СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для развития интеллектуальных способностей старшеклассников (представление опыта работы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт развития интеллектуальных  способностей одарённых учащихся через учебную и внеклассную деятельность, создание системы работы с одарёнными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для развития интеллектуальных способностей старшеклассников (представление опыта работы)»


Создание условий для развития

интеллектуальных способностей

старшеклассников

(представление опыта работы)

МАСТЕР – КЛАСС 2013год

Цель работы: развитие интеллектуальных способностей одарённых учащихся через учебную и внеклассную деятельность, создание системы работы с одарёнными детьми.

Данная цель определяет следующие задачи:

- изучение психолого-педагогической литературы по одарённым детям;

- создание методического обеспечения процесса развития одарённости;

- повышение профессиональной квалификации педагога;

- внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;

- корректировка учебных программ для работы с одарёнными детьми;

- максимальное развитие интеллектуальных способностей;

- организация индивидуальной работы;

- вовлечение одарённых учеников во внеклассную деятельность;

- организация и проведение кружковых занятий;

- отслеживание результативности интеллектуальных способностей одарённых детей;

- создание программы работы с одарёнными детьми;

- увеличение числа детей, активно занимающихся интеллектуальной деятельностью.

Ожидаемые результаты:

1.Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.

2.Осуществление поисковой деятельности через научно-исследовательскую деятельность.

3.Обеспечение одарённому ребёнку стартовых возможностей в реализации интересов.

4.Функционирование школьного научного общества «Эврика».

5.Стимулирование мотивации развития интеллектуальных способностей.

6.Проведение конкурсов, конференций, олимпиад.

7.Увеличение числа детей, занимающих призовые места в интеллектуальных конкурсах.

8.Формирование личности, способностей к саморазвитию и самообразованию. Кружковая работа – средство развития познавательного интереса
одарённых детей

Активация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от форм и методов внеклассной работы.

На протяжении трёх лет я проводила занятия кружка «Занимательная филология». Эта внеурочная работа имела свою цель: создание условий для активации творческой, познавательной интеллектуальной инициативы школьников и вовлечение их в активную деятельность в области русского языка и литературы.

В кружке занимаются учащиеся с лингвистическими наклонностями. После трёх лет работы с одарёнными детьми подготовила буклет с результатами достижений членов кружка.

На занятиях выполняем задания повышенной сложности, разбираем занимательные материалы по русскому языку, готовимся к очередным турам фестиваля «Юные интеллектуалы». Члены кружка – активные участники и организаторы декад русского языка.

В своей педагогической практике я использую постоянно действующие виды внеклассной работы, не только кружка, но и вариативные курсы. Посещают их ребята, которые увлекаются гуманитарными предметами. Мною разработаны и апробированы программы:

«Язык в речевом общении», 9 класс

«Практикум по орфографии и пунктуации», 10 класс

«Комплексная работа с текстом», 11 класс

В данное время я работаю по этим программам в 10 и 11 классах. Желающих посещать эти вариативные курсы много. На занятиях учащиеся работают с различными источниками, печатными пособиями, с цифровыми образовательными ресурсами. Они создают собственные тексты. Занятия на вариативных курсах помогут учащимся овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Проектное обучение как условие самоактуализации личности обучающихся

Как помочь ребёнку саморазвиться и самореализоваться? Какие условия необходимы, чтобы чтение стало потребностью? Эти вопросы задавала себе не раз. Ответом на них для меня стала технология проектного обучения, эпиграфом к которой может служить следующая пословица:

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком та деятельность, которая выбрана им свободно; деятельность строится во внеурочной работе. Я считаю, что метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для их будущих профессиональных занятий: информационные и коммуникативные. Метод проектов позволяет мне формировать некоторые личностные качества, которые развиваются во внеучебной деятельности. При выполнении проекта учащиеся овладевают и новой информацией, занимаются исследовательской деятельностью.

Мои школьники приобщаются к началам исследовательской деятельности через урок, индивидуальные занятия, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность.

Проектная технология - эффективное условие при создании такой творческой работы, как сочинение. Мои ученики – участники всех районных конкурсов литературного творчества. Всегда есть победители и призёры. В 2010 году Ефремов Артём стал абсолютным призёром окружного конкурса «Пока мы помним, мы живём». Дмитриева Вероника, Бедулев Антон, Ягупова Анастасия, Торлопова Юлия - победители и призёры творческих районных проектов, посвящённых 185-летию восстания декабристов.

