Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
«… учение лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению без которого он далеко не уйдет»
К.Д. Ушинский
К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
А.З. Рахимов : «Важная особенность познавательного интереса то, что в центре находится такая познавательная задача, которая требует от ученика активной творческой деятельности».
В. А. Сухомлинский: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
Мотивирующее значение в процессе обучения имеют и эмоции:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Существует большое количество приемов создания ситуации успеха:
«Лестница» или «Встань в строй»
«Даю шанс»
«Следуй за нами»
«Эврика» .
Алгоритм создания ситуации успеха
1. Снятие страха
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»
«Люди учатся на своих ошибках и находят способы решения»
2. Авансирование успешного результата
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
«У Вас обязательно получиться»
3. Скрытое инструктирование ребёнка
«Возможно лучше всего начать с…»
« Выполняя работу, не забудьте о…»
4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость)
«Без твоей помощи…»
5. Персональная исключительность
«Только ты и мог бы…»
«Только тебе , я и могу доверить…»
« Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали.
« Тебе особенно удалось то объяснение…»
«Больше всего мне в твоей работе понравилось..»
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи