СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание СССР. История России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание СССР. История России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.25. Создание СССР

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна













2019



СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 10

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Создание СССР - становление великого государства, которое оказало влияние на целую эпоху и стало ее символом, придя к власти, большевики не думали останавливаться на достигнутом, их целью было создание как идеального, равного во всех отношениях общества, так и «Мировая Революция», которая сплотила бы «пролетариев всех стран», перед капиталистическим миром. Создание крупного союзного государства мыслилось им первой ступенькой к этой цели.

Данное занятие позволит познакомиться с предпосылками создания СССР, принципами построения многонационального государства, а также способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10).




Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«НЭП»

Фронтальный опрос (устный)

1.Расшифруйте аббревиатуру «НЭП» и назовите его характерные черты.

2. Какие социальные группы выступили против политики большевиков?

3. Сравните политику военного коммунизма и нэп. В чем они принципиально различаются? Что в них было общего.

4.Назовите дату, когда провозгласили переход к НЭПу.
































КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНОЙ РАБОТЫ

Отметку «5» - получает студент, если его устный ответ в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Отметку «4» - получает студент, если его устный ответ, в общем, соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета, (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку «3» - получает студент, если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов. Недостаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно.

Отметку «2» - получает студент, если его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, вообще не приводит примеры, не излагает материал.



ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

СОЗДАНИЕ СССР

Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

Вступительное слово преподавателя

Преподаватель: (показывает видеозаставку «Широка страна моя родная…» из к/ф «Цирк»).

Преподаватель: Ребята, какой смысл в данной видеозаставке?

Преподаватель комментирует: Надежда на светлое будущее коммунизма без предрассудков по поводу национальности, рас, на коллектив в масштабах всего мира, которой жил советских народ все 69 лет существования СССР была объединяющим фактором для всей многонациональной страны Советов. Для миллионов людей эта песня стала личным гимном.

Преподаватель: После завершения гражданской войны советская власть утвердилась в нескольких государствах – России, Украине и Белоруссии. Также Азербайджан, Армения и Грузия. В 1922 г. Они объединились в Закавказскую Федерацию. Между республиками были заключены соглашения о сотрудничестве в области обороны, внешней политики и хозяйственной деятельности. Вопрос о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи вызвал споры в партии большевиков.

И.В. Сталин отстаивал идею жесткой централизации, тогда как Ленин за равноправие республик. Бывшая империя встала перед выбором из двух путей развития. Каковы же предпосылки объединения республик?

Преподаватель: Работа с историческим документом. Задача студентов – прослушать, проанализировать и сформулировать предпосылки образования СССР.

Предпосылки образования СССР:

1.Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.

2.Стремление к единой внешней безопасности республик.

3.Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

4.Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.

Преподаватель: Существовало две точки зрения по вопросу создания союзного государства: план федерализации и автономизации.

Преподаватель: Задание для их изучения делится на 2 части: 1-изучают план федерализации, 2- изучают план автономизации (раздаточный материал).

Вопросы к историческому документу:

-Кто был автором?

-В чем сущность каждого плана?

-Каковы плюсы и минусы?

-На Ваш взгляд, какой план предпочтительней для создания нового государства?

- Что такое федерация?

- Что такое унитарное государство?

Итак, мы выяснили, что существовало два подхода к образованию СССР.

Преподаватель: 30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР».

Задание к историческому документу.

Используя документ «Декларация об образовании СССР» ответьте на вопрос: Какая точка зрения оказалась решающей?

Первоначально в состав СССР вошли следующие союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР, а потом количество республик увеличится до 15.

Органы управления СССР создавались согласно Конституции (31 декабря 1924 г.): Всесоюзный съезд советов – высший законодательный орган и Совет народных комиссаров – высший исполнительный орган власти.

Преподаватель: 31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР.

С хема помещается на доске.
















Преподаватель: К сожалению, принципы создания союзного государства остались нереализованными. Особенно это проявилось после смерти В. И. Ленина.

