СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском семинаре «Организация образовательного процесса в классах интернальной интеграции и в классах со сложной структурой дефекта в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида». 2013г.

Просмотр содержимого документа
«Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Городской семинар

«Организация образовательного процесса в классах интернальной интеграции и в классах со сложной структурой дефекта в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида»

Москва, 2013г

Учитель-дефектолог ГБОУ СКОШ №804

Кочубей Г.Н.

Создание специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Проблемой оказания помощи детям с трудностями в обучении педагоги занимаются многие десятилетия. Открывались классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации - все это свидетельствует о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям обучающихся.

Уже больше полувека нормативно-правовые документы разных уровней определяют права детей с ограниченными возможностями здоровья. Международный уровень: Декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10.12.1948 г. Ст.1; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (утв. в дек.1960 г.); Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1975 г.); Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Ген.Ас.ООН 20.12.1993 г. п.1, п.2); Федеральный уровень: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 21.07.2014 г.). Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые закладывает правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране. Можно долго перечислять статьи, которые призваны защищать права детей данной категории, в том числе Ст. 79.: Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети имеющие: нарушения слуха; нарушения зрения; тяжёлые нарушения речи; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения интеллекта; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра; задержка психического развития; комплексные нарушения развития. Число детей с задержкой психического развития неуклонно растет. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, а теперь дети с ЗПР получают именно такой статус вместе с рекомендованной программой, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования.

Почему так много внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства здравоохранения РФ: 80 % новорожденных физиологически незрелые, от 83 до 92 % имеют неврологическую патологию, 30 % генетические нарушения, практически нет детей условно нормально развивающихся (базовое здоровье). В 2013 году вышел приказ Министерства здравоохранения РФ о 500 граммовых детях, им сейчас около 2 лет, они начинают появляться в дошкольных образовательных организациях, 50-60 % из них будут с множественными нарушениями. В 2020-2021 году эти дети пойдут в школу, и родители будут требовать образование. Специалисты Москвы сегодня говорят о том, что 67 % первоклассников не готовы к обучению, в итоге, 67 % к 4 классу не освоили программу. Что касается детей с расстройствами аутистического спектра - на Международной конференции в Екатеринбурге в сентябре этого года специалисты из Израиля привели такие данные: в 2010 году насчитывался 1 такой ребенок к 110, в 2014 – 1 к 68, в 2017 году таких детей будет 2 %. По закону, дети с расстройствами аутистического спектра могут учиться в общеобразовательной школе, и если раньше, много говорили о причине возникновения различных нарушений у детей, теперь с педагогическим коллективом надо говорить о том, что нужно делать, как создать условия обучения.

Руководитель школы «Апельсин» Зицер Дима, сказал на VII Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге «У детей нет никого больше, кроме учителей», и это точно отражает идею, почему об этом сегодня надо говорить. 21 век назван ООН социальным аутизмом. Живем на одном этаже много лет и не знаем, кто наши соседи, идем в гости – говорим стандартные фразы, разучились подписывать открытки – легче купить с готовым текстом. Гаджиты появляются у детей уже в детском саду и в начальной школе – на перемене дети должны бегать, 60 % интернета заполнена сексом, идет ранняя сексуализация, ребенок не готов сам фильтровать информацию. Родители не разговаривают с детьми – ребенок плачет, мама молчит, ребенок задает вопросы, мама молчит, 72% родителей просто уклонились от воспитания своих чад. Кто как не воспитатель, а потом учитель, поможет ребенку и именно учитель начальных классов, так как мышление развивается у девочек до 10-11 лет, у мальчиков до 11-13, а дальше только накапливается опыт. Вот где надо сконцентрировать все усилия и заложить фундамент.

Модернизация образования сегодня нацелена на обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализацию и дифференциацию, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Пришло время, когда педагогам надо меняться и никто не говорит, что это пройдет просто. Есть печальный опыт других стран: в начале 70-х годов в Италии закрыли все специальные коррекционные общеобразовательные школы и психдиспансеры, дети пришли в обычные школы. Все произошло быстро, не готовы были ни учителя, ни дети, в итоге получили колоссальный выплеск агрессии со стороны умственно отсталых детей, о чем умалчивают до сих пор. Поэтому в нашей стране реформы идут долго, чтобы было время увидеть отрицательное. Нельзя сломать все в одночасье. Задача взять наработки, которые уже эффективны и переложить их в инновации.

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Учителю важно понимать и принимать всех детей, учитывать их психолого-педагогические особенности, создать такие условия, чтобы ребенок сделал свое открытие, чтобы дети могли контактировать друг с другом и были вовлечены в коллективную деятельность. Также, владеть приемами диагностики высших психических функций и личностных особенностей ребенка, причем первичную диагностику желательно провести еще в дошкольном возрасте, в процессе знакомства с будущими первоклассниками.

Необходимо знать, над чем, следует работать. Во-первых, определить ряд особых потребностей, свойственных детям с ОВЗ. Из опыта работы ряда педагогов, для этого необходимо: ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не предусмотренные в программах образования нормально развивающихся сверстников, использовать специальные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения, индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Во-вторых, необходимо руководствоваться принципами коррекционной работы: индивидуальный подход, предотвращение наступления переутомления, использование методов, активизации деятельности учащихся, проявление педагогического такта, принцип доступности, без лишнего упрощения материала.

Для обучения ребенка с ОВЗ необходимо разработать адаптированную образовательную программу, которая согласовывается с родителями (ст.55 ФЗ «Об образовании в РФ») и утверждается на 1 год. Далее результаты анализируются педагогом и составляется программа на следующий год. Содержание программы – ответственность школы. В комментариях к ФЗ «Об образовании в РФ» 273 говорится, что основная роль – педагога, а не психолога, логопеда. Учитель планирует результат, форму подачи материала, объем информации. Рекомендуется составление общего плана для класса, с включением в него блоков-заданий для детей с ОВЗ, нуждающихся в силу особенностей развития, в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

Важно помнить, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как и к обучающимся с нормальным развитием.