлекая слабого;

- определить 2 – 3 места в классе, чтобы на равных (сидя) участвовать в решении проблем.

4