Кризис руководства партии большевиков

Преподаватель: В последние годы жизни В.И. Ленин пришел к выводу, что жестко централизованная система партийного руководства ставит общество в зависимость от воли узкого круга лидеров. С болезнью и смертью Ленина в партии началась борьба за власть. Наиболее спорным оказался вопрос о целесообразности продолжения нэпа. Л.Д. Троцкий был против нэпа еще в 1923-1924 гг., доказывал, что нэп приведет страну к государственному Капитализму и возникновению нового правящего класса – бюрократической элиты. Троцкий придерживался теории непрерывной революции вплоть до победного конца – мировой революции. Также Троцкий предлагал расширить внутреннюю демократию. Все это привело к XII партконференции в 1924 г., на которой Троцкого и его сторонников сместили с постов. Однако на этом борьба за власть в партии не закончилась.

Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Опираясь на опорный конспект, устно ответьте на вопросы (не оценивается)

  1. Каковы основные предпосылки и причины образования СССР?

Предпосылки образования СССР:

1.Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.

2.Стремление к единой внешней безопасности республик.

3.Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

4.Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.

2.Какие принципы были заложены в основу создания Советского государства? Вопрос о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи вызвал споры в партии большевиков. И.В. Сталин отстаивал идею жесткой централизации, тогда как Ленин за равноправие республик. Бывшая империя встала перед выбором из двух путей развития.

3. Какие последствия имело создание СССР?

Первоначально в состав СССР вошли следующие союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР, а потом количество республик увеличится до 15.

Органы управления СССР создавались согласно Конституции (31 декабря 1924 г.): Всесоюзный съезд советов – высший законодательный орган и Совет народных комиссаров – высший исполнительный орган власти. 31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР.

4.Назовите проект и назовите, кем он был предложен создания единого государства, фрагмент которого приведен ниже. «Признать необходимым заключение договора между [республиками] об объединении их в Союз Советских Республик с оставлением для каждой из них права свободного выхода из состава Союза…» Ленин, федерализации.

5. Назовите проект и назовите, кем он был предложен создания единого государства, фрагмент которого приведен ниже. «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками и формального вступления состав РСФСР…» Сталин, план автоматизации.



Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Работа с конспектом лекции.



Приложение 4

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК.

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти со­ставляли формально независимые советские социалистиче­ские республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербай­джан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские народные республики — Хорезмская и Бу­харская. Прибалтийские страны — Латвия, Литва и Эсто­ния, а также Финляндия и Польша добились признания своего суверенитета. Польша присоединила к себе Запад­ную Украину и Западную Белоруссию.

В советских республиках были свои органы государст­венной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным комму­нистическим партиям, входившим в состав единой РКПб).

Коммунисты считали, что объединение всех наций и на­родностей необходимо для построения социалистического об­щества. К государственному объединению подталкивали и потребности развития экономики. Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складыва­лись веками. Промышленность центра России снабжала райо­ны юго-востока и севера промышленной продукцией, полу­чая взамен сырье — хлопок, лес, лен. Южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п. Объединение имело и внешнеполитические при­чины: схожие по политическому устройству страны долж­ны были выжить перед лицом враждебного окружения. К тому же в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

В 1920—1921 гг. между РСФСР и советскими республи­ками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Гру­зии были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях. Республики объединили под руководством РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят Государст­венный план электрификации России (план ГОЭЛРО), кото­рый предусматривал создание единой энергетической сети.


























Приложение 5

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР

С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ

Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным. (т.н. план автономизации)

1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…

2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

11 августа 1922 г.

Документ №2

Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.

Союз... является добровольным объединением равноправ­ных народов... за каждой республикой обеспечено пра­во свободного выхода из Союза... доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как су­ществующим, так и имеющим возникнуть в будущем... новое, союзное государство... послужит верным опло­том против мирового капитализма и новым решитель­ным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Вопросы к историческому документу: Каковы принципы устройства союзного государства? Какова политиче­ская цель образования СССР?

Приложение 6

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР

Документ №1

Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б) (т.н. план федерализации)

… вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». -|

… РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

… Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

… Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских рес­публик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза...

Написано 26 сентября 1922 г.

Документ №2

Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.

Союз... является добровольным объединением равноправ­ных народов... за каждой республикой обеспечено пра­во свободного выхода из Союза... доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как су­ществующим, так и имеющим возникнуть в будущем... новое, союзное государство... послужит верным опло­том против мирового капитализма и новым решитель­ным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Каковы принципы устройства союзного государства? Какова политиче­ская цель образования СССР?


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!