СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание проблемных ситуаций на уроках

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так как в школе работают молодые учителя, то на занятиях школы "Ступеньками роста" мы изучаем разные вопросы, в том числе и вопросы проблемного обучения. После обсуждения материала, учителям для изучения  предложена книга М. И. Махмутова"Вопросы организации проблемного обучения" , Казань, 1971. На следующее занятие подготовить примеры проблемного изложения изучаемого.

Просмотр содержимого документа
«Создание проблемных ситуаций на уроках»

Донецкая специальная общеобразовательная школа – интернат

19 МОН ДНР









Создание проблемных ситуаций на уроках географии.



Учитель географии

Иванов М.

Высшая категория,

учитель – методист





Проблемная ситуация – это такая учебная обстановка, которая приводит к обнаружению обучающимися недостаточности уже имеющихся у них знаний для объяснения новых фактов и явлений. При этом возникает осознанная необходимость приобретения дополнительных знаний.

Пути создания проблемной ситуации в географии разнообразны. Учитель может создать проблемную ситуацию умелой постановкой вопросов после прочтения глухими обучающимися текста, или части рассказа, просмотра фрагмента презентации, при обсуждении иллюстраций, анализа статистических данных, цифр, таблиц…Познавательная самостоятельность учащихся с нарушением слуха считается более высокой, когда они сами формулируют проблему, выдвигают способы её решения и проверяют правильность этого решения. Общим является то, что почти любая крупная проблема всегда содержит в себе ряд более мелких проблем, которые соответствуют определённой, логически законченной части учебного материала. Но вся эта работа должна быть под постоянным контролем учителя.

В своей практической деятельности мы организуем проблемное обучение двумя способами: специально излагаем учебный материал или организовываем самостоятельную работу обучающихся в условиях предварительного создания проблемной ситуации.. Практически на одном уроке никогда не используется какой – то один способ, а сочетание нескольких способов в зависимости от поставленной цели. Мы чаще всего применяем сочетание проблемного изложения учебного материала с системой поисковых задач. В качестве примера создания проблемной ситуации приведу урок по теме «Климатические особенности Антарктиды». Учитель представляет данные по температурным данным вниманию обучающихся: по количеству суммарной солнечной радиации материк Антарктиду можно сравнить со средней полосой России. Но температура воздуха в Антарктиде и в Центре европейской части России сильно различаются. Средняя температура января в Антарктиде минус 50 градусов Цельсия , а июля – минус 25 градусов Цельсия, а в средней полосе России соответственно – 12 градусов Цельсия и +19 градусов Цельсия.

- Так почему же Антарктида такая холодная? Это самый холодный материк земли (отмечена температура – 89 градусов мороза).

Перед учащимися показан слайд, где перечислены причины, влияющие на температуру воздуха: высота местности, океанические течения, продолжительность полярных дня и ночи, широта места, господствующие ветры, географическое положение, направление горных хребтов, ледяной панцирь, отражающая способность материка и характер поверхности ледяного панциря. ЗАДАНИЕ – выбрать причины, влияющие на климат Антарктиды, записать причины в тетради и устно объяснить, почему выбраны эти причины?

Основное отличие проблемного обучения от обычного состоит в том, что в первом случае имеется попытка ученика проанализировать ситуацию и сформулировать при помощи учителя основной вопрос Проблемное изложение по своей структуре и уровню познавательной деятельности обучающихся неоднороден. В своей преподавательской практике мы выделяем три вида проблемного изложения, так как любой учебный материал можно изложить учащимся с различным уровнем проблемности.

ПЕРВЫЙ вид проблемного изложения (ПИ- 1) характеризуется тем, что учитель включает целый ряд информационных вопросов и создаёт проблемные ситуации. Учитель объясняет материал и показывает способы анализа проблемной ситуации и формулировки проблем. Он сам отвечает на поставленные вопросы, сообщает главные выводы. Ученики же пытаются самостоятельно решать некоторые вопросы, но им не хватает знаний или исходного материала, который и предстоит получить.

Второй вид проблемного изложения (ПИ – 2) характеризуется системой информационных и проблемных вопросов. Материал делится на части, в каждой из которых создаётся проблемная ситуация. Учитель показывает логику исследования поставленного вопроса. Учащиеся привлекаются к анализу фактического материала и совместному обобщению. Усваивая логику обобщения, школьники пытаются подражать предложенному образцу, пытаются формулировать проблему и решать её.

Третий вид проблемного изложения (ПИ – 3) отличается от второго не только наличием системы информационных и проблемных вопросов, но и организацией небольших творческих работ учащихся при помощи учителя или старшеклассника.

Выбор способа организации процесса обучения зависит от методов преподавания, дидактической цели, содержания учебного материала, степени подготовки учеников. Учитель создаёт определённые условия и руководит поиском путей доказательства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!