Цель: познакомить учащихся со способами создания позитивных дружеских отношений с различными людьми с целью взаимопомощи, сосуществования в обществе, ради чувства самоуважения.
Оборудование: рабочие листы на тему: «Создание дружеских отношений», сценарий рассказа «Просьба о помощи», ватман, маркеры.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент:
приветствие;
сообщение темы и задач мероприятия (Слайд 1).
II. Беседа о потребностях человека:
Учитель: Ответьте на следующие вопросы:
Каждый имеет право на свои определенные чувства и потребности, которые необходимо удовлетворять. Эти потребности включают в себя
(Слайд 2):
Быть любимым — потребность иметь людей, которые заботятся о тебе, помогают, понимают и любят тебя.
Быть необходимым обществу — потребность во внимании и заботе общества о личной безопасности, правах, потребности в твоих знаниях.
Быть одобряемым — потребность в положительной оценке того, что ты делаешь.
Создание дружеских отношений со многими людьми — членами семьи, одноклассниками, соседями — обеспечивает хорошие возможности для людей во взаимопомощи, взаимопонимании усиливает чувства самоуважения и достоинства.
III. Беседа о качествах друга:
Учитель: Какие, на ваш взгляд, качества важны в друге?
Далее учащиеся разбиваются на 4 группы, им раздаются рабочие листы «Создание дружеских отношений» (Приложение 1). В 1-й части листа учащиеся должны указать 3 важных качества друга, во 2-й — составить список людей, к которым они могли бы обратиться за помощью. Учащиеся рабочие листы, затем зачитываются ответы и записываются на ватмане.
Учитель: Важно оставаться в дружеских отношениях не только с родными и друзьями, но и с соседями. Вам может понадобиться их помощь.
- К кому бы вы не обратились за помощью? Почему?
IV. Беседа о способах создания дружеских отношений:
Учитель: по мере вашего взросления. Возникновения и развития новых интересов вы будете знакомиться и заводить новых друзей. Но жизнь учит, что надо сохранять и поддерживать старые дружеские связи.
- Как, по вашему мнению, можно завести новых друзей? (Слайд 3)
Быть дружелюбным.
Принимать участие в работе секций, кружков.
Проявлять интерес к новым людям.
Уметь поддерживать разговор.
Быть внимательным к людям.
- Какие существуют препятствия для выработки новых дружеских отношений? (Слайд 4)
Смущение, стеснение, замкнутость.
Недостаточное самоуважение или большая самоуверенность.
Страх быть отвергнутым.
V. Разбор ситуации:
Учитель: Как вы понимаете, что означает «просьба о помощи»? (Это типичная ситуация, часто встречающаяся среди молодых людей, знающих друг друга).
Класс разбивается на 3 группы. В каждой группе выбирается 2 ученика, один из которых зачитывает сценарий «Просьба о помощи», а другой записывает после обсуждения ответы на вопросы (Приложение 2).
Задание: прочтите ситуацию, завершите рассказ, ответьте на поставленные вопросы:
Почему Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено?
Что Пете и Роме не нравилось в Антоне?
Какого рода давление на Рому использовал Петя, чтобы убедить его спрятать у себя оружие?
Какое наказание ожидало Петю за то, что он принес оружие в школу?
К кому мальчики могли бы обратиться за помощью?
VI. Подведение итогов:
Учитель: Данная ситуация (принесение оружия в школу) может закончиться серьезными последствиями. Друзья необходимы. Чтобы удовлетворить потребности людей в любви, для оказания помощи и поддержки, в формировании чувства самоуважения. Стремление вести себя дружелюбно с другими важно для создания дружеских отношений. Важно знать, когда и у кого попросить помощи и поддержки в неприятных ситуациях. Вы должны помнить: «Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается» (Э.Роттердамский). «Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают для нее все, что могут» (В.Г.Белинский) (Слайд 5).
Приложение 1
Рабочий лист
Часть I. Характерные признаки дружеских отношений.
Перечислите 3 качества, которые вы хотели бы видеть в друге:
1. __________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________
Часть II
Люди, на которых я могу положиться, к которым я могу обратиться за помощью:
Друг, мой ровесник.
Родители или другие члены семьи.
Взрослый, не являющийся членом семьи.
Учитель, психолог или другой взрослый человек в школе.
В случае критической ситуации обращусь:
Приложение 2
Просьба о помощи
Роман и Петя учились в 9 классе. Дружили давно, с начальной школы. Любимым занятием ребят был футбол на перемене. Несколько раз к их игре пытался присоединиться новичок в классе — Антон. Ребята не любили его за грубость, сквернословие. Антон так хотел поиграть, что Рома в конце концов пригласил его. С начала игры Антон стал вести себя вызывающе, выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но прозвенел звонок, и ребята пошли урок. Антон так и приставал к Пете — во время урока предложил «поговорить». Петя драться не хотел. «Что, трусишь?», - усмехнулся Антон. «Не хочешь иметь дело со мной — будешь иметь дело с моими друзьями». После уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у школы. В этот момент мальчики услышали сигнал машины. Это приехал за Ромой отец. Когда они садились в машину, Антон им крикнул: «Струсили? Увидимся завтра».
На следующий день Петя и Рома снова встретились в школе. Петя открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома спросил: «Зачем тебе это?». «У отца взял, - сказал Петя, - попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое».
Прозвенел звонок на урок. Петя попросил Рому: «Положи пистолет в свой портфель и сохрани его там для меня, так как я боюсь, что, обнаружив пропажу, мой отец перероет там все мои вещи». «Хорошо, но только до перерыва на большую перемену», - ответил Рома.
Рита, с которой Рома дружил, обратила внимание, что он расстроен...