На уроках литературы регулярно готовят проекты учащиеся по теме «Рождение таланта» (биографии писателей с презентацией).

Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков;

  • умений и навыков работы с источниками;

  • специальных исследовательских умений и навыков.

Следуя цели своей педагогической деятельности, включаю в работу с одарёнными детьми элементы научно-исследовательской деятельности, которая обеспечивает высокий интеллектуальный уровень учащихся. В проектном обучении важен не только процесс, но и результат.

Год

Проект

Исполнитель

Результат

2008

Творческий проект «Ценность нашей школы»

Дубинина В.

Выступление на окружном совещании руководителей общеобразовательного учреждения

2008

Исследовательский проект «Город в изображении Туринских поэтов»

Леонтьева Ю.

Защита на окружном семинаре

2009

Творческий проект «Славу школе приносят её ученики»


Научно-исследовательские проекты:

«Судьба учителя в истории школы»


«Проблема застенчивости в подростковом возрасте»

Бедулев А.




Крутикова Д.


Леонтьева Ю.

I место в районном туре защиты проектов



II место в школьном туре


III место в районном туре


2009

Творческий проект « Вдали от Родины судьба их нелегка»


Исследовательский проект «Художественный образ Петербурга»

Ефремов А.



Жолобова А.

I место в районном туре, участник областного тура


I место в районном туре

2010

Исследовательские проекты:

«Загадки родного города»


«Волшебная сила мёда»


«Её призвание - педагог»


«Школьный двор. Каков он?»


Бедулев А.


Петышин А.


Ягупова А.


Торлопова Ю.


I место в школьном туре


I место в районном туре, участник областного тура

II место в районном туре


III место в районном туре

2011

Творческий проект

«Солдатский долг зовёт»

Бедулев А.


участник областного тура

2012

Исследовательские проекты:

«Долгожитель. Каков он?»

«Энергетически напитки. Энергия жизни или смерти?»

«Первые шаги в науку»


«Мы на пороге ЕГЭ»

Бурдукова К.


Торлопова Ю.


Бедулев А.,

Дмитриева В.

Дубинина Н.

I место в районном туре


I место в школьном туре


I место в районном туре, участники областного тура

II место в школьном туре


Мои ученики представляли свои проекты на районном совещании, посвящённом году Учителя (декабрь 2010). Проекты представлены в форме видеолетописи, фотовыставки, экспозиции.

Проектная технология позволяет мне наиболее полно раскрыть одарённого ученика.

Игра как средство интерактивного обучения одарённых детей

Игра стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большое количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует ответ нравственного выбора.

Игра повышает самооценку участников, так как появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Она является средством развития умения и навыков коллективной мыследеятельности (умений одарённых учеников продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения, отвергать другие).

Я в своей игровой деятельности использую индивидуальную и коллективную форму работы. На протяжении трёх лет провожу школьную лингвистическую игру «Самый умный». В ней принимают участие пять одарённых человек. Игра проходит в три этапа. Предлагаю задания повышенной сложности и творческие конкурсы. Игра носит состязательный характер. В данное время мною составлена брошюра по этой игре.

В 2010 году разработала положение о городской лингвистической игре «Грамотей», «Сокровище наций». Это мой совместный проект с детской библиотекой и библиотекой им. Пущина. В данное время в этих играх участвуют одарённые дети
(с интеллектуальными способностями) всех городских школ.

В 2010 году я сформировала три разновозрастные команды из одарённых детей
(с лингвистическими способностями):

5 класс «Гордость школы»; 10 класс «Игры разума»; 11 класс «Эврика».

Эти команды под моим руководством принимали участие в IX Международной Интернет-игре «Эрудиты - 2010».

На протяжении трёх месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь) ученики в режиме онлайн были участниками этой игры. Две команды вышли в высшую лигу, а одна команда на третьем месте в первой Лиге. Получили дипломы и сертификаты за высокие результаты.

Приняли участие в Интернет-игре «Эрудиты – 2011». Горжусь тем, что мои одарённые дети дошли до международного уровня.
В ноябре 2011 года приняли участие в очном туре Третьих Международных Интеллектуальных Игр в г. Москва. Призёры: Бедулев Антон и Ушаков Иван.

Январь, 2012 год Международная Олимпиада «Эрудиты – 2012». Участвовали шесть человек, из них один победитель, один призёр, команда заняла четвёртое место.

