Тема: Создание среды оптимального самовыражения
и самореализации всех участников образовательного процесса.
Цель: Обозначение наиболее оптимальных путей самовыражения и самореализации педагогической и
ученической среде школы.
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов,
концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых воспитательных систем;
. Возврата воспитания в семью;
. Поддержки и развития индивидуальности;
. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования
должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение
педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию,
гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура.
В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась
и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.- Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.
Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода».
Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.
Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из
основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению, свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.
«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция
поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности.
Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования, способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит, прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных функций педагогического образования, что предполагает приоритет образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий для творческой самореализации личности.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломе, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжелом положении оказываются педагоги и работники образования. Они испытывают тройную психологическую нагрузку: во-первых, каждый из них просто человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет на себе; во-вторых, как государственный служащий, он должен оправдывать действия правительства; в-третьих, как гражданин, должен говорить правду взрослеющему человеку.
Так возникает проблема личностного, профессионального, гражданского самоопределения учителя, в конечном счёте, именно позиция учителя определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.
Для всех педагогов является истиной, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать, т.е. планировать.
На уроках русская грамота провожу следующие игры для самореализации и самовыражения. Ловись, рыбка! «Грамматическая арифметика», «Слоговой аукцион». Эти игры можно проводить как со всем классом, так и по группам.
(Дети ловят рыбок не простых и не золотых, а грамотных. На каждой из них слоги или гласные буквы. Раскладывают их в синюю или зелёную коробочку, (по роли в обозначении мягкости и твёрдости соглас ных звуков).
«Слоговой аукцион»- учащиеся должны к слогу придумать слова. Н-р во…(сток, рона, робей), ве … (дро, ник, шалка), те … (ремок, традь, левизор).
На уроках математика очень интересны игры: «Что изменилось», «Эстафета» («Цепочка») (ученик называет по 2 – 3 числа, а следуцющий продолжает), «Назови соседей», «Математическая лесенка» и другие игры.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятелъностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении, определить себя как живой единый организм, целостную педагогическую систему, где каждый элемент, часть, сохраняя свою особенность, работает вместе с другими в слаженном ритме, продолжая и поддерживая, друг друга.
Ребёнок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, в сказке, игре и в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.