СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная образовательная программа (обучение на дому) на ученицу 5 класса c лёгкой умственной отсталостью, 2017 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе учебного плана для коррекционных учреждений 8 вида и учитывает индивидуальные особенности и возможности учащегося с лёгкой умственной отсталостью, нуждающегося в безбарьерной среде.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная образовательная программа (обучение на дому) на ученицу 5 класса c лёгкой умственной отсталостью, 2017 г.»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»







Рассмотрено и одобрено

на ПМПК консилиуме

филиала ОГКОУШ №39

протокол №_____ от ____________

____________________Мозгова Ю.Е.













СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(обучение на дому)






на ученицу 5 «г» класса

Кулиеву Диану

ответственный за реализацию:

учитель Мозгова Ю.Е.









Ульяновск, 2017 год


Структура СИПР.


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Планируемые результаты освоения СИПР.

4.3.Средства мониторинга, критерии и нормы оценки результатов освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8. Приложения.



























1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Кулиева Диана Арифовна

Возраст ребенка: 13 лет

Место жительства: домашний адрес г. Ульяновск, ул.Рябикова 85А, кв.158.

Родители (лица их заменяющие): мать

отец

Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2014

Класс обучения: 5

Группа (особые потребности): нуждается в безбарьерной среде.


2. Психолого-педагогическая характеристика