Создание условий в группе в соответствии с ФГОС для реализации коммуникативной деятельности (по возрастам).
Автор: Данилова А.Г. -
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 67 «Улыбка»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Формирование правильной речи и развитие коммуникативных способностей детей – одна из основных задач дошкольного образования.
Извлечение из ФГОС ДО .
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель: обеспечение речевой развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
1. Педагогам использовать правильную речь.
2. Использовать наиболее эффективные методы и приемы формирования и развития разных сторон речи детей.
3 . Создать условия в группе - обеспечить специальным оборудованием.
4. Организовывать работу с родителями, направленную на формирование правильного коммуникативного воспитания в семье.
Речь педагога
Качества речи педагога:
- правильность,
- точность,
- логичность,
- чистота, выразительность.
Методы развития речи
Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Практические:
-заучивание наизусть;
- дидактические игры;
-пересказ;
-игры-драматизации;
-инсценировки;
-обобщающая беседа;
-рассказывание без опоры на наглядный материал
- дидактические упражнения;
-пластические этюды;
-хороводные игры
Требования к предметно – пространственной среде
Среда должна быть:
- содержательно - насыщенной
- трансформирумой
- полифункциональной
- вариативной
- доступной
- безопасной
Оснащение книжного уголка (1 младшая группа)
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
- Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам;
- Книги с динамичными элементами;
- Книжки разного формата: книжки-половинки, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- Книжки-панорамы;
- Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками и т.п.);
- Книжки-раскладушки, в том числе и
изготовленные своими руками;
- Предметные картинки с изображением
предметов ближайшего окружения
(предметы мебели, одежды, посуды,
животных), сюжетные картинки с
самыми простыми сюжетами,
Оснащение книжного уголка (2 младшая группа)
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
- Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
- Книги с обычной листовой структурой;
- Эстампы на темы русских народных сказок.
- Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Оснащение книжного уголка (средняя группа)
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. ( 4-6 книг, остальные - в шкафу).
- Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
- Добавляются альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
- Открытки для рассматривания по произведениям;
- Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
- Тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
- Материал для ремонта книг.
Оснащение книжного уголка (старшая группа)
Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (могу быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
- Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К.Чуковский;
- Книги, рекомендованные программой;
- Книги – самоделки;
- Энциклопедии («умные» книжки), словари;
- «Толстые» книжки;
- Добавляются альбомы (иллюстрации ) о Родине, о технике, космосе;
- Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок,
литературных произведений,
мультфильмов;
- Портреты художников – иллюстраторов;
- Тематические выставки «Веселые книжки»,
«Книги о нашей стране» и т.п., выставки с
рисунками детей на заданную тему.
Оснащение книжного уголка (подготовительная группа)
Количество книг в уголке не регламентировано.
- Книги на различную тематику (рассказы о Родине, ее истории, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, и т.д.):
- 2-3 сказочных произведения;
- Произведения, с которыми в данное время детей знакомят в ОД;
- Рассказы в картинках;
- Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, других писателей с иллюстрациями разных художников;
- Книги, которые дети приносят из дома;
- Книги на школьную тематику;
- Портреты известных детских писателей,
поэтов;
- Книги – самоделки;
- Энциклопедии, словари, журналы;
- Библиотечка по книжкам – малышкам.;
- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры
«Библиотека».
Требования к зоне речевого развития
- Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по основным лексическим темам;
- Наличие картотеки речевых игр;
- Наличие разных видов театров ;
- Наличие атрибутов для театрализованных игр;
- Комплекты игрушек (дидактические, образные;
- Различного типа лото;
- Альбомы по речевому развитию, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
- схемы, таблицы, мнемотаблицы;
- результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и т.д.
Оснащение центра речевого развития
Младший
дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий.
4. Серии из 4 картинок: части суток , времена года.
5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку).
Оснащение центра речевого развития
Средний
дошкольный возраст
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы и др. 2. Наборы парных картинок: типа «лото» из 6-8 частей и на соотнесение (сравнение). 3. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам ( 2-3 ) (назначение, цвет, величина). 5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий . 6 . Серии картинок «Времена года».
7. Сюжетные картинки с разной тематикой. 8. Кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 9.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 10. Разрезные контурные картинки ( 4-6 частей). 11. Набор кубиков с буквами. 12. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Оснащение центра речевого развития
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания . 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа . 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5. Игры на уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. 6. Пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте:
Работа с родителями
Педагог должен:
- познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника.
- повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
- вовлечь родителей в педагогический процесс (в т.ч. процесс правильного формирования речи ребенка) и жизнь группы.
Достижения ребенка на конец обучения
- Ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
- Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни.
- Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.
- В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
- Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.
- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.
- Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
Речевое развитие – важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша. И когда он вырастет - скажет вам СПАСИБО.