СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация: "Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Просмотр содержимого документа
«"Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»

Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012) и новые стандарты закрепили интегративные и инклюзивные тенденции на уровне государственной политики. Важнейшим следствием образовательных инноваций можно считать увеличение числа детей с ОВЗ в дошкольных и школьных организациях. Конечно, инклюзивная форма обучения не должна вытеснять традиционную (специальное обучение).

Инклюзия сближает образовательные системы: интегративную и специальную. Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть обеспечены медикосоциальным сопровождением и специальными условиями для обучения.

Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с частями 4 и 5 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Создание специальных образовательных условий для обучающихся с речевыми нарушениями Характеристика детей с тяжёлыми речевыми нарушениями (ТНР) Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.

Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. У детей с ТНР: - ограничен активный словарь; - нарушено звукопроизношение; - стойкие аграмматизмы; - несформированность навыков связного высказывания; - нарушения общей разборчивости речи: недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи; - затруднения в формировании не только устной, но и письменной речи; - снижена потребность в общении; - оптико - пространственный гнозис - на более низком уровне развития. Пространственные нарушения обуславливают выраженные и стойкие расстройства письменной речи (дислексию, дисграфию), нарушения счета (дискалькулию); - снижен уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания.

Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания; - моторика детей с тяжелыми речевыми нарушениями также страдает. Они, как правило, очень неловки, неуклюжи, двигаются хаотично и импульсивно.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается: - замедленным темпом восприятия учебной информации, - сниженной работоспособностью, - затруднениями в установлении ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательными анализаторами; - трудностями в организации произвольной деятельности, - низким уровнем самоконтроля и мотивации, - возможным ослаблением памяти, - отклонениями в пространственной ориентировке и конструктивной деятельности, нарушениями мелкой моторики, зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Несформированность языковых и коммуникативных навыков у детей с ТНР обуславливает проблемы их обучения, негативно отражается на формировании самооценки и поведения детей, приводит к дезадаптации.

Очень важно при обучении обратить внимание на создание условий для получения образования детьми с ТНР.

Особые образовательные потребности детей с ТНР:

1. Потребность в обучении различным формам коммуникации (вербальным и невербальным); в формировании социальной компетентности.

2. Развитие всех компонентов речи, языковой компетентности.

3. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; дети с ТНР нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодики.

4. Формирование навыков чтения и письма.

5. Развитие пространственной ориентировки, внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов.

Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

- раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;

- систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;

- взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;

- получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;

- возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);

- взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;

- наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;

- реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);

- применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционнологопедической работы, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию “обходных путей” коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью, тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);

- выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;

- объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;

- щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.


Предъявляемые требования к речи педагогов

Как известно, для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов.

 речь педагога должна быть правильной, чистой, эмоционально выразительной (речь взрослых является образцом для подражания детей),

 в различных ситуациях общения педагоги должны знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

Необходимо: правильно произносить все звуки родного языка; четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах; использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы; в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития; использовать в разговоре с детьми доброжелательный тон.


Рекомендации по организации общения ребенка с нарушением речи

- Развитие речи во многом зависит от того, насколько ребенок хорошо Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, ясны ли ему Ваши инструкции. - Нужно, чтобы он видел лицо педагога (глаза, губы). «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».

- Предложите повторить за вами, если инструкция сложная, разбейте её на части. Выполняйте задание пошагово.

- Продумайте серию вопросов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов — «да», «нет», затем вопросы усложняются и даются в виде тестов.

- Применяйте метод сопряженной речи — вместе с педагогом ребенок произносит слог, слово и т.д.

- Используйте физкультминутки для развития речевого дыхания, мелкой моторики (пальчиковые игры).

- Поощряйте речевую активность и реакцию ребенка в любом случае: как с правильным, так и неправильным звуковым оформлением. Пусть первые его ответы — всего лишь непонятные, разрозненные слова, но они дают возможность ребенку общаться речевыми средствами.

Можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Узелки на память. Данный приём можно использовать в конце– для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных неудач – он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Не хвалите ребенка за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, если у ребенка что – то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.