Создание условий для организации развивающих игр с детьми раннего возраста как эффективная форма реализации ФГОС ДО
Е.В. Волкова, старший воспитатель
отделения по дошкольному образованию №3
МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»
пгт. Знаменка Орловского района
«Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головного мозга уже завершено на 70-80%. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?»
Масару Ибука «После трёх уже поздно»
В качестве основного принципа дошкольного образования ФГОС ДО выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Для планирования, организации и управления образовательным процессом педагогами нашего отделения разработаны рабочие программы. Рабочая программа является локальным документом, включает в себя целевой, содержательный и организационный раздел.
Важным условием реализации программы, согласно ФГОС ДО, является развивающая предметно-пространственная среда. «..Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной..». Руководствуясь принципом зонирования, в группах раннего возраста имеется: уголок театрализованной деятельности с ширмой, театром «Би-ба-бо», пальчиковым театром, настольным плоскостным театром к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Зона сенсорного развития представлена материалом для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Пособия преимущественно деревянные, экологически безопасные, что особенно важно для детей. Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения. Большой популярностью у детей пользуются изготовленные педагогами и родителями ландшафтные коврики «Путешествие в сказку», «Приключения на полянке», сенсорные коврики, тряпичные куклы с развивающими атрибутами, развивающие многофункциональные книжки-самоделки. Воспитатели используют сенсорный материал как в совместной деятельности с детьми, так и предоставляют малышам для самостоятельной деятельности.
В зоне конструирования находится различный строительный материал: деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
В музыкально-спортивной зоне имеются яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, игрушки-каталки, скакалки, массажные коврики, дорожки для босохождения, массажеры для проведения закаливающих процедур и др. Погремушки, маракасы, деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино используются как на музыкальных занятиях, так и во время динамических пауз, игр-забав, досугов и развлечений
В зоне изобразительной деятельности ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. Здесь собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-раскраски, пластилин, мелки. Большой интерес для детей представляет стол с подсветкой для рисования песком.
Художественно-речевая зона представлена яркими книжками (произведения подобраны в соответствии с программой), иллюстрациями.
В экологической зоне имеются комнатные растения, сухой аквариум с мелкими игрушками, камушками.
Обязательной составляющей каждой группы является зона уединения, что благоприятствует «одомашниванию» среды, созданию спокойной обстановки.
При создании условий для организации развивающих игр с детьми раннего возраста воспитатели руководствуются такими методами как:
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Таким образом, создание условий для организации развивающих игр с детьми раннего возраста построено на пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, является эффективным средством реализации ФГОС ДО и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка - целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте.
Литература:
1. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.В. Рабинович, Е.М. Марич. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, М., 2014г;
2. О.В. Бережнова. Проектирование основной образовательной программы дошкольной организации. Рабочая программа педагога, М., 2014г;
3. С.Л. Новосёлова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, М., 1985г;
4. Масару Ибука. После трех уже поздно, М., 1991г.