1 слайд «Титульный»
Общество требует от школы воспитания ответственной, самостоятельной и активной личности, строящей отношения с позиций толерантности и способной работать в команде на общий результат.
2 слайд «Актуализация»
Для создания толерантной среды в классе я определила три задачи:
Обучить детей групповой форме работы на уроках проектной деятельности и интегрировать навык проектирования в урочную и внеклассную работу.
Разработать дифференцированные формы организации классного коллектива
Создать условия для применения детьми полученных навыков группового взаимодействия на условиях самостоятельности выбора детьми вида деятельности.
3 слайд «Классификация форм взаимодействия»
Лишь эффективная группа имеет право на существование,т.к. ее эффективность выше эффективности индивидуальной работы. Чтобы коллектив стал командой, нужны специальные усилия, специальная педагогическая работа.
4 слайд «Организация воспит. работы в 1 классе»
В первом классе мы учились доверять друг другу, просить и предлагать помощь и благодарить помощников.
5 слайд «Организация воспит. работы во 2 классе»
Во втором классе мы знакомились с примерами общественных отношений, учились строить свое государство на принципах общественных отношений. Понимание роли личности в обществе пришло через организацию работы министерств. Ведущие роли учителя и учеников сравнялись в процессе самостоятельного выбора министерства, определения задания самому себе и ответственности за его выполнение.
Во 2 классе мы вступили в эксперимент по апробации учебного предметы «Проектная деятельность» . Дети получили знания организации работы в группах. Этот год научил детей самостоятельности и личной ответственности.
6 слайд «Организация воспит. работы в 3 классе»
В третьем классе мы учились знания переводить в навык. Цель года мы обозначили девизом «Работать на общий результат» Работать – значить получить опыт практического применения знаний. Требовалось четко сформулировать принципы групповой работы и осознать необходимость их соблюдения.
7 слайд «Принципы эффективности групповой работы»
Дети уже умели учитывать индивидуальные особенности для формирования мобильных групп, выбирать руководителя и брать руководство группой на себя, гасить конфликты. Они понимали необходимость постоянного пошагового контроля за работой группы. Умели видеть причины неудач и находить пути их исправления. Учились совмещать партнерство с учителем и его постоянный контроль.Но главное, они понимали ценность предмета «Учебное проектирование»
8 слайд «Ценность предмета «Учебное проектирование»
При ведущей роли самостоятельности учеников этот предмет нацеливал на освоение способов действий. Особую ценность этого предмета составляет деятельностная основа организации работы. Любая работа имела продукт, который дети могли презентовать.
9 слайд «Навыки групповой работы»
На уроках учебного проектирования оттачивались навыки групповой работы.
Дети формировали мобильные группы основываясь на конечной цели, решали проблемы лидерства, получая опыт разрешения конфликтов, распределяли обязанности в группе на основе положительной взаимосвязи.
10 слайд «Навык проектной деятельности»
Умение отработать всю последовательность выполнения проекта от целеполагания, формулирования задач и определения последовательности операций до презентации продукта стало возможным только на второй год обучения проектированию. Особую сложность представляли для детей необходимость пошагового контроля .
Для 10 летнего ребенка объективность самооценки – это показатель его личностной зрелости.
11 слайд «Опыт практической деятельности»
Во втором классе школа доверила нам проведение праздничного концерта для ветеранов к Дню Победы. Недавно мы подготовили и провели концерт для избирателей. Ученики класса получили признание администрации школы как общественников. Дети способны организовать школьное экскурсионное бюро к Дню Школы, пригласить всю начальную школу на презентацию своих коллекций.
12 слайд «Личная заинтересованность»
Больше всего дети любят блеснуть своими талантами. На школьном конкурсе талантов «Маленькие звездочки» класс получил дипломы 1 степени в трех номинациях.
Показательно активное участие детей в школьных кружках. Ученики занимаются хореографией, рукоделием, изучают дополнительно английский язык. Являются участниками интернет сайта «Страна мастеров», проводят мастер.классы по технологии модульного оригами с детьми и взрослыми.
13 слайд «Активная жизненная позиция»
Дети интересуются историей своего города. Особенный интерес вызывают горожане, отличившиеся своей индивидуальностью. Найденной информацией ученики делятся на тематических классных часах и кружке «Быть патриотом и гражданином», в котором занимаются первый год.
По отношению к городу ученики занимают активную позицию. На уроках проектирования мы разрабатывали проект детской площадки, зоопарка, составляли бизнес-план производства сухариков.
14 слайд «Исследовательская деятельность»
Участие в школьной научно-практической конференции показало, что дети владеют приемами интервью, анкетирования, проведения физических опытов, сравнительным анализом. В своих работах они выяснили почему водомерка не тонет, чем опасны для детской психики диснеевские мультфильмы, почему куклы-иностранки привлекают современных детей. В рамках изучения вопроса здорового образа жизни дети провели мониторинг школьного питания и пришли к выводу необходимости полноценного питания для растущего организма. Результат исследования - 100% абонементное питание.
15 слайд «Проект новогоднего праздника»
Есть в нашем классе и традиционные проекты. Ежегодно родители дарят нам отдых в санатории «Сосновый бор».
В этом году кроме традиционного концерта для отдыхающих мы провели конкурс новогоднего оформления комнат и дефиле экологического костюма, проекты к которым разработали на уроках проектной деятельности.
Слайд 16 «Оформление комнат»
Оформление комнат провели в форме полноценного проекта. На уроке разработали эскиз, определили ресурсы для его реализации, распределили обязанности по приобретению и доставке ресурсов в санаторий. Жюри конкурса строго учитывало соответствие оформления эскизу. Формы презентаций радовали разнообразием. Были инсценировки, ярмарки, хороводы, гадания и репортажи.
Слайд 17. «Презентация экологического костюма»
Еще один проект, разработанный от замысла образа до его презентации – дефиле экологических костюмов.
В ход шло все – мусорные мешки, фантики, фольга, гофрированная бумага, упаковочный картон, лоскутки и кусочки меха. К презентации были подготовлены танцы, сценки, стихи и песни. Здесь были русалки, рыцари, феи, герои мультфильмов и сказок. Образ поддерживало музыкальное сопровождение.
Слайд 18 «Концерт»
Реквизит, костюмы и музыкальное сопровождение концертных номеров держалось в секрете вплоть до поездки. Жанр, название и количество участников номера – вот и вся информация, на основе которой составлялась детьми программа концерта.
Получилось 17 полноценных номеров. Большинство из них были массовыми или парными.
Слайд 19 «Рефлексия»
Оценка взаимодействия, комфортности, достижений, причин неудач и дискомфорта не вызывает у детей неадекватной реакции. Это неотъемлемая часть нашей жизни.
Дети умеют оценивать и программировать успехи как во внеурочной деятельности, так и в учебной работе.
Слайд 20 «Результативность»
Положительную динамику развития учеников класса отмечают не только сами дети и администрация школы, но и родители учеников. По результатам мониторинга высокую оценку родителей получили условия, созданные в классе для личностного роста учеников и комфортность образовательной среды. Эти достижения стали возможны только благодаря созданию толерантной среды для формирования коммуникативных навыков на основе проектной деятельности.