МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ
«МОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА»
Создание единого информационного пространства
в результате взаимодействия учителя, семьи и общественности при формировании УУД учащихся
Стуканог Земфира Закиевна,
заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 9
«…Процесс создания образовательного пространства школы рассматривается и сегодня как инновационная управленческая задача, как сложный многоэтапный процесс, требующий от администрации образовательного учреждения рассмотрения новых подходов к управлению этим процессом. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.
Естественно, такая школа требует и новых учителей, как глубоко владеющих психологопедагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы…»
Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого учащегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, которые определяют развитие мирового сообщества XXI века. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Создание единого информационного пространства становится ключом к решению проблем взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Информационная среда школы уже вошла в её жизнь, пронизывая все направления образовательной и воспитательной деятельности, органично дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими и образовательными ресурсами, а так же новыми образовательными методиками на основе ИКТ.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, учителя, ученики и их родители: администрация в сфере управления, а учителя в области повышения эффективности процесса обучения.
Формирование единого информационного пространства сводится к созданию общей информационной базы данных – компьютерного отображения информационного поля школы, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Главная цель единой информационной базы заключается в создании комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное целевое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, усовершенствованного за счет системного внедрения инновационных образовательных технологий и ИКТ для развития УУД учащихся и повышения качества, доступности и прозрачности образовательной деятельности школы, что соответствует государственному и социальному заказам на образование. В этих условиях особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку учащихся:
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (поиск и обработка информации, использование различных источников данных, работа с документами);
формирование умения и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
развитие умения находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные знания, умения и навыки;
развитие коммуникабельности, предполагающей учет различных точек зрения, умение анализировать их основания, навыки публичных выступлений, участия в дискуссии, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
Единое информационное пространство школы подчинено образовательному процессу, обеспечивает и обслуживает, в первую очередь, учебную деятельность школы, в центре находится ученик. И учащийся за годы обучения в школе получает самые передовые знания, умело и активно их применяет, диалектически мыслит, раньше социализируется, легче адаптируется к быстро меняющемуся миру и при этом успевает посещать кружки, секции, читать книги и т. д.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Основная идея создания единого информационного пространства школы - учебная, образовательная, воспитательная с составляющими:
1. Физическая, или «неэлектронная», составляющая. Это кабинет информатики, предметные и специальные кабинеты, библиотека (медиатека), помещения для кружковой, факультативной работы и группы продленного дня.
2. Информационная, или «электронная», составляющая включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение (в том числе сетевое), сайт школы, методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
3. Психологическая составляющая учитывает:
• тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между преподавателями и учащимися, а также учащихся между собой в реальных условиях образовательной среды учебного заведения;
• волю и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
4. Интеллектуальная составляющая учитывает:
• общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
• выдвигаемые приоритеты образовательного процесса;
• желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационного образовательного пространства учебного заведения.
Единое информационное пространство школы выполняет информационную, образовательную и коммуникативную функции за счет:
• наличия единой для всей школы базы данных, содержащей информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса (сведения о сотрудниках, учащихся и родителях (законных представителях), учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты и т. п.);
• наличия у пользователей возможности общения между собой и доступа к общим ресурсам;
• использования в учебном процессе разнообразных электронных учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки, а также интегрирования всех курсов в единую среду;
• наличия среды, в которой сотрудники школы и учащиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
Основой единого информационного пространства школы являются кабинеты информатики и информационных технологий, библиотека и компьютеризированные рабочие места учителей и администрации, объединенные в единую сеть на основе сервера.
В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения высокого качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребенка. В современных условиях значительно возрастает роль семьи и школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении здоровья детей школьного возраста. Семья и школа совместно создают благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья школьника и формирования здорового образа жизни.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
И.А. Ильин подчеркивает, что семья является «первичным лоном человеческой культуры» образовательной ситуации. Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям. Взаимодействие с семьями учащихся является важным направлением деятельности школы, педагогов, других специалистов.
В условиях внедрения новых образовательных стандартов возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом запросов родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно-нравственного развития и воспитания. Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации новых образовательных стандартов необходимо определить сущностные характеристики категории взаимодействия.
Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями города, а также с представителями общественности.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.
Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Сотрудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.
Серьезное влияние на семью оказывает информационное пространство. Но вместе с положительными тенденциями, связанными с тем, что информатизация общества открывает большие возможности для совершенствования семейного и школьного воспитания, происходит отчуждение детей от семьи и школы, погружение в коммуникационные сети.
