СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание здоровьесберегающей среды в школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В современных условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт одной из актуальных задач образовательного учреждения является ориентация на ценность здоровья человека всех участников педагогического процесса, которые заинтересованы в обеспечении условий и реализаций средств здоровье сберегающего подхода

Просмотр содержимого документа
«Создание здоровьесберегающей среды в школе»

Создание здоровьесберегающей среды в школе

Проблема сохранения здоровья в настоящее время является одной из наиболее актуальных в нашей стране и прежде всего, относится к школьникам. В настоящее время исследования показывают, что решение вопроса о здоровье школьников – это проблема, прежде всего, педагогическая.

Здоровье можно считать показателем резерва жизнеспособности человека, который в основном формируется в результате соответствующего воспитания, т.е. здоровье является именно педагогической категорией. Из этого мы можем сделать вывод, что основной причиной отсутствия крепкого здоровья, не исключая, безусловно, значение остальных факторов (социальных, материальных, экологических и др.) являются недоработки в системе воспитания детей в семье и школе.
Очевидно, что школьные годы для обучающегося являются периодом интенсивного формирования организма, развития. Это период, когда любые неблагоприятные условия оказывают наибольшее влияние на психическое и физическое здоровье обучающегося.

В современных условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт одной из актуальных задач образовательного учреждения является ориентация на ценность здоровья человека всех участников педагогического процесса, которые заинтересованы в обеспечении условий и реализаций средств здоровье сберегающего подхода.
Учебный процесс реализуется на основе тщательного прогнозирования, разумного включения инновационных технологических процессов, создания новых интегрированных прикладных курсов, призванных не только творчески развивать детей, но и помогать им в овладении базисным образованием.

С целью создания в школе единой здоровьесберегающей среды и формирования благоприятных условий для формирования и сохранения здоровья обучающихся сходятся профессиональные интересы всех работников школы – администрации, педагогов, психологов, медицинских работников.

В решении проблемы здоровья учащихся основополагающее значение приобретает формирование здоровьесберегающей среды. Особое значение здесь приобретает деятельность сотрудников образовательных учреждений, ориентированная на создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения.

Достижение этой цели возможно при разрешении целого ряда задач, основными среди которых являются следующие:

  1. Создание здоровьесберегающей образовательной среды;

  2. Создание у обучающихся устойчивой мотивации в здоровом образе жизни;

  3. Формирование у обучащихся культуры здоровья;

  4. Построение образовательно-воспитательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования;

  5. Формирование и обеспечение здоровья обучающихся.


Внутришкольные факторы, имеющие решающее влияние на здоровье обучающихся:

  1. Гигиенические факторы (воздушная среда, освещенность учебных кабинетов, размер и цвет помещений, качество использованных строительных материалов, качество питьевой воды, организация питания, состояние сантехники).

  2. Учебно — организационные факторы (объем учебной нагрузки, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям школьников, расписание уроков, организационные условия проведения школьных занятий (чередование видов учебной деятельности, физкультминутки, и т.д.), объем физической нагрузки — учебные занятия, уроки физической культуры, внеурочная деятельность, грамотная работа психолога, медицинское обеспечение, совместная работа родителей и школы, спланированная система работы по пропаганде здоровьесбережения). Эти факторы зависят в большей степени от школьной администрации.

  3. Психолого – педагогические факторы (стиль педагогического общения педагога с обучающимися, психологический климат в классе, наличие индивидуального подхода в обучении и воспитании, с учётом возрастных возможностей, личность педагога и подаваемый им пример поведения, компетентность педагога в вопросах здоровьесберегающих технологий — грамотное использование методик, технологий обучения). Эти факторы зависят в большей степени от педагога.

Перечисленные группы факторов оказывают влияние на здоровье школьников в своей совокупности, но это влияние может быть как позитивное, так и негативное.

Учитывая выше перечисленные факторы воздействия на здоровье обучающихся, определены оптимальные условия создания и развития системы здоровьесберегающей деятельности:

  1. Организационно-педагогические условия (выполнение санитарно-гигиенических норм, обеспечение качественного сбалансированного питания и медицинского обслуживания, психологическое сопровождение образовательного процесса, организация физкультурно – оздоровительной работы, соответствующая требованиям наполняемость классов, сотрудничество со спортивными школами города).

  2. Материально – технические условия (наличие спортивного зала, столовой, медицинского кабинета, методического кабинета школы, где представлены разработки уроков, внеклассных мероприятий с использованием здоровьесберегающих технологий и методов, а также методические рекомендации по их применению).

  3. Кадровые условия (квалифицированные педагогические работники, проведение мероприятий по повышению квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий, проведение по данной проблеме педагогических и методических советов, участие в проблемных, практических семинарах, конференциях, вебинарах).


Хотя в иерархии ценностей учащихся здоровье занимает одно из ведущих положений, обучающиеся сами по себе могут не иметь твердой установки на поведение, соответствующее здоровому образу жизни. В разрешении этого противоречия роль школы может быть определяющей. В частности, основными аспектами работы в этом направлении могут быть:

  1. Формирование правильного представления о роли здоровья в реализации личного потенциала человека.

  2. Обучение основам формирования здоровья – ЗОЖ.


Средствами решения этих вопросов могут быть:

  • Преподавание культуры здоровья, основ здорового образа жизни с использованием программ, учебно-методического обеспечения, квалифицированных кадров и пр.;

  • Включение элементов формирования культуры здоровья в преподавание всех учебных дисциплин;

  • Воспитательные мероприятия.


Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения осуществляется через следующие виды и формы работы:

  • Классные часы, беседы, круглые столы (просветительская работа)

  • Встречи со спортсменами, тренерами, деятелями спорта, пропагандирующие здоровый образ жизни

  • Уроки здоровья

  • Физкультминутки на уроках

  • Динамические и релаксационные паузы, с использованием ароматерапии

  • Точечный массаж, фитотерапия

  • Упражнения для сохранения зрения

  • Соблюдение режима дня, правильное и полноценное питание

  • Посещение концертов классической музыки

  • Вакцинация

  • Подвижные игры

  • Спортивные мероприятия

  • Просветительская работа для родителей, консультации психолога

  • Анкетирование и мониторинг учащихся

  • Занятия ЛФК


Конечной целью школы должно стать создание для обучающихся традиций здорового образа жизни, с раннего детства насыщенной знаниями, обычаями здоровьесберегающего характера.
Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Необходима не просто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексные меры формирования и развития мотивации здорового образа жизни школьника, этот вопрос может решить создание комплексной здоровьесберегающей среды в школе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!