Я уверена, что одна из величайших радостей, загадок, интересов одарённых детей скрывается в их непрестанной потребности в общении. Поэтому коммуникативная культура педагога – важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию, как ведущему средству интерактивного обучения.

Одарённых детей нужно учить самостоятельно получать знания. Эти ученики проявляют повышенный интерес к истории своей Родины. Одарённый ученик обычно по интеллекту опережает своих одноклассников и чтобы его интерес не угас, я постоянно организую познавательные поездки по городам России. Начиналось всё с музеев Свердловской области (В.Синячиха, Алапаевск, Тавда, Екатеринбург.). Ежегодно я с учащимися школы и района путешествую по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Владимир.

Именно в поездках формируется коммуникативная компетенция учащихся. Они открыто вступают в диалог, стараются следить за своей речью. Экскурсии на выставки и в музеи повышают интеллектуальный уровень учащихся. Соответственно, к коммуникативной культуре ученика-туриста можно добавить и информационную.

Перед каждой поездкой ставлю цель перед ребятами:

- собрать материал для проекта;

- подготовить эссе о поездке;

- сделать путевые записки об увиденном;

- подготовить сообщение о писателе, чья судьба связана с этим городом;

- оформить фотоальбом о лицейских годах А.С Пушкина;

- написать реферат «Образ Петербурга в произведениях писателей XIX века»

Эти задания формируют творческую активность учеников, потому что им предстоит выступить перед аудиторией или в СМИ.

Считаю, что туристические познавательные поездки – это сотрудничество педагога и ученика. После таких экскурсий меняется отношение ученика к учителю. Во время таких поездок учащиеся чувствуют потребность в расширении и углублении своих знаний. Таким образом, созданы условия для расширения интеллектуальных способностей одарённых детей.



Оценка и анализ результативности проделанной работы
с одарёнными детьми.


Важным моментом в построении своей педагогической деятельности с одарёнными детьми считаю создание условий развития интеллектуальных способностей старшеклассников. К таким условиям отношу выбранную мною технологию проектного обучения, активные и интерактивные методики, новые вариативные курсы, занимательные кружки, лингвистические игры, экскурсионные поездки и своё постоянное самообразование. Немаловажен и тот фактор, что я работаю в школе, где создаются условия для педагогического сотворчества.

Привлекательным в проектной технологии для меня является и то, что даже неудачно выполненный проект также имеет положительное педагогическое значение. На этапе проверки и оценки результатов, одарённые ученики и учитель анализируют объективные и субъективные причины неудач, неожидаемые последствия деятельности. Понимание ошибок создаёт у учащихся мотивацию к повторной деятельности, формирует интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет мне сформировать у учащихся адекватную оценку окружающего мира и себя в нём.

Проектная технология выявляет группу одарённых учащихся, которым недостаточно материала на школьных занятиях. Их деятельность смотивирована на более глубокое и расширенное изучение филологических предметов, которую в полном объёме не могут реализовать. Происходит погружение в философские проблемы.

Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одарённый ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Некоторые одарённые дети часто предпочитают общество с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Я всегда помню, что одарённые дети очень самолюбивы и легко ранимы . поэтому от меня больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный «багаж». Очень важно в этом процессе сотворчество учителя и ученика. Горжусь тем, что мне удалось вовлечь одарённых детей во внеклассную работу

Практическая значимость моей работы в разработке и внедрении в мою педагогическую практику способов и условий работы с одарёнными детьми. Мои одарённые дети имеют сертификаты и дипломы от школьного до Всероссийского уровней. Они неоднократные победители фестиваля «Юные интеллектуалы».

В данное время дети имеют навыки самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций. Я помогаю расширить возможности для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах. Отсюда возникает проблема целостной системы работы с одарёнными детьми. Этим я сейчас и занимаюсь.

Встреча с одарёнными учениками, по сути, является для меня своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она приносит ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая совместная работа даёт возможности пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Считаю актуальной проблему выплаты стипендий одарённым детям. Это будет мотивацией для способных детей.

Работа с одарёнными детьми приносит мне творческое вдохновение.

Практическая значимость моей работы в том, что я создала программу научного общества «Эврика», на следующий учебный год я апробирую ее, возглавлю работу этого общества. Я организовала работу летней оздоровительной «Интеллект-Школы».