Семья как социальный институт остается посредником между ребенком и обществом, определяющим его становление в реальной жизни, в социально-культурном пространстве. Общая культура родителей, ценностные ориентации семьи, умение и желание передать их детям являются основой духовного развития ребенка. В семье человек представляет ценность сам по себе, его любят за то, что он есть.
Для развития взаимодействия семьи и школы следует учитывать следующие принципы: системность, ценностно-смысловое самоопределение детей и взрослых, дифференцированность, социальное партнерство, технологичность, и самым главным - это единое информационное пространство, которое предполагает формирование упорядоченной совокупности потоков социально-педагогической информации, способствующей результативному решению проблем взаимодействия семьи и школы. Эти принципы реализуются через различные организационные формы, педагогические технологии и модели взаимодействия семьи и школы, которые существуют в опыте работы в нашей школе.
Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому «для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов», которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Взаимосвязь и сотрудничество происходит через проведение различных мероприятий (родительские гостиные, собрания, информационные общения), реализация совместных проектов и выезды (в природу, в культурно досуговые марши и т.п).
С сентября 2015 года в школе сформирована творческая группа учителей, по созданию коллекции ЦОР. Предусмотрен маршрут участия педагогов и учащихся в конкурсах и конференциях в сфере информатизации образования, участие учащихся в проектной деятельности с использованием ИКТ. Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ученика как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность, по следующим направлениям:
образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);
внеурочная деятельность;
взаимодействие семьи и школы;
повышение квалификации педагогов школы.
Современные педагогические и информационно-коммуникационные технологии применяются не только на уроках и в работе кружков, студий, факультативов, элективных курсов. В школе работает кружок компьютерной грамотности на базе компьютерного кабинета, активно применяет в своей работе информационно-коммуникационные технологии школьный музей.
В декабре 2015 года школе присвоен статус муниципальной инновационной площадке по теме: «Создание единого информационного пространства в сельской малокомплектной школе».
Единое информационное пространство школы включает в себя:
- общее количество компьютеров – 35;
- количество компьютеров в учебном процессе – 32;
- количество компьютеров, используемых на рабочих местах администрации –5;
- в кабинете информатики - 11
- методической службе (психолог) – 1;
- ноутбуков – 9;
- в библиотеке – 1;
- медиапроекторов – 12;
- количество сканеров - 2;
- количество принтеров – 12;
- количество компьютеров, объединенных в компьютерную сеть – 11;
- проекционных экранов – 8;
- интерактивная доска – 9;
- DVD проигрыватели – 1;
- цифровой фотоаппарат – 2;
- видеокамеры – 21;
- музыкальных центров – 1;
- синтезатор – 1;
- микшерный пульт – 1;
- локальная сеть – 211 компьютер.
Администрацией систематически обеспечивается изучение нормативных документов по вопросам информатизации образования, изучение передового педагогического и инновационного опыта, оказание помощи учителям в обобщении и представлении своего опыта работы в сфере применения ИКТ.
Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства содержит следующую информацию и постоянно обновляется
общая информация о школе
кадровые данные о преподавателях
личные данные об учащихся
учебный план
штатное расписание
данные о материально-технической базе
социальный паспорт школы
данные методической службы школы
статистические данные по итогам года.
Учителем информатики Селивановым А.А. проводятся индивидуальные консультации для учителей школы по вопросам работы на компьютере, в Электронном «Сетевом городе», созданию собственных и использованию готовых ЦОР. Вопросы внедрения ИКТ в образовательный процесс рассматривались на МС и совещаниях:
- «Перспективы внедрения ПК ЭШГ в практику работы школы»;
- «Опыт внедрения ЭШГ в практику работы классного руководителя и учителя-предметника» (обобщение опыта учителей, входящих в творческую группу);
- «Опыт создания предметных коллекций ЦОР» (обобщение опыта работы МО по созданию тематических ЦОР).
