СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Создание воспитательной системы класса как необходимое условие успешной деятельности классного руководителя".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача классного руководителя- обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка, с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать растущего человека, убедить его в ценности его индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«"Создание воспитательной системы класса как необходимое условие успешной деятельности классного руководителя".»













Доклад

«Создание воспитательной системы класса как необходимое условие успешной деятельности классного руководителя».







Учителя математики МБОУ « ООШ»

Струевой С. И..





г. Кирсанов, 2016- 17 уч год.

Если мы обратимся к своей памяти, то может быть, вспомним , как в детстве многие из наших сверстников хотели быть учителями. С годами число их заметно уменьшалось и даже сходило на нет. 
Вот и я на вопрос, кем я буду во взрослой жизни, почти не задумываясь, отвечала: «Учителем». Примерами мне для подражания были такие учителя, личностными характеристиками которых были искренняя любовь к детям,организованность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника. 
Прошли годы, я стала учителем… 
Вот уже двадцать восемь лет работаю в школе учителем- предметником, одновременно являясь классным руководителем. И могу сказать, что деятельность классного руководителя многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. Ведь классный руководитель -это тот человек, который создает нормальные условия для протекания учебной работы и внеклассной жизни всего класса и каждого ученика в отдельности. 
Наверное, трудно, а, пожалуй, и невозможно забыть первых своих учеников. Они на глазах повзрослели, выросли. С ними я приобретала опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Ведь почти каждая третья семья неполная. Каждая вторая имеет лишь одного ребенка. Родители видят своих детей чаще всего спящими. А в семьях где есть старики, воспитание и надзор доверены им. Классный руководитель может и должен стать для своих учеников тем родным человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями и проблемами.  «Немалого можно добиться строгостью, многого- любовью, но больше всего знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» /И. Гете/.
Исходя из этого стержневым компонентом в этой философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. 
Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Дружеская рука ложится вам на плечо - и уже никаких слов не надо. 
Выпускной класс – особая группа школьников, требующая особого внимания. Выпускник стоит на рубеже новой жизни, за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее. 
Перед учителем стоит вопрос: как в условиях традиционной педагогики взрастить личность, способную выжить в современном обществе и быть востребованным. Но система знаний, умений и навыков не всегда дает возможность выпускнику ощутить себя самодостаточным и успешным в этом мире, поскольку значительная часть этих знаний так и остается неиспользуемой. 


Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке даётся воспитанием. И если в ребёнке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. « Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». /А. С. Макаренко/. Каждый классный руководитель должен чётко себе представлять, что такое воспитание. Определений этого понятия существует множество, вот одно из них: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности, основанное на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели ».

Когда ребёнок перешагивает порог школы, нужно приложить все усилия, чтобы он почувствовал, что его здесь ждут. Тогда и процесс воспитания будет проходить успешно и безболезненно для ребёнка, и ребёнок будет себя чувствовать хорошо и уютно. В этом одну из главных ролей играет классный руководитель.

Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Основной задачей воспитательной работы является оптимизация воспитательного процесса через создание условий для успешной адаптации школьников к современному сложному и многоликому обществу, свободного самоопределения в его противоречиях и альтернативах, поиска и отстаивания своей индивидуальности. Важным условием оптимизации воспитательного процесса является создание модели воспитательной системы, цель которой : обеспечение условий индивидуального развития, учета личных достижений учащихся, стимулирование их творческой активности и самореализации в учебно- познавательной и различных видах внеурочной деятельности.

Именно воспитательная система класса позволяет более целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Воспитательная система класса может носит название «Сотвори себя».Это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Цели воспитательной системы - создание условий для разностороннего развития личности, ориентированной на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры. Для классного руководителя этими целями являются: управление процессом развития личности, взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Для учащихся: формирование коммуникативных навыков, самореализация, формирование Я- концепции. Для родителей: научение социальным навыкам, адаптация к социуму. Цель воспитания- личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Задачи:

* развивать у учащихся стремление и способности к самопознанию, самостроительству, самореализации и самоутверждению;

* приобщать к ведущим ценностям общечеловеческой культуры и своего Отечества, воспитывать гражданственность;

* формировать у учащихся общественную активность, инициативу и творчество через активное участие в общественной жизни, через коллективные творческие дела;

* создавать условия для социального самоопределения на будущее, проявления индивидуальности каждого ученика;

* развивать личность, способную к продуктивной, преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.

В основу воспитательной системы класса могут быть положены следующие принципы:

- каждый человек уникален и неповторим;

- учись доброму, так худое на ум не пойдет;

- люби людей, если хочешь, чтобы люди любили тебя;

- человек может стать Человеком только путем воспитания;

-победи сначала самого себя, а потом уже врагов;

-любовь к Родине начинается с семьи;

- здоров будешь - все добудешь;

- всякий человек по делу познается.


Выходя из стен школы, выпускники должны будут научиться:

- жить настоящей, полноценной жизнью, вести достойный образ жизни;

- понимать других людей, помогать любому человеку, если он в этом

будет нуждаться;

- быть культурными и нести культуру людям;

- уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством;

- жить в гармонии с окружающим миром;

Хотелось бы увидеть их творческими личностями с индивидуальными способностями, с готовностью к самосовершенствованию, с гражданским самосознанием.


Планирование учебно-воспитательного процесса в классе может вестись по нескольким направлениям:

гражданско - патриотическое, правовое, творческое, экологическое, диагностическое, нравственное, профилактическое, эстетическое; должна иметь место работа с родителями, учителями- предметниками, библиотекарем, представителями правоохранительных органов.

Чтобы достичь намеченных задач воспитания, могут быть использованы различные методы и приёмы:

  1. методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

  2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, поручение, воспитывающая ситуация;

  3. методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Основные формы: игры, мероприятия и дела.

Приступая к планированию мероприятия, важно думать о том, какое дело будет интересно для учащихся, насколько полезным оно окажется для их личностного роста, как обеспечить активное и творческое участие школьников в подготовке и проведении классного дела.

Когда возникает творческая атмосфера, коллективное сотрудничество или оживленная дискуссия, становится ясно, что мероприятие прошло полно и интересно.

Большое внимание следует уделять творческому, нравственному, патриотическому и семейному воспитанию.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека.

Все начинается с дома, с семьи, и хорошо, если образ жизни семьи и школы совпадает, поэтому в работе с родителями необходимо ясно видеть цель:

совместно воспитать ребенка добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.

Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Формы проведения собрания - это диспут, путешествие, деловая игра, разброс мнений, круглый стол. Именно совместная деятельность взрослых и детей содействует установлению доброжелательных отношений с семьей, поэтому возможно проведение совместные мероприятий.

В общении с родителями важно: 1) Помнить, что их дети- самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Стараться не обидеть и не унизить их достоинство. 2) Делать каждую встречу полезной и результативной. 3) Не стать врагом ребенка в глазах родителей. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. 4) Быть честным. Не угождать, не досаждать, не скрывать, не преувеличивать, не устрашать и не обнадеживать напрасно.

Воспитательная система класса, главным вдохновителем которого является классный руководитель, позволяет обрести детскому сообществу свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания- вот основные черты класса и каждого ученика в нем.



Заключение.

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути нам пригодятся строчки Булата Окуджавы

«Совесть, благородство и достоинство

вот оно, святое наше воинство

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек.»


В заключении хотелось бы привести « Десять заповедей классного руководителя»:

  1. Умей выслушать- ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.

2) Не кричи. Не подавляй голосом- ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, быстрее будут услышаны.

3) Найди, за что похвалить- ибо доброе слово и кошке приятно.

4) Будь справедлива- ибо обиды больно ранят детскую душу.

5) Умей видеть положительные качества ученика- ибо хорошего в детях больше, чем плохого.

6) Зарази собственным примером- ибо кто- то должен быть паровозом.

7) Защищай своего ученика даже перед педагогами — ибо в негативных моментах есть свои причины.

8) Не ябедничай родителям по пустякам- ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.

9) Поощряй инициативу учеников- ибо сделать все самой невозможно.

10) Употребляй во время общения много ласковых слов- ибо классный руководитель — мать от завтрака до обеда.

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.