Выступление на 30 августа 2019 года
«Создание условий для получения образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 1
На 1 сентября 2019 года в школе обучается 425 обучающихся, 21 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – 21 человек, что составляет 5 % от общего числа обучающихся.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.
Слайд 2
Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Слайд 3
Всего специалисты выделяют несколько групп, по которым разделяются дети с ОВЗ в учебных заведениях:
Нарушение слухового аппарата. В эту группу относят глухих, слабослышащих детей, а также с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата.
Нарушение зрения. Сюда относятся незрячие или слабовидящие дети, которые не могут использовать зрение в познавательных занятиях. Программа для детей с ОВЗ зрительного аппарата проводятся с использованием специализированной литературы, устной речи и под наблюдением специалистов (воспитатели, младшие воспитатели и т.д.)
Проблемы с опорно-двигательной системой. Сложные заболевания относящиеся к сложным формам, инвалидности. Нарушения опорно-двигательного аппарата, проявляется у детей с нарушением работы спинного мозга, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.
Задержка психического развития. К такой группе причисляют детей с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций.
Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.
Тяжелые нарушения речи. Сюда можно отнести детей с любым сложным нарушениям коммуникативных функций, приводящим к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, невозможности чтения или заикания. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне.
Расстройство общения или поведения. Относятся дети с психологическими особенностями: нарушение развития, сложности общения со сверстниками, гиперактивность или недостаток внимания.
Комплексное нарушение. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка. Обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды согласно специальному плану занятий, разработанных специалистами.
Слайд 4
В нашей школе большее количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это обучающиеся с задержкой психического развития.
ЗПР – парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте.
Слайд 5
На 2019-2020 учебный год обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – 21, из них 5 – дети-инвалиды, 4 – по заключению врачебной комиссии, 13 – по заключению ПМПК. На индивидуальном обучении из них – 5 обучающихся.
Слайд 6
Почти во всех классах есть обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 7
6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие такой статус в прошлом учебном году, нуждаются в прохождении ПМПК, из них один обучающийся является учеников 9 класса, поэтому ему также необходимо пройти ПМПК для установления специальных условий для прохождения государственной итоговой аттестации.
Слайд 8
Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
В рекомендациях ПМПК должна быть определена образовательная программа (основная образовательная программа начального, или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной образовательной программы начального, или основного, или среднего общего образования - ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273; вариант адаптированной основной общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью; адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, - п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); форма получения образования; необходимость периода динамического наблюдения; направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофре-нопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог); условия прохождения государственной итоговой аттестации и др.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации).
В основном, ставят рекомендации к особенностям организации образования – 2.4, 2.5, к специальным образовательным условиям – 3.7, направления психолого-педагогической коррекции – 4.7. Все расшифровки этих рекомендаций можно посмотреть в «Методических рекомендациях по организации специальных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключениями ПМПК»
Слайд 9
Для выявления готовности педагогов работать с обучающимися с ОВЗ нами было проведено анонимное анкетирование педагогов «Определение готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ»
Результаты показали, что педагоги нашей школы имеют в основной массе средний уровень готовности педагога к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. А именно: у педагогов имеются ограниченные знания в области инклюзивного образования, недостаточно знаний о формах и методах работы с детьми с нарушениями в развитии. Педагоги психологически могут быть не готовы к работе с детьми с ОВЗ. Недостаточно уверены в своих умениях и навыках по организации совместного образования детей возрастной нормы и детей с ОВЗ, хотя готовы к освоению новых педагогических технологий для обеспечения условий организации инклюзивного образования.
Слайд 10
На 2019-2020 учебный год поставлена следующая цель работы с детьми с ОВЗ - создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся.
Слайд 11
Выделены следующие направления работы с обучающимися с ОВЗ:
Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
Работа с классными руководителями, учителями - предметниками.
Работа с центром диагностики и консультирования (ПМПК).
Работа с родителями детей с ОВЗ.
Работа школьного консилиума.
Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.
Слайд 12
Поставлены задачи:
Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
Создать условия для успешной социализации обучающихся.
Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.
Организовать постоянно действующий семинар для учителей школы «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Организовать постоянно действующий лекторий для родителей «Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья».
Слайд 13 – 15
Составлен план работы с детьми с ОВЗ. Он представлен на экране.
Слайд 16
Представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания условий для обучения и воспитания детей.
В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности и устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
- по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или) направленности - приказ Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- по дополнительным общеобразовательным программам - приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
На 1 сентября 2019 года на индивидуальное обучение выведено 6 обучающихся:
1 класс -
2 класс –
3 класс –
4 класс –
5 класс-
6 класс –.
Спасибо за внимание.