Создание учителем условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта.
Я в качестве классного руководителя успешно работает уже 33 года. За время работы в школе была классным руководителем : 5 «А»- 10 «А» с1987 по 1993г , 5 «А»- 11 «А» с1995 по 2002год , 5 «А» - 11 «А» с 2002 по 2009 год.,5»А »-11»А» с 2009 по 2016, 5»Д с 2015года Сейчас являюсь классным руководителем 8 «Д» класса. Когда ребята приходили в 5 класс, моей задачей было: сохранить «лицо» класса, сформированного в начальной школе, обеспечить скорейшею адаптацию ребят в среднем звене и развить интеллектуальный потенциал класса. Лучше узнать ребят на I этапе помогала диагностика и анкетирование. Стараюсь всегда работает вместе с психологом школы. Анализ диагностики и анкетирования помогал правильно ставить воспитательные задачи, которые необходимо было решать, и давал мне возможность правильно выбирать методы реализации этих задач.
Классы , в которых я работаю, очень активные в учебной деятельности, инициативные в общественной жизни. Мне приходиться много своего времени отдавать детям. В классе у меня каждый ученик знает, за что он отвечает. Выпуск «Молний» о учебе, о результатах трудовых десантов, о достижениях в спорте, листов здоровья и др. говорит о том , что дети не безразличны к своей жизни в классе. Поездки, экскурсии, походы, проведение различных воспитательных мероприятий у нее направлены на воспитание общественно – активной личности, умеющей отстаивать свои взгляды. Я понимала, что время диктует отказаться от педагогики авторитаризма и насилия и дать обществу свободного человека, хозяина собственной судьбы. Очевидно, что успешно интегрироваться в современное общество, стремится к его совершенствованию, а заодно к совершенствованию и реализации самого себя может только человек, с развитым мотивом достижения. И это стало главным в мой воспитательной работе. Если ребёнок не может утвердиться в учёбе, ее задача была - помочь ему, найти дело по душе, по способностям, по интересам, чтобы он смог почувствовать себя в нём достойным человеком. Я всегда отмечаю , что у ребенка могут быть разные признаки одаренности и стараюсь увидеть и развить в меру психологических возможностей эти задатки.
Я создала свою воспитательную систему и назвала её «Успех».
Концепция воспитательной системы «Успех» учителя МОУ СОШ №1 г. Лиски Воронежской области Ждановой Ольги Анатольевны
Цель воспитательной системы: Формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.
Задачи:
1.Создать условия для возможности достижения значимых результатов в деятельности ребенка и коллектива в целом.
2. Выявление потенциала личности учащегося .
3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся .
4.Дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижений, осознать свои возможности, поверить в себя.
5.Воспитывать нравственные качества , формировать человека нацеленного на совершенствование общества.
6.Стремление сделать здоровый образ жизни нормой жизни.(приложение1)
Чтобы правильно ставить воспитательные задачи я проводит различные диагностики. Результаты их учитываю при построении своей воспитательной работы.
Мониторинг позволяет проследить и изучить внутреннее состояние ребенка, выявить его отношение к учебной задаче, к цели и обстоятельствам осуществляемой им деятельности .Дает возможность выяснить причины неудач школьника и наметить пути индивидуальной работы с ним и ,главное, определить вид поддержки.
Мониторинг успеваемости, качества знаний, степень обученности класса за последние три года.
