СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание условий в группе в соответствии с ФГОС для реализации коммуникативной деятельности (по возрастам).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогам и воспитателям ДОУ при организации предметно - пространственной среды: центра речевого развития и книжного центра в группе в разных возрастных группах.

Просмотр содержимого документа
«"Создание условий в группе в соответствии с ФГОС для реализации коммуникативной деятельности (по возрастам).»

Создание условий в группе в соответствии с ФГОС  для реализации коммуникативной деятельности (по возрастам).   Автор: Данилова А.Г. - воспитатель МБДОУ «Детский сад № 67 «Улыбка»

Создание условий в группе в соответствии с ФГОС для реализации коммуникативной деятельности (по возрастам).

Автор: Данилова А.Г. -

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 67 «Улыбка»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Формирование правильной речи и развитие коммуникативных способностей детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка. Формирование правильной речи и развитие коммуникативных способностей детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Извлечение из ФГОС ДО . Речевое развитие включает:  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Извлечение из ФГОС ДО .

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель: обеспечение  речевой развивающей предметно-пространственной среды. Задачи:  1. Педагогам использовать правильную речь.  2. Использовать наиболее эффективные методы и приемы формирования и развития разных сторон речи детей.  3 . Создать условия в группе - обеспечить специальным оборудованием. 4. Организовывать работу с родителями, направленную на формирование правильного коммуникативного воспитания в семье.

Цель: обеспечение речевой развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

1. Педагогам использовать правильную речь. 

2. Использовать наиболее эффективные методы и приемы формирования и развития разных сторон речи детей. 

3 . Создать условия в группе - обеспечить специальным оборудованием.

4. Организовывать работу с родителями, направленную на формирование правильного коммуникативного воспитания в семье.

Речь педагога Качества речи педагога:  правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

Речь педагога

Качества речи педагога:

  • правильность,
  • точность,
  • логичность,
  • чистота, выразительность.

Методы развития речи Наглядные: - непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений; -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Практические: -заучивание наизусть; - дидактические игры; -пересказ; -игры-драматизации; -инсценировки; -обобщающая беседа; -рассказывание без опоры на наглядный материал - дидактические упражнения; -пластические этюды; -хороводные игры

Методы развития речи

Наглядные:

- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

Словесные:

- чтение и рассказывание художественных произведений;

-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

Практические:

-заучивание наизусть;

- дидактические игры;

-пересказ;

-игры-драматизации;

-инсценировки;

-обобщающая беседа;

-рассказывание без опоры на наглядный материал

- дидактические упражнения;

-пластические этюды;

-хороводные игры

Требования к предметно – пространственной среде  Среда должна быть:  содержательно - насыщенной трансформирумой полифункциональной вариативной доступной безопасной

Требования к предметно – пространственной среде

Среда должна быть:

  • содержательно - насыщенной
  • трансформирумой
  • полифункциональной
  • вариативной
  • доступной
  • безопасной
Оснащение книжного уголка  (1 младшая группа)  В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам; Книги с динамичными элементами; Книжки разного формата: книжки-половинки, книжки – четвертушки, книжки – малышки; Книжки-панорамы; Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками и т.п.); Книжки-раскладушки, в том числе и  изготовленные своими руками; Предметные картинки с изображением  предметов ближайшего окружения  (предметы мебели, одежды, посуды,  животных), сюжетные картинки с  самыми простыми сюжетами,

Оснащение книжного уголка (1 младшая группа)

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам;
  • Книги с динамичными элементами;
  • Книжки разного формата: книжки-половинки, книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • Книжки-панорамы;
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками и т.п.);
  • Книжки-раскладушки, в том числе и

изготовленные своими руками;

  • Предметные картинки с изображением

предметов ближайшего окружения

(предметы мебели, одежды, посуды,

животных), сюжетные картинки с

самыми простыми сюжетами,

Оснащение книжного уголка  (2 младшая группа) В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; Книги с обычной листовой структурой; Эстампы на темы русских народных сказок.   Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Оснащение книжного уголка (2 младшая группа)

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  • Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
  • Книги с обычной листовой структурой;
  • Эстампы на темы русских народных сказок.  
  • Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Оснащение книжного уголка  (средняя группа) В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. ( 4-6 книг, остальные -  в шкафу). Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; Добавляются альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин; Тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); Материал для ремонта книг.

Оснащение книжного уголка (средняя группа)

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. ( 4-6 книг, остальные -  в шкафу).

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  • Добавляются альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
  • Открытки для рассматривания по произведениям;
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
  • Материал для ремонта книг.

Оснащение книжного уголка  (старшая группа) Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (могу быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой,  Н.Носов, К.Чуковский; Книги, рекомендованные программой; Книги – самоделки; Энциклопедии («умные» книжки), словари; «Толстые» книжки; Добавляются альбомы (иллюстрации ) о Родине, о технике, космосе; Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок,  литературных произведений,  мультфильмов; Портреты художников – иллюстраторов; Тематические выставки «Веселые книжки»,  «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с  рисунками детей на заданную тему.

