Доклад
«Создание воспитательной системы класса как необходимое условие успешной деятельности классного руководителя».
Учителя математики МБОУ « ООШ»
Струевой С. И..
г. Кирсанов, 2016- 17 уч год.
Если мы обратимся к своей памяти, то может быть, вспомним , как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет.
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными характеристиками которых были искренняя любовь к детям,организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.
Прошли годы, я стала учителем…
Вот уже двадцать восемь лет работаю в школе учителем- предметником, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель -это тот человек, который создает нормальные условия для протекания учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности.
Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях где есть старики, воспитание и надзор доверены им. Классный руководитель может и должен стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями и проблемами. «Немалого можно добиться строгостью, многого- любовью, но больше всего знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» /И. Гете/.
Исходя из этого стержневым компонентом в этой философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам.
Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Дружеская рука ложится вам на плечо - и уже никаких слов не надо.
Выпускной класс – особая группа школьников, требующая особого внимания. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.
Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность, способную выжить в современном обществе и быть востребованным. Но система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих знаний так и остается неиспользуемой.
Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке даётся воспитанием. И если в ребёнке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. « Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». /А. С. Макаренко/. Каждый классный руководитель должен чётко себе представлять, что такое воспитание. Определений этого понятия существует множество, вот одно из них: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности, основанное на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели ».
Когда ребёнок перешагивает порог школы, нужно приложить все усилия, чтобы он почувствовал, что его здесь ждут. Тогда и процесс воспитания будет проходить успешно и безболезненно для ребёнка, и ребёнок будет себя чувствовать хорошо и уютно. В этом одну из главных ролей играет классный руководитель.
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Основной задачей воспитательной работы является оптимизация воспитательного процесса через создание условий для успешной адаптации школьников к современному сложному и многоликому обществу, свободного самоопределения в его противоречиях и альтернативах, поиска и отстаивания своей индивидуальности. Важным условием оптимизации воспитательного процесса является создание модели воспитательной системы, цель которой : обеспечение условий индивидуального развития, учета личных достижений учащихся, стимулирование их творческой активности и самореализации в учебно- познавательной и различных видах внеурочной деятельности.
Именно воспитательная система класса позволяет более целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Воспитательная система класса может носит название «Сотвори себя».Это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цели воспитательной системы - создание условий для разностороннего развития личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры. Для классного руководителя этими целями являются: управление процессом развития личности, взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Для учащихся: формирование коммуникативных навыков, самореализация, формирование Я- концепции. Для родителей: научение социальным навыкам, адаптация к социуму. Цель воспитания- личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Задачи:
* развивать у учащихся стремление и способности к самопознанию, самостроительству, самореализации и самоутверждению;
* приобщать к ведущим ценностям общечеловеческой культуры и своего Отечества, воспитывать гражданственность;
* формировать у учащихся общественную активность, инициативу и творчество через активное участие в общественной жизни, через коллективные творческие дела;
* создавать условия для социального самоопределения на будущее, проявления индивидуальности каждого ученика;
* развивать личность, способную к продуктивной, преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
В основу воспитательной системы класса могут быть положены следующие принципы:
- каждый человек уникален и неповторим;
- учись доброму, так худое на ум не пойдет;
- люби людей, если хочешь, чтобы люди любили тебя;
- человек может стать Человеком только путем воспитания;
-победи сначала самого себя, а потом уже врагов;
-любовь к Родине начинается с семьи;
- здоров будешь - все добудешь;
- всякий человек по делу познается.
Выходя из стен школы, выпускники должны будут научиться:
- жить настоящей, полноценной жизнью, вести достойный образ жизни;
- понимать других людей, помогать любому человеку, если он в этом
будет нуждаться;
- быть культурными и нести культуру людям;
- уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством;
- жить в гармонии с окружающим миром;
Хотелось бы увидеть их творческими личностями с индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию, с гражданским самосознанием.
Планирование учебно-воспитательного процесса в классе может вестись по нескольким направлениям:
гражданско - патриотическое, правовое, творческое, экологическое, диагностическое, нравственное, профилактическое, эстетическое; должна иметь место работа с родителями, учителями- предметниками, библиотекарем, представителями правоохранительных органов.
Чтобы достичь намеченных задач воспитания, могут быть использованы различные методы и приёмы:
методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, поручение, воспитывающая ситуация;
методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.
Основные формы: игры, мероприятия и дела.
Приступая к планированию мероприятия, важно думать о том, какое дело будет интересно для учащихся, насколько полезным оно окажется для их личностного роста, как обеспечить активное и творческое участие школьников в подготовке и проведении классного дела.
Когда возникает творческая атмосфера, коллективное сотрудничество или оживленная дискуссия, становится ясно, что мероприятие прошло полно и интересно.
Большое внимание следует уделять творческому, нравственному, патриотическому и семейному воспитанию.
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека.
Все начинается с дома, с семьи, и хорошо, если образ жизни семьи и школы совпадает, поэтому в работе с родителями необходимо ясно видеть цель:
совместно воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.
Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Формы проведения собрания - это диспут, путешествие, деловая игра, разброс мнений, круглый стол. Именно совместная деятельность взрослых и детей содействует установлению доброжелательных отношений с семьей, поэтому возможно проведение совместные мероприятий.
В общении с родителями важно: 1) Помнить, что их дети- самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Стараться не обидеть и не унизить их достоинство. 2) Делать каждую встречу полезной и результативной. 3) Не стать врагом ребенка в глазах родителей. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. 4) Быть честным. Не угождать, не досаждать, не скрывать, не преувеличивать, не устрашать и не обнадеживать напрасно.
Воспитательная система класса, главным вдохновителем которого является классный руководитель, позволяет обрести детскому сообществу свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания- вот основные черты класса и каждого ученика в нем.
Заключение.
Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути нам пригодятся строчки Булата Окуджавы
«Совесть, благородство и достоинство
вот оно, святое наше воинство
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек.»
В заключении хотелось бы привести « Десять заповедей классного руководителя»:
Умей выслушать- ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
2) Не кричи. Не подавляй голосом- ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, быстрее будут услышаны.
3) Найди, за что похвалить- ибо доброе слово и кошке приятно.
4) Будь справедлива- ибо обиды больно ранят детскую душу.
5) Умей видеть положительные качества ученика- ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
6) Зарази собственным примером- ибо кто- то должен быть паровозом.
7) Защищай своего ученика даже перед педагогами — ибо в негативных моментах есть свои причины.
8) Не ябедничай родителям по пустякам- ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
9) Поощряй инициативу учеников- ибо сделать все самой невозможно.
10) Употребляй во время общения много ласковых слов- ибо классный руководитель — мать от завтрака до обеда.
И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.