Смооценка – это оценка ребенка самого себя , своих возможностей. Качеств и места среди людей .Она является важным регулятором поведения личности. От самооценки зависит взаимоотношения ребенка с окружающим его коллективом, его критичности. Требовательности к себе , отношение к успехам и неудачам .Поэтому я уделяет большое внимание самооценке своих учеников. В режиме мониторинга отслеживается уровень оценки ученика (по Дембо-Рубенштейну). Ученикам предлагаться оценить себя от 0% до 100% по предложенным критериям: здоровье, красота, умелые руки, авторитет у товарищей, счастье, ум. (Приложение №3) . На протяжении всего обучения прослеживают уровень воспитанности учащихся. На основании этой диагностики прослеживаю изменения в личности учащегося и, в связи с этим, меняю или корректирую поставленные воспитательные задачи. Изменение уровня воспитанности с начало прослеживаю каждого учащегося, чтобы увидеть какую индивидуальную работу необходимо проводить с каждым учащимся, а затем анализирую показатели всего класса (Приложение №4) . Каждый провожу тестирование на определения социального статуса своих учеников ( Приложение№5).Эта воспитательная система оправдывает себя . Коллектив класса сплочен. Ребята активно участвуют во всех мероприятиях школы и города, защищая честь школы и класса. Это и подготовка , активное участие в проведении таких традиционных праздников как « День учителя», « Новый год», «Встреча с выпускниками нашей школы», « День защитника отечества», « 8 марта»и др. Ни один районный смотр художественной самодеятельности школы не прошел без участия ребят. Они участвовали в муниципальном конкурсе на лучший литературный праздник , посвященный Году книги Воронежской области , где заняли 1 место, принимали участие в работе детско- ветеранского единения, где одна из учениц была командиром отряда и была отмечена грамотой за боевой дух и умение вести за собой коллектив. Участвовали в областной акции « Будущее без наркотиков», в работе школы гражданского становления личности. Учащиеся имеют много грамот за участие в различных олимпиадах и конкурсах. Класс был победителем школьного конкурса « Самый классный класс». За все время работы учащиеся не имели правонарушений.
Губернаторский резерв. Отбор кандидатов для включения в программу был произведён на основе рейтинга успешности выпускников общеобразовательных школ, который формировался с опорой на суммарный балл результатов ЕГЭ по четырем предметам учебного плана. На основе полученных результатов отбор прошли 7 выпускников из социально незащищенных семей области. Во время обучения будущие специалисты становятся членами интеллектуального "Губернаторского клуба", регулярно участвуют во встречах и обсуждениях с губернатором, членами правительства, промышленной и бизнес- элитой региона. Ученица Насонова Татьяна , которая одна из семи выпускников области прошла отбор ,вошла в программу «Губернаторский резерв».
Голева Юлиана- лауреат районного конкурса по поддержке талантливой молодежи в номинации « Учебная научно-исследовательская деятельность»,Железняк Олег - лауреат районного конкурса по поддержке талантливой молодежи в номинации «Любительский спорт».Чернова Ангелина и Железняк Олег получали губернаторскую степендию .
Концепция воспитательной системы «Успех» учителя МОУ СОШ №1 г. Лиски Воронежской области Ждановой Ольги Анатольевны .
Цель воспитательной системы: Формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.
Задачи:
1.Создать условия для возможности достижения значимых результатов в деятельности ребенка и коллектива в целом.
2. Выявление потенциала личности учащегося .
3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся .
4.Дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижений, осознать свои возможности, поверить в себя.
5.Воспитывать нравственные качества , формировать человека нацеленного на совершенствование общества.
6.Стремление сделать здоровый образ жизни нормой жизни.(приложение1)
Принципы построения воспитательной системы:
1.Принимать ребенка таким ,каков он есть.
2.Учитывать возрастные особенности учащегося.
3.Работать вместе, решать проблемы вместе, учиться вместе
4.Открытость и доброжелательность во всем.
Создание ситуации успеха для личностного развития .С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того . что результат . которому стремилась личность в своей деятельности . либо совпадал с ее ожиданиями . надеждами .либо превзошел их. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетаний условий , при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности . так и коллектива в целом. Ситуация – это создание условий . которые обеспечивают успех . сам успех – результат подобной ситуации.
Задачи учителя:
Дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения.
Осознать свои возможности .
Поверить в себя.
Переживания учеником ситуации успеха:
1.повышает мотивацию и развивает познавательные интересы , позволяет ученику почувствовать удовлетворение от деятельности;
2. стимулирует к высокой результативности труда ;
3. корректирует личностные особенности такие ,как тревожность, неуверенность , самооценку;
4. развивает инициативность , креативность, активность;
5.поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Технологические операции создания успеха:
1.снятие страха
2.скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности;
3.авансирование успешного результата;
4.мобилизация активности или педагогическое внушение;
5.внесение мотива;
6.персональная исключительность. Высокая оценка детали
Критерии личности | Характеристика |
1.Целеустремленность | |
2.Организованность | Планомерное, последовательное стремление к цели и самоконтроль. |
3.Конструктивное отношение к жизни | Создание положительного настроя даже в критических ситуациях. Превращение проблем в задачи и получения удовольствия от их решения |
4.Компетентность | Способность применять некие знания для достижения цели |
Успешный человек =Позитив + ответственность + умение и привычка ставить цели + направленность на результат = здоровье и энергетика + воля =развитое мышление + креатив.
Показатели успешности гуманно – личностного процесса
1 Успешность личности
Умственные способности
.Положительная динамика академической успеваемости.
2.Развитие интеллектуально – познавательной сферы (интеллект)
3
Социум
Ценностные ориентиры
.Формирование ключевых компетенций.
4.Становление моральных способностей (воспитанности)
5. Общее личностное развитие.
Умственные способности.
1.Достижения в учебе.
2.Интелект.
| Классный руководитель | дети | Родители |
5-7 класс | Тестирование: темперамент ,интеллект. Мониторинг обученности Анкетирование: ситуация в семье, тип семейных отношений, диагностика тревожности. Определение нормы учебной нагрузки. Кл. ч. «Я пятиклассник»,познавательные экскурсии ,создание научного общества в классе подведение итогов успеваемости, в конце года кл . ч. «Наши успехи». | Участие в олимпиадах ,конкурсах, оформление предметных газет, разработка и защита различных проектов, написание докладов, участие в предметных КВН и играх. Оформление портфолио. | Кл. род. соб: 1.Трудности адаптации пятиклассника к школе. 2.О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника. |
8-9 класс | Тестирование :интеллект (Вандерлиг),мониторинг обученности. Интерактивные игры, проведение предметных недель | Участие в олимпиадах. конкурсах, научно – исследовательской деятельности, подготовка к экзаменам, ведение портфолио. | Кл. род. соб: 1 . «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». 2. «Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой». |
10-11 класс | Мониторинг обученности, тестирование на интеллект (Вандерлиг). Интеллектуальные игры. | Участие в олимпиадах и конкурсах, выполнение различных заданий высокого мыслительного уровня. | Кл. род. соб: 1. «Выпускной не за горами». 2 .«Особенности организации учебного труда школьников в 10 классе, роль родителей в этом процессе». |
Ценностные ориентиры.
1. Патриотизм.
2.Адекватная самооценка.
3. Необходимый уровень воспитанности.
4.Умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
5.Активная жизненная позиция.
| Классный руководитель | Дети | Родители |
5-7 Класс | Тестирование :самооценка. Кл. ч «Моя школа», «Край мой родной», «Они защищали Родину», кл .ч. цикла духовно – нравственного развития: а) доброта; б) дружба. Экскурсии по родному краю. | Посещение краеведческого музея города, участие в акции «Доброе сердце» и «Милосердие». Работа над летописью нашего края, создание родословного древа семьи. Изучение прав и обязанностей школьника. Изучение правил поведения: 1) умение вести себя на улицах и общественных местах, 2) поведение на природе. | Род. соб: « Первые проблемы подросткового возраста», «Агрессия ее причины и последствия», Организация родительского комитета и вовлечение родителей в дела класса. |
8-9 Класс | Тестирование : самооценка(по Дембо-Рубинштейну) Кл. ч. цикла «Судьба и Родина едины» Кл.ч. цикла духовно – нравственного развития: любовь. Кл.ч. цикла «Профессия моих родителей». | Участие в акции « Гражданин». Работа над летописью нашего края. Посещение театров и выставок. Знакомство с работой предприятий города, с разными профессиями. | Род. соб: «Как уберечь подростка от насилия», «Ваш ребенок влюбился..», «Курение и статистика», |
10-11 класс | Тестирование: самооценка (по Дембо- Рубенштейну). Кл.ч. цикла «Что значит быть культурным человеком», «Экологические проблемы страны и родного края» | Посещение музеев ,театров и выставок. | Род. соб: «Характер моего ребенка», «Закон и ответственность» «Ответственность, самооценка и контроль. Как их в себе развить?» |
Социум.
1.Взаимовыручка.
2.Взаимопонимание.
3.Толерантность.
4.Критичность к себе.
5.Умение противостоять негативным проявлениям.
6.Способность отказаться от своих ошибочных взглядов с уважением и тактом к своему собеседнику.
| Классный руководитель | Дети | Родители |
5-7 Класс | Профилактика травматизма первая медицинская помощь. Тестирование : социометрия. Выявление интересов и склонностей. Реклама кружков секций. Кл. ч: « Мои увлечения» | Экологические десанты Аэрофитомодуль. Развитие органов самоуправлении- программа «Лидер».Ведение портфолио. | Род. соб: « Первые проблемы подросткового возраста», «Агрессия ее причины и последствия», Организация родительского комитета и вовлечение родителей в дела класса. |
8-9 Класс | Тестирование : социометрия. Экскурсии в театры. Мониторинг «Свободное время учащихся». Тестирование: «Выявление интересов и склонностей». | Экологические десанты, акция «Сделай микрорайон чище». Участие в спортивных праздниках, соревнованиях. День здоровья. Ведение порфолио. | Род. соб: «Как уберечь подростка от насилия», «Ваш ребенок влюбился..», «Курение и статистика», «Склонности и интересы в выборе профессии». |
10-11 класс | Тестирование: социометрия. Кл.ч. цикл «Я и моя будущая профессия», «Мы говорим наркотикам – нет !», анкета выявления уровня безопасности в классе и в школе. «Спид – реальность или миф?» | Участие в акции « Сделай микрорайон чище», экологический десант. | Род. соб: «Об этом с тревогой говорят родители. Наркомания. Что нужно знать». «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения». « Профессии, которые выбирают наши дети». |
Приложение №3.
Самооценка учащихся класса и ее мониторинг.
| 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
Высокий | 78% | 86% | 86% |
Средний | 22% | 14% | 14% |
Низкий | 0% | 0% | 0% |
1-высокая;;2- средняя; 3- низкая.
Отборка данных: ( здоровье не учитывается) . Самооценка = сумма значений по 5 критериям . Средняя величина самооценки 45- 55%. Мы видим ,что в данном классе высокая самооценка.
Так же в режиме мониторинга отслеживается уровень социального статуса ученика. Социальный статус ученика заполняется на основе результатов социометрии по вопросам:
-Кого бы ты пригласил на день рождения (3 чел.)
-Кого бы ты взял работать с собой в кооператив ,где надо работать и честно делить деньги поровну.
-Кого бы ты назвал «Умелые руки»
-Кого бы ты назвал организатором класса.
- Кого бы ты взял с собой в поход.
-Кого бы ты взял из класса на конкурс « Веселый праздник».
По приведенному ниже графику видно , что « одиночества» в классе не было и нет , а процент учеников с низким статусом личности уменьшился с 17% до 14%
Приложение №4.
Уровень воспитанности класса.
1 . уровень воспитанности каждого ученика(за 3 года), например :
2.Показатели класса ( 3 года):
3. Уровень воспитанности класса:
Уровень воспитанности:
касс | высокий | средний | низкий |
7 класс | 27% | 73% | 0% |
8класс | 32% | 68% | 0% |
9класс | 31% | 68% | 0% |
10класс | 21% | 79% | 0% |
11класс | 33% | 67% | 0% |
| | | |
Приложение№5.
Социометрия класса:
| 2013- 2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
высокий | 46% | 46% | 46% |
средний | 38% | 42% | 42% |
низкий | 17% | 14% | 14% |
1 ряд- высокий
2 ряд – средний
3 ряд - низкий