СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание толерантной среды для креативного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть нечто, ещё реже встречающееся, чем талант. Это способность его оценить.

Э. Хаббард

Просмотр содержимого документа
«Создание толерантной среды для креативного образования»

СОЗДАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ


Хоркина ТА. Егорьевский авиационный технический колледж г. Егорьевск, Московская обл.


Есть нечто, ещё реже

встречающееся, чем талант.

Это способность его оценить.

Э. Хаббард


Среди учёных есть точка зрения: все люди обладают потенциалом одарённости, поэтому необходимо способство­вать выявлению способностей, определяющих тот или иной уровень одарённости и талантливости. Причём реализовывать выявление и развитие творческой личности необходимо на всех уровнях, в том числе и образовательном. Механизм реа­лизации этого процесса - формирование в образовательном учреждении атмосферы веры в безграничные возможности человека, атмосферы благожелательности, творчества, духов­ной свободы в противовес авторитарности. Это эгалитарный подход.

Можно подавить талант, но нельзя его создать. Ника­кое творческое управление и обучение не может пробудить одарённость и творческую силу там, где нет таланта. Это эли­тарный подход.

Существуют и другие подходы или точки зрения по вопросу развития таланта. Талант создать нельзя, но у любого человека можно выявить какие-то творческие задатки и спо­собности и успешно их развивать

Как с наибольшей эффективностью определить нали­чие тех или иных задатков, способностей, их уровень, каче­ство одарённости, талантливости, креативности личности? Выявление всех этих качеств - особая проблема и в педагоги­ческой науке, и в педагогической практике.

Современный уровень развития образования выдвига­ет в качестве одной из основополагающих проблем изменение роли преподавателя - от функции передачи знаний к созда­нию условий для развития учащихся. При этом координаль-ным образом изменяется представление о профессиональной компетентности педагога: помимо дидактической в ней дос­таточно значимой становится управленческая составляющая. Умение мотивировать учащихся, планировать, организовы­вать и регулировать их образовательную деятельность, от­слеживать её результаты - таковы, с одной стороны, задачи педагога, с другой - управленческие функции. Меняется в целом позиция учителя - он перестаёт быть центром внима­ния, единственным источником знаний, он должен руково­дить процессами роста и развития, оставаясь несколько в "те­ни".

Изменяются требования общества к результатам обра­зования. Сегодня мало обладать хорошим набором знаний -важно уметь их применять для решения проблем, создания новых знаний. Учащиеся должны владеть ключевыми компе­тенциями, которые можно освоить только в процессе совме­стной деятельности, обмене опытом, изучении ситуаций, ре­шении проблем, экспериментировании. Большую роль, зна­чимость приобретает способность педагога организовать раз­личные виды взаимодействий и участвовать в них: учащийся - учитель, ученик - ученик и т.д.

Взаимодействие в педагогическом процессе невозмож­но переоценить, это основная составляющая. Для этого необ­ходимым условием является создание толерантной креатив­ной образовательной среды.

В качестве условий, способствующих толерантности, в Декларации ЮНЕСКО указываются знания, открытость, об­щение и свобода мысли, совести и убеждений. Всё это позво­ляет быть человеку самим собой и признавать это право за другими.

У каждого из нас по крупицам, по кирпичикам накап­ливался опыт. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы уча­щиеся не молчали, больше говорили, включались в работу, не боялись высказывать свои мысли, какие бы они ни были. При таком подходе развивается не только речь, но и мысли. Нуж­но восхищаться любой победой своего ученика, верить в него. Так постепенно в нём развивается чувство ответственности, самоанализа, самооценки (рефлексии, как сейчас говорят), саморегуляции учебно-познавательной деятельности.

На занятиях необходимо признавать только одну дис­циплину - дисциплину труда, всеобщей увлечённости рабо­той. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая «2». Но зачем нужна такая дисциплина! Мысль и подлинная активность учащихся парализуется страхом, они начнут лов­чить, приспосабливаться. Всё это приводит к искривлению личности, пагубно влияет на дальнейшую жизнь. Учащиеся, познавшие радость напряжённого, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас опти­мизма, созидательной энергии, деятельной активности.

