СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной деятельности". В статье показана на примерах , как создание проблемной ситуации на уроках формируют познавательную деятельность учащихся

Просмотр содержимого документа
«Статья " Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной деятельности"»

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной деятельности

Марино Динара Романовна, учитель начальных классов МБОУ «Школа №57» Кировского района г.Казани

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться, прежде всего, психологами в связи с задачами активизации мыслительной деятельности учащихся.

Так, например, Д.Н.Богоявленский и Н.А.Менчинская утверждали, что для пробуждения мысли важно возникновение проблемной ситуации, т. к. без нее новая задача не в состоянии активизировать мышление. «Проблемная ситуация» является главным средством активизации познавательной деятельности учащихся и управления процессом усвоения новых знаний

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной активности, в результате чего и происходит творческое овладение универсальными учебными действиями и развитие мыслительных способностей.

Дж.Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

В чем же суть проблемного обучения?

Учитель сам искусственно создает проблемную ситуацию, то есть вызывает такое состояние ученика, в котором они в результате сопоставления имеющихся у них знаний, выработанных умений с неизвестным фактом, или явлением обнаруживают несоответствие прошлых знаний новому факту.

Проблемная ситуация – определенное психическое состояние или интеллектуальное затруднение , возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известными способами. Для создания проблемной ситуации необходимо учитывать ее специфику, то есть все ее компоненты. В числе таких компонентов А.М. Матюшкин называет:

необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия;

неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникающей проблемной ситуации;

возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового.

В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения математике, выступают учебные задания. Если учебное задание создает проблемную ситуацию максимально, такое задание называют проблемным. Однако данная характеристика требует пояснения, так как порой школьникам предлагаются различные задания, которые с одной стороны создают для учеников определенные интеллектуальные трудности, но они не могут быть отнесены к проблемным, так как не создают проблемной ситуации . Дело в том, что понятие «проблемная ситуация» не может рассматриваться в отрыве от субъекта. Если субъект не понимает задания, не может выполнить мыслительные операции, то задание для него проблемным не является. Оно не является проблемным и в том случае, если тот легко справился с ним, используя уже известные для него способы действия.

Таким образом, проблемное задание - это необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащегося. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Выполняя мотивационную функцию, проблемное задание на этом этапе позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учеников к усвоению нового материала, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения формируются задачи на нескольких уровнях проблемности. Они отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения и степенью помощи со стороны учителя.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, необходимо ставить ученика в позицию субъекта обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода.

Ранее мы отмечали, что познавательная деятельность – это система определенных действий и входящих в них знаний. Следовательно, необходима определенная система работы по формированию этих действий, гарантирующая развитие познавательной деятельности. Технология проблемного обучения через систему решения проблемных ситуаций обеспечивает развитие познавательной деятельности.

Существуют следующие методические приемы создания проблемной ситуации:

учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки на один и тот же вопрос;

предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций, например: командира, юриста, педагога и др.

побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;

ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;

определяет проблемные теоретические и практические задачи (например: исследования);

ставит проблемные задачи (например: с не достаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопросами, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

отбор самых актуальных, сущностных задач;

определение особенностей проблемного образования в различных видах учебной деятельности;

построение оптимальной системы проблемного обручения, создание учебных и методических пособий и рекомендаций;

личностный подход и мастерство учителя, способность вызывать активную познавательную деятельность.

Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформированный вопрос может исключить все предыдущие усилия учителя, убить возникающий интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это в частности случается, если вопрос слишком сложен и ученики понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком легок.

Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, показывают, что именно следует выяснить для решения проблемы. Таким образом, учитель должен достичь того, что бы ученик:

действительно почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность;

сформулировал проблему или уяснил сформулированное учителем;

захотел решить эту проблему;

смог это сделать.

Таким образом, вариантами проблемного обучения выступают поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют новые знания.

Комплекс заданий и упражнений проблемного характера для использования на уроках математики в начальной школе.

Я предлагаю комплекс заданий и упражнений проблемного характера

1. Классификация.

Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20 разбиты на 2 группы. На какой строчке классификация проведена правильно?

1) 31; 35; 27; 45; 51; 22                                48; 24; 20; 36.

2) 3; 35; 27; 45; 51                            27; 20; 24; 36; 22; 48.

3) 27; 31; 35; 45; 51                          20; 24; 22; 36; 48.

4) 26; 31; 36; 35; 45; 51                                20; 24; 22; 48.

Учащиеся должны выяснить:

  • Какие даны числа? Дать характеристику.

  • На какие группы разбиты числа? Проанализировать каждую группу.

  • На какой строке классификация дана правильно.

2. Задание на смекалку.

Приведем примеры заданий на разных уровнях проблемности во II классе

Самый высокий уровень.

Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 10.

Высокий уровень.

Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление.

1+2+3+…+8+9+10=

Средний уровень.

Найди простой способ вычисления, соединив линиями пары чисел, как на рисунке.

1+ 2+3+…+8+9+10=

Низкий уровень.

Найди сумму каждой пары чисел, соединенных линиями. Вычисли простым способом сумму всех чисел.

1+ 2+3+… +8+9+10=

3.Магический квадрат

Проблема: Как сделать квадрат сложения магическим?



22


28

20

12






















8






10

14




12







6


5

10

11












Действия учащихся:

  • Найти 3 числа, которые дадут начальную сумму.

  • Найти удобный способ сложения.

  • Используя знания о взаимосвязи компонентов сложения и вычитания, заполнить клетки квадрата.

4. «Светофор».

- Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

(Умение планировать, анализировать, контролировать и оценивать свои действия.)

Задачи проблемного характера.

  • Три друга: Андрей, Коля и Сережа, - сели на скамейку в один ряд. Сколькими способами они смогут это сделать?

  • Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько кг конфет придется съесть несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?

  • Сколько всего двузначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, при условии, что цифры в записи числа повторяться не будут? Перечисли все эти числа и найди их сумму.

  • Тема «Скорость, время, расстояние»

У.: На соревнованиях «Веселые старты» между учениками нашего

класса возник спор. Катя пробежала 60 м за 15 секунд, а Оля пробежала 100 м за 20 секунд. Судьи посчитали, что Оля бежала медленнее. Как

вы думаете, правы ли они?

  • На тарелке лежит 3 яблока, 2 груши, 1 морковь и 4 помидора.

Сколько фруктов лежит на тарелке?

Ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить. И очень хочется надеяться, что, войдя в жизнь, ребенок будет защищен от стрессов.

В результате у детей наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям,повышение качества обученности, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий.

Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.

Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!