Приоритетные направления деятельности участников
образовательного процесса по созданию единого информационного пространства школы
администрации | учителя | ученика |
Создание и наращивание материально-технической базы информатизации; Переход на лицензионное и открытое ПО; Автоматизация организационно-распорядительной деятельности; Ведение мониторинга качества обучения; Электронный документооборот; Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс; Компьютеризация школьной Медиатеки; Электронная база педагогических кадров; Электронная база по учащимся; Создание и поддержание сайта школы, Web- страниц отдельных школьных проектов; Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения; Использование сети Интернет для информирования родителей учащихся. | Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя; Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке. Использование Интернет-ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики Дистанционное образование, повышение квалификации; Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока. Создание интернет-уроков, интегрированных уроков. Уроки на основе готовых программных продуктов Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки. Создание банка данных развития школьников, базы портфолио. Использование сети Интернет для информирования родителей учащихся. | Интернет-технологии - часть общей информационной культуры ученика. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования. Интернет технологии в организации дополнительного образования детей. Дистанционное обучение. Компьютерные технологии для подготовки к уроку. Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии. Тренировочное тестирование по программе ЕГЭ. Компьютерные конкурсы. Дистанционные обучающие олимпиады. Обсуждение актуальных проблем на Интернет-форуме школьного сайта. Приоритетные направления деятельности родителя. Освоение курсов информационной грамотности Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы. Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта. Использование сети Интернет для получения информации о нормативно-правовом обеспечениии образовательного процесса, успеваемости ребёнка. |
В 2016-17 учебном году планируется работа по внедрению дистанционных форм обучения детей, обучающихся на дому. Частично такие формы взаимодействия осуществляются посредством обмена сообщениями через электронную почту. В рамках функционирования экспериментальной площадки ведется работа по изучению возможностей сайта школы для обмена информацией с учениками посредством внутренней системы сообщений, для проведения уроков в режиме онлайн и проведения видеоконференций в этом году впервые были использованы возможности программы Skype.
Внедрение программного комплекса ЭП «Сетевой город», создание и открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту школы предоставляет следующие возможности: интерактивное общение участников учебного процесса (на форуме сайта), размещение информации на всеобщий просмотр, размещение служебной информации, размещение информационных полей участников образовательного процесса, размещение электронного журнала и дневников учащихся.
Обобщая результаты деятельности школы для развития взаимодействия семьи и школы нам необходимо:
1. Выстраивать систему взаимодействия семьи и школы на основе целевых комплексных программ в соответствии со спецификой деятельности образовательного учреждения, особенностями семей учащихся, запросами и потребностями субъектов образовательного процесса.
2. Использовать диагностические методики для выявления проблем семейного и школьного воспитания, запросов родителей и учащихся, для определения тематики и содержания родительских собраний, конференций и других совместных мероприятий педагогов, учащихся и родителей (анкетирование, интервьюирование, диагностическая беседа, мини-сочинения, рисуночные методики для детей, методики незаконченного предложения и т. д.).
3. Расширять круг интерактивных форм взаимодействия, позволяющих осуществлять активное включение родителей и учащихся в обсуждение социальных, педагогических, правовых проблем в системе семейного и школьного воспитания.
4. Использовать практические формы образовательной поддержки семьи, повышения родительской компетентности (педагогические и психологические практикумы, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов по запросам родителей и т. д.).
5. Разрабатывать и реализовывать проекты по формированию семейной культуры детей и взрослых с целью осознания и принятия учащимися роли семьянина
6. Комплексно использовать информационные ресурсы по формированию информационного пространства семьи и школы, информировать родителей по актуальным вопросам современного образования: изменения в системе образования, новые документы, новые подходы в воспитании и т. д.
7. Использовать индивидуальные и групповые формы работы с проблемными семьями.
8. Создавать условия для активного включения родителей в деятельность органов общественного управления, развития общественно-государственного договора между семьей и школой.
9. Осуществлять дифференцированный подход в сотрудничестве с семьями учащихся с учетом структуры семьи, особенностей семейного воспитания, социальных проблем ребенка и семьи и т. д.
Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.
Несмотря на значительные достижения, остаются ряд проблем:
недостаточное развитие материально-технической базы, не позволяющее использовать возможности локальной сети и широкополосного доступа в Интернет;
недостаточно активная работа коллектива и администрации школы с информационными базами;
эпизодическое применение информационных технологий педагогическим коллективом школы;
трудности учащихся с использованием информационных ресурсов;
отсутствие информационной базы учащихся у социально-психологической службы школы;
не создан электронный каталог библиотеки;
отсутствует школьная медиатека;
локальная сеть не охватывает все учебные кабинеты.
Эффективность обучения и воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом. А основой тесного взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Умелое управление единой информационной базой зависит то, насколько семьи понимают работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья рассматривается как главный заказчик и, одновременно, союзник в воспитании детей.
Объединение усилий родителей и педагога создают благоприятные условия для воспитания и развития качеств личности ребёнка, соответствующих Стандартам второго поколения, а значит, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.