Вот почему так важно правильно организовать труд учащихся на занятиях, не допускать пассивного отбывания времени.

Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет препо­давателя создаётся, прежде всего, на занятиях. Любой урок -это воспитание постоянно. Моменты воспитания вкраплива­ются на уроке в обычную работу: вопросы преподавателя, от­веты учащихся, действия преподавателя, действие учащихся.

Учёба - это главный и тяжёлый труд учащегося. Мето­дика обучения - это и методика воспитания и сохранения здоровья. Прочные знания - это результат упорного, настой­чивого труда. Как научить такому труду? Как выработать привычку к нему, стремление к преодолению трудностей?

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться - это создание условий, обеспечи­вающих учащемуся переживание успеха в своей учёбе, ощу­щение радости смысла и результата своих усилий. Успех в труде - это основа взаимопонимания между преподавателем и учеником и, если хотите, родителями. Успех в труде - это ра­дость.

Создание на занятиях спокойной обстановки, добро­желательности, когда учащиеся раскованы, свободны, потому, что внимание преподавателя сосредоточено не на ошибках, а на удачах, пусть самых маленьких. Нужно поддержать учаще­гося, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно по­хвалить даже за незначительный успех, шаг вперёд.

По-разному приходят в образовательные учреждения учителя, и по-разному складывается их судьбы. Диплом - это лишь документ на право работать. Сложность труда препода­вателя в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей.

Мы должны помочь обучающемуся осознать себя лич­ностью, воспитать в нём чувство собственного достоинства, осознания ответственности за свои поступки. От веры нас в возможности своего ученика, от нашей настойчивости, терпе­ния, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи наших учеников.

Качества личности, которые мы должны внушать на­шим ученикам:

- ответственность;

  • умение рефлексировать, т.е. анализировать пере­житое, уметь отражать свои чувства и эмоции, осознавать своё место среди других людей;

  • умение самостоятельно действовать в условиях не­определённости;


  • креативность;

  • склонность к инновациям;

  • способность рисковать;

  • критическое мышление;

  • умение работать в команде;

  • толерантность;

- ориентация на высокое качество жизни, здоровый образ жизни.

Современный преподаватель должен сам быть креа­тивной личностью, чтобы создать особую образовательную среду вокруг себя. Он должен быть сам пытливым, обладать энтузиазмом, быть искренним, практичным, а также терпели­вым и хладнокровным, проницательным и добросовестным, открытым, кропотливым, честным, предусмотрительным, вежливым, увлечённым, способным вызывать симпатию, об­ладать чувством юмора. Особенности речи, движение и жес­тикуляция, производимое впечатление в сумме составляют индивидуальность преподавателя. Хотя, на мой взгляд, про­изводимое впечатление с трудом поддаётся описанию. Это, возможно, то, как учащиеся определят отношение самого преподавателя к преподаваемому предмету. Наличие опреде­лённых особенностей в его поведении оказывает благоприят­ное воздействие на производимое им впечатление и, следова­тельно, на индивидуальность преподавателя. Например.

  • Энтузиазм. Ничто не воздействует на ученика луч­ше, чем энтузиазм преподавателя.

  • Искренность. Ребята быстро распознают препода­вателя, который просто отбывает время. Поэтому преподава­тель должен быть искренен и проявлять горячее желание лучше выполнить свою задачу. Это предполагает, что он дол­жен быть всегда доступен для своих учеников после занятий, готов обсудить с ними любые проблемы, которые у них могут возникнуть.

  • Широта эрудиции. Преподаватель должен быть уверен в том, что глубоко изучил свой предмет. Широко эру­дированный преподаватель уверен в себе и является предме­том восхищения для своих учеников.

  • Творческое воображение (креативность). Препода­ватели - индивидуумы, которые обладают различными склон­ностями, сильными и слабыми сторонами. Они должны ста­раться быть творческими, оригинальными и, если необходи­мо, драматическими, используя для этого свои сильные сто­роны и стараясь преодолевать недостатки. Правильное ис­пользование способностей и креативности преподавателя найдёт своё отражение в успехах его учеников.

Каждый преподаватель должен помнить, что для соз­дания толерантной среды необходимо использовать принцип гуманизации в своей работе: восхождение к человеку (учени­ку, ребёнку) вне зависимости от его интеллектуальных и дру­гих способностей. Вера в индивидуальность каждого ученика подразумевает большую работу преподавателя над самим со­бой, над своим отношениям к людям, детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Ни в коем слу­чае не забывать о принципе творчества, подразумевающий, что в учебный процесс вовлекается каждое чувство: обоня­ние, зрение, слух, эмоции, а также интуиция и воображение.

Креативность включает четыре стороны: среда, лич­ность, продукт, процесс. Как надо поступить, чтобы создать креативную среду? Поможет правило педагогики: принять безусловную ценность индивида. Это даёт ученику возмож­ность в процессе обучения быть самим собой, что приводит к его самовыражению. Выше я уже говорила о том, что педагог должен создать атмосферу, в которой отсутствует критика. Это раскрепощает, а критика вызывает желание защищаться. Воспитание креативной личности предполагает развитие у ученика уверенности в себе, смелости, способности риско­вать, мобилизовываться, способствует развитию самоуваже­ния, эстетического и этического иммунитета. Креативный процесс - это стимул становления и развития учащегося в том случае, если он протекает несколько спонтанно, незаоргани-зованно. В этом случае очень хорошо помогают произведения искусства, литература, которые преподаватель умело вплетает в канву урока. Это расширяет пространство воображения, учит прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Создавая толерантную образовательную среду, препо­даватель не должен забывать о принципе рефлексивности, ко­торый означает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно - конфликтные си­туации, умение обретать новые смыслы и ценности, адапти­роваться в непривычных межличностных отношениях, ста­вить и решать неординарные практические задачи. Я уже ука­зывала на важные качества личности. Так показателем сфор-мированности рефлексивной культуры является способность ученика работать в условиях неопределённости.

Учёные представляют интеллект в виде трёхмерной модели:

  • абстрактный интеллект (способность понимать аб­страктные, вербальные, математические символы и произво­дить с ними действия);

  • конкретный интеллект (способность понимать ве­щи и предметы материального мира и производить с ними действия);

  • социальный интеллект (прогнозирование поведе­ния).

Всё это: способность к абстрактному мышлению, к технической деятельности и к общению с людьми. Высокий показатель 10 не коррелирует с жизненными успехами.

Обучение - это процесс образования личности. В даль­нейшем, после получения профессии, необходимо помнить, что профессионализм является одним из средств реализации потенциальных возможностей человека и во многом предо­пределяет степень удовлетворённости жизнью, так как труд относится к числу наиболее оптимальных средств развития и самореализации личности.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. В., М., 1973.-288 с.

  2. Педагогика. Под редакцией профессора П. И. Пид-касистого. 1996 г.

  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб: Каро, 2002. - 108 с.

  4. Коч Л. А. Креативная этика. М.

  5. Леонтьев А. А. Педагогика. 1999. №4.

  6. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. 2002. -

224 с.

  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обу­чение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.

  2. Яценко Л. В. Творчество и диалектика в сб. «Креа­тивная педагогика» под ред. Зиновкиной М. 1988.

  3. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толе­рантности: Учебное пособие для слушателей системы дошл­

  4. нительного профессионального педагогического образования. — М.: Академический Проект, 2004.

  1. Соколова Т. А. Теоретико-методологические осно­вы арт-педагогики. "Методист" 2008. №8. - С. 58.

  2. Соколова Т. А. Использование арт-педагогических технологий в работе с одарёнными детьми. "Методист" 2008. №10. - С. 49.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!