В процессе моей работы я пришла к выводу, что опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин ,способов действий, проявлению, так как представленный с учётом актуального развития дошкольников.
Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация
на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир мы с детьми стремились не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. В старшем возрасте дети уже задумывались о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звуков в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. А уже в подготовительной группе я опираюсь на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания что позволит ребенку создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты ,сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Я пришла к выводу, что основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями ,умениями , навыками, усвоенным опытом достижением результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать ,интерпретировать его своей практической деятельностью, что позволяет ребёнку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
В развитии способности детей экспериментировать я опиралась на определенную систему ,в которой включила демонстрационные опыты ,осуществляемые мною в специально организованной видах деятельности, наблюдения выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Наблюдая за детьми я пришла к выводу что в обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельность» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности .Эксперимент же специально организованные мною будет безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности. В связи с этим организованные мною опыты отвечали следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правила обращение с ними, безотказность действие приборов и правила обращения с ними ,показ только существенных сторон явления или процесса ,отчётливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Эксперимент в детском саду позволял мне познакомить детей с конкретными исследовательскими методами с различными способами измерений ,с правилами и техники безопасности при проведения эксперимента.
Экспериментирование использовалась в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравились занятия на которых они вместе со мной совершенствовали свои первые открытия, учились объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителей, ставили такие же опыты дома, учились выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Первое, что необходимо сделать это сформировать примерный перечень материалов для исследований, способствующих, раскрытию развивающего потенциала данного материала.
Примерный перечень материалов и оборудования для центра экспериментирования
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и тлт.)
Мерные ложки.
Сита и воронки разного материала, объема.
Резиновые груши разного объёма.
Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
Резиновые или пластиковые перчатки.
Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
Гигиенически безопасные, пенящиеся детские шампуни, пинки для ванн, сыпучие вещества (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
Взбивалка, деревянная лопатка, палочки для мороженого.
Природный материал (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
Технические материалы (гайки, винты, болтики и т.п.) в контейнерах. Увеличительные стёкла, пробирки.
Контейнеры (тазы) с песком и водой).
Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
Часы механические, песочные.
Свеча в подсвечнике.
Разнообразные виды календарей (отрывные, перекидные плакатные)
Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
Степлер, дырокол, ножницы.
Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Тальк, детский крем.
Второй - это создание условий для хранения всего практического материала. Необходимо организовать центр экспериментирования, где весь материал должен находится в доступном для детей месте.
Материалы должны быть подобраны в таком количестве, что одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
В третьих – необходимо создание методической системы работы по детскому экспериментированию.
Вся работа организована по 3 темам:
Живая природа;
Неживая природа;
Рукотворный мир.
Работа по данным темам осуществляется на основе разработанного перспективного плана с усложнением целей, задач и способов преобразования.