Оснащение книжного уголка (старшая группа)

Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (могу быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);

  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой,  Н.Носов, К.Чуковский;
  • Книги, рекомендованные программой;
  • Книги – самоделки;
  • Энциклопедии («умные» книжки), словари;
  • «Толстые» книжки;
  • Добавляются альбомы (иллюстрации ) о Родине, о технике, космосе;
  • Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок,

литературных произведений,

мультфильмов;

  • Портреты художников – иллюстраторов;
  • Тематические выставки «Веселые книжки»,

«Книги о нашей стране» и т.п., выставки с

рисунками детей на заданную тему.

Оснащение книжного уголка  (подготовительная группа) Количество книг в уголке не регламентировано. Книги на различную тематику (рассказы о Родине, ее истории, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, и т.д.): 2-3 сказочных произведения; Произведения, с которыми в данное время детей знакомят в ОД; Рассказы в картинках; Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, других писателей с иллюстрациями разных художников; Книги, которые дети приносят из дома; Книги на школьную тематику; Портреты известных детских писателей,  поэтов; Книги – самоделки; Энциклопедии, словари, журналы; Библиотечка по книжкам – малышкам.; Атрибуты для сюжетно-ролевой игры  «Библиотека».

Оснащение книжного уголка (подготовительная группа)

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • Книги на различную тематику (рассказы о Родине, ее истории, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • Произведения, с которыми в данное время детей знакомят в ОД;
  • Рассказы в картинках;
  • Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, других писателей с иллюстрациями разных художников;
  • Книги, которые дети приносят из дома;
  • Книги на школьную тематику;
  • Портреты известных детских писателей,

поэтов;

  • Книги – самоделки;
  • Энциклопедии, словари, журналы;
  • Библиотечка по книжкам – малышкам.;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевой игры

«Библиотека».

Требования к зоне речевого развития Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по основным лексическим темам; Наличие картотеки речевых игр; Наличие разных видов театров ; Наличие атрибутов для театрализованных игр; Комплекты игрушек (дидактические, образные; Различного типа лото; Альбомы по речевому развитию, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д. схемы, таблицы, мнемотаблицы; результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и т.д.

Требования к зоне речевого развития

  • Наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по основным лексическим темам;
  • Наличие картотеки речевых игр;
  • Наличие разных видов театров ;
  • Наличие атрибутов для театрализованных игр;
  • Комплекты игрушек (дидактические, образные;
  • Различного типа лото;
  • Альбомы по речевому развитию, картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
  • схемы, таблицы, мнемотаблицы;
  • результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и т.д.

Оснащение центра речевого развития Младший  дошкольный возраст  1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе. 2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий. 4. Серии из 4 картинок: части суток , времена года. 5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку).

Оснащение центра речевого развития

Младший

дошкольный возраст

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий.

4. Серии из 4 картинок: части суток , времена года.

5. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку).

Оснащение центра речевого развития  Средний дошкольный возраст  1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы и др. 2. Наборы парных картинок: типа «лото» из 6-8 частей и на соотнесение (сравнение).  3. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).  4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам ( 2-3 ) (назначение, цвет, величина).  5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий .  6 . Серии картинок «Времена года». 7. Сюжетные картинки с разной тематикой.  8. Кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).  9.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).  10. Разрезные контурные картинки ( 4-6 частей).  11. Набор кубиков с буквами.  12. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Оснащение центра речевого развития

Средний

дошкольный возраст

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы и др. 2. Наборы парных картинок: типа «лото» из 6-8 частей и на соотнесение (сравнение). 3. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 4. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам ( 2-3 ) (назначение, цвет, величина). 5. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий . 6 . Серии картинок «Времена года».

7. Сюжетные картинки с разной тематикой. 8. Кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 9.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 10. Разрезные контурные картинки ( 4-6 частей). 11. Набор кубиков с буквами. 12. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Оснащение центра речевого развития  Старший дошкольный возраст 1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания . 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа . 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5. Игры на уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. 6. Пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте:

Оснащение центра речевого развития

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания . 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа . 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5. Игры на уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. 6. Пособия и демонстрационные материалы по подготовке детей к обучению грамоте:

Работа с родителями Педагог должен:  познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника. повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей. вовлечь родителей в педагогический процесс (в т.ч. процесс правильного формирования речи ребенка) и жизнь группы. 

Работа с родителями

Педагог должен:

  • познакомить родителей с особенностями развития речи дошкольника.
  • повысить у родителей педагогическую компетентность в вопросах речевого развития детей.
  • вовлечь родителей в педагогический процесс (в т.ч. процесс правильного формирования речи ребенка) и жизнь группы. 

Достижения ребенка на конец обучения Ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность. Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни. Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.  Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов. Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.

Достижения ребенка на конец обучения

  • Ребенок ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность.
  • Задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни.
  • Участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.
  • В коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
  • Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр.
  • Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов.
  • Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям.
Речевое развитие – важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша. И когда он вырастет - скажет вам СПАСИБО.

Речевое развитие – важный компонент развития ребёнка в целом, и важно не упустить момент становления речи малыша. И когда он вырастет - скажет вам СПАСИБО.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!