Создание условий для формирования здоровьесберегающей среды для обучения и воспитания школьников с проблемами в развитии на основе инновационного образовательного проекта.
«Необходимо создать такую ситуацию,
чтобы быть здоровым было модно…»,
- В.В. Путин.
Школа № 15 – специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида, реализующее обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально – психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Школа изначально работает с больными детьми. Принимая этот факт, следует определить приоритетную задачу образовательного учреждения – создать условия минимизации неблагополучного физического, психического и социального состояния детей.
Наше учреждение предоставляет детям с проблемами в развитии адекватные формы обучения. По решению ПМПК больные дети могут заниматься на дому в форме индивидуального обучения.
Для обучающихся, не осваивающих базовую программу в силу своих психофизических возможностей, разрабатывается индивидуально-адаптированная программа по предметам, которая рекомендуется школьным ПМП(к) и утверждается педагогическим советом.
В школе функционируют классы для детей с глубокой умственной отсталостью, обучающихся по программе «Особый ребёнок».
С сентября 2016 г. выпускники нашей школы имеют возможность продолжить своё обучение в стенах образовательного учреждения на I и II курсе по профессиональной подготовке. Программы предполагают адресную трудовую подготовку по профессиям «Швея», «Кухонный рабочий», «Столяр строительный», «Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий», реализующим трудовую деятельность на обычных рабочих местах.
Велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на обучающихся.
Классные руководители работают по воспитательным программам в четырёх направлениях: нравственно – этическое, патриотическое, эстетическое, здоровьесберегающее.
Воспитатели работают по программам пяти направлений: экологическое воспитание, антитерроризм, внеклассное чтение, трудовое воспитание, ОБЖ.
В течение учебного года проводятся разнообразные предметные декады.
В стенах школы традиционно отмечаются знаменательные Российские праздники.
По перспективному плану школы проводятся различные воспитательные месячники: охраны жизни и здоровья, эстетического, нравственно-этического, патриотического и экологического воспитания.
Система дополнительного образования в школе представлена в виде разнопрофильных творческих объединений. Дети с интересом посещают кружки: шумовой оркестр - «Казачок»; «Животный мир»; «Спортивно-танцевальный»; «Химия в быту»; «Мир информатики»; арт-студия «Позитив», «Рукодельница».
В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, поэтому проблема здоровьесбережения детей для нас является острой и актуальной.
Для повышения качества коррекционно – развивающего обучения путём внедрения здоровьесберегающих технологий на базе образовательного учреждения создана областная экспериментальная площадка по проблеме: «Формирование здоровьесберегающей среды в рамках коррекционно-разивающей деятельности образовательного учреждения».
Перед всем коллективом стоит задача – преобразовать специальную школу в школу здоровья, реализовать концепцию создания здоровьесберегающей среды детям с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: создание специальной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи:
1.Организовать работу по развитию физического, психического и социального здоровья детей на основе комплексного подхода служб образовательного учреждения.
2.Формировать сознательное отношение обучающихся к сохранению и укреплению функциональных возможностей организма в процессе учебно-воспитательной деятельности.
3.Повышать приоритет здорового образа жизни у подрастающего поколения.
4.Развивать профессиональную компетентность и заинтересованность педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
5.Осуществлять координацию совместной деятельности образовательного учреждения и родителей по формированию здоровья воспитанников.
Ожидаемый результат:
1.Выполнение школьной функции снабжения выпускника эффективным инструментарием в его самостоятельной жизни, в выборе своего места в системе «природа – общество»; в умении адаптироваться в социуме, применять свои знания и умения в быту и видеть последствия своих действий.
2. Создание единого комплекса системы мониторинга.
3. Образование комплексной системы здоровьесбережения на основе реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании.
4. Осуществление коррекционно – образовательной работы в условиях успешного функционирующего пространства.
5. Заинтересованность всех участников образовательного процесса в необходимости ведения здорового образа жизни.
6. Снижение уровня заболеваемости всех участников образовательного процесса.
7. Заинтересованность семей в охране здоровья и социальной адаптации обучающихся.
На основе комплексного подхода к системе здоровьесбережения в образовательном учреждении совершенствуется школьная среда.
В школе имеются кабинеты специалистов: психологический, логопедический, социальный, медицинский, спортивный зал, в котором осуществляется коррекционная работа в форме индивидуальных и групповых занятий. Все специалисты работают в тесном взаимодействии и совместно с педагогами оказывают коррекционно – развивающее сопровождение обучающихся.
Отвечая намеченным целям в рамках ОЭП, в медицинский кабинет, получивший лицензию на деятельность, приобретены новые приборы, аптека регулярно пополняется медикаментами. В течение всего учебного года дети два раза проходят медицинское обследование городскими и областными врачами в ходе диспансеризации, проводятся профилактические прививки по календарному плану, беседы о пропаганде здорового образа жизни.
В течение дня дети получают двухразовое горячее сбалансированное питание с витаминизацией третьего блюда.
Охранительный режим обучающихся осуществляется в течение всего дня: это утренние зарядки перед началом учебной деятельности, физминутки на каждом уроке и самоподготовке, обязательные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Режим работы школы и расписание уроков построены в соответствии с требованиями САН ПИНа.
Таким образом, в школе создана комплексная система здоровьесбережения на основе реализации индивидуального подхода к обучающимся.