![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/17/s_5aad1da9dc2e7/861753_1.jpeg)
СОЗДАНИЕ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ КРЕАТИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Хоркина ТА. Егорьевский авиационный технический колледж г. Егорьевск, Московская обл.
Есть нечто, ещё реже
встречающееся, чем талант.
Это способность его оценить.
Э. Хаббард
Среди учёных есть точка зрения: все люди обладают потенциалом одарённости, поэтому необходимо способствовать выявлению способностей, определяющих тот или иной уровень одарённости и талантливости. Причём реализовывать выявление и развитие творческой личности необходимо на всех уровнях, в том числе и образовательном. Механизм реализации этого процесса - формирование в образовательном учреждении атмосферы веры в безграничные возможности человека, атмосферы благожелательности, творчества, духовной свободы в противовес авторитарности. Это эгалитарный подход.
Можно подавить талант, но нельзя его создать. Никакое творческое управление и обучение не может пробудить одарённость и творческую силу там, где нет таланта. Это элитарный подход.
Существуют и другие подходы или точки зрения по вопросу развития таланта. Талант создать нельзя, но у любого человека можно выявить какие-то творческие задатки и способности и успешно их развивать
Как с наибольшей эффективностью определить наличие тех или иных задатков, способностей, их уровень, качество одарённости, талантливости, креативности личности? Выявление всех этих качеств - особая проблема и в педагогической науке, и в педагогической практике.
Современный уровень развития образования выдвигает в качестве одной из основополагающих проблем изменение роли преподавателя - от функции передачи знаний к созданию условий для развития учащихся. При этом координаль-ным образом изменяется представление о профессиональной компетентности педагога: помимо дидактической в ней достаточно значимой становится управленческая составляющая. Умение мотивировать учащихся, планировать, организовывать и регулировать их образовательную деятельность, отслеживать её результаты - таковы, с одной стороны, задачи педагога, с другой - управленческие функции. Меняется в целом позиция учителя - он перестаёт быть центром внимания, единственным источником знаний, он должен руководить процессами роста и развития, оставаясь несколько в "тени".
Изменяются требования общества к результатам образования. Сегодня мало обладать хорошим набором знаний -важно уметь их применять для решения проблем, создания новых знаний. Учащиеся должны владеть ключевыми компетенциями, которые можно освоить только в процессе совместной деятельности, обмене опытом, изучении ситуаций, решении проблем, экспериментировании. Большую роль, значимость приобретает способность педагога организовать различные виды взаимодействий и участвовать в них: учащийся - учитель, ученик - ученик и т.д.
Взаимодействие в педагогическом процессе невозможно переоценить, это основная составляющая. Для этого необходимым условием является создание толерантной креативной образовательной среды.
В качестве условий, способствующих толерантности, в Декларации ЮНЕСКО указываются знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Всё это позволяет быть человеку самим собой и признавать это право за другими.
У каждого из нас по крупицам, по кирпичикам накапливался опыт. Нужно всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся не молчали, больше говорили, включались в работу, не боялись высказывать свои мысли, какие бы они ни были. При таком подходе развивается не только речь, но и мысли. Нужно восхищаться любой победой своего ученика, верить в него. Так постепенно в нём развивается чувство ответственности, самоанализа, самооценки (рефлексии, как сейчас говорят), саморегуляции учебно-познавательной деятельности.
На занятиях необходимо признавать только одну дисциплину - дисциплину труда, всеобщей увлечённости работой. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая «2». Но зачем нужна такая дисциплина! Мысль и подлинная активность учащихся парализуется страхом, они начнут ловчить, приспосабливаться. Всё это приводит к искривлению личности, пагубно влияет на дальнейшую жизнь. Учащиеся, познавшие радость напряжённого, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности.
Вот почему так важно правильно организовать труд учащихся на занятиях, не допускать пассивного отбывания времени.
Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет преподавателя создаётся, прежде всего, на занятиях. Любой урок -это воспитание постоянно. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы преподавателя, ответы учащихся, действия преподавателя, действие учащихся.
Учёба - это главный и тяжёлый труд учащегося. Методика обучения - это и методика воспитания и сохранения здоровья. Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Как научить такому труду? Как выработать привычку к нему, стремление к преодолению трудностей?
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться - это создание условий, обеспечивающих учащемуся переживание успеха в своей учёбе, ощущение радости смысла и результата своих усилий. Успех в труде - это основа взаимопонимания между преподавателем и учеником и, если хотите, родителями. Успех в труде - это радость.
Создание на занятиях спокойной обстановки, доброжелательности, когда учащиеся раскованы, свободны, потому, что внимание преподавателя сосредоточено не на ошибках, а на удачах, пусть самых маленьких. Нужно поддержать учащегося, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный успех, шаг вперёд.
По-разному приходят в образовательные учреждения учителя, и по-разному складывается их судьбы. Диплом - это лишь документ на право работать. Сложность труда преподавателя в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей.
Мы должны помочь обучающемуся осознать себя личностью, воспитать в нём чувство собственного достоинства, осознания ответственности за свои поступки. От веры нас в возможности своего ученика, от нашей настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи наших учеников.
Качества личности, которые мы должны внушать нашим ученикам:
- ответственность;
умение рефлексировать, т.е. анализировать пережитое, уметь отражать свои чувства и эмоции, осознавать своё место среди других людей;
умение самостоятельно действовать в условиях неопределённости;
- ориентация на высокое качество жизни, здоровый образ жизни.
Современный преподаватель должен сам быть креативной личностью, чтобы создать особую образовательную среду вокруг себя. Он должен быть сам пытливым, обладать энтузиазмом, быть искренним, практичным, а также терпеливым и хладнокровным, проницательным и добросовестным, открытым, кропотливым, честным, предусмотрительным, вежливым, увлечённым, способным вызывать симпатию, обладать чувством юмора. Особенности речи, движение и жестикуляция, производимое впечатление в сумме составляют индивидуальность преподавателя. Хотя, на мой взгляд, производимое впечатление с трудом поддаётся описанию. Это, возможно, то, как учащиеся определят отношение самого преподавателя к преподаваемому предмету. Наличие определённых особенностей в его поведении оказывает благоприятное воздействие на производимое им впечатление и, следовательно, на индивидуальность преподавателя. Например.
Энтузиазм. Ничто не воздействует на ученика лучше, чем энтузиазм преподавателя.
Искренность. Ребята быстро распознают преподавателя, который просто отбывает время. Поэтому преподаватель должен быть искренен и проявлять горячее желание лучше выполнить свою задачу. Это предполагает, что он должен быть всегда доступен для своих учеников после занятий, готов обсудить с ними любые проблемы, которые у них могут возникнуть.
Широта эрудиции. Преподаватель должен быть уверен в том, что глубоко изучил свой предмет. Широко эрудированный преподаватель уверен в себе и является предметом восхищения для своих учеников.
Творческое воображение (креативность). Преподаватели - индивидуумы, которые обладают различными склонностями, сильными и слабыми сторонами. Они должны стараться быть творческими, оригинальными и, если необходимо, драматическими, используя для этого свои сильные стороны и стараясь преодолевать недостатки. Правильное использование способностей и креативности преподавателя найдёт своё отражение в успехах его учеников.
Каждый преподаватель должен помнить, что для создания толерантной среды необходимо использовать принцип гуманизации в своей работе: восхождение к человеку (ученику, ребёнку) вне зависимости от его интеллектуальных и других способностей. Вера в индивидуальность каждого ученика подразумевает большую работу преподавателя над самим собой, над своим отношениям к людям, детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Ни в коем случае не забывать о принципе творчества, подразумевающий, что в учебный процесс вовлекается каждое чувство: обоняние, зрение, слух, эмоции, а также интуиция и воображение.
Креативность включает четыре стороны: среда, личность, продукт, процесс. Как надо поступить, чтобы создать креативную среду? Поможет правило педагогики: принять безусловную ценность индивида. Это даёт ученику возможность в процессе обучения быть самим собой, что приводит к его самовыражению. Выше я уже говорила о том, что педагог должен создать атмосферу, в которой отсутствует критика. Это раскрепощает, а критика вызывает желание защищаться. Воспитание креативной личности предполагает развитие у ученика уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, способствует развитию самоуважения, эстетического и этического иммунитета. Креативный процесс - это стимул становления и развития учащегося в том случае, если он протекает несколько спонтанно, незаоргани-зованно. В этом случае очень хорошо помогают произведения искусства, литература, которые преподаватель умело вплетает в канву урока. Это расширяет пространство воображения, учит прислушиваться и доверять собственным ощущениям.
Создавая толерантную образовательную среду, преподаватель не должен забывать о принципе рефлексивности, который означает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно - конфликтные ситуации, умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных отношениях, ставить и решать неординарные практические задачи. Я уже указывала на важные качества личности. Так показателем сфор-мированности рефлексивной культуры является способность ученика работать в условиях неопределённости.
Учёные представляют интеллект в виде трёхмерной модели:
абстрактный интеллект (способность понимать абстрактные, вербальные, математические символы и производить с ними действия);
конкретный интеллект (способность понимать вещи и предметы материального мира и производить с ними действия);
социальный интеллект (прогнозирование поведения).
Всё это: способность к абстрактному мышлению, к технической деятельности и к общению с людьми. Высокий показатель 10 не коррелирует с жизненными успехами.
Обучение - это процесс образования личности. В дальнейшем, после получения профессии, необходимо помнить, что профессионализм является одним из средств реализации потенциальных возможностей человека и во многом предопределяет степень удовлетворённости жизнью, так как труд относится к числу наиболее оптимальных средств развития и самореализации личности.
Литература
Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. В., М., 1973.-288 с.
Педагогика. Под редакцией профессора П. И. Пид-касистого. 1996 г.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб: Каро, 2002. - 108 с.
Коч Л. А. Креативная этика. М.
Леонтьев А. А. Педагогика. 1999. №4.
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. 2002. -
224 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.
Яценко Л. В. Творчество и диалектика в сб. «Креативная педагогика» под ред. Зиновкиной М. 1988.
Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дошл
нительного профессионального педагогического образования. — М.: Академический Проект, 2004.
Соколова Т. А. Теоретико-методологические основы арт-педагогики. "Методист" 2008. №8. - С. 58.
Соколова Т. А. Использование арт-педагогических технологий в работе с одарёнными детьми. "Методист" 2008. №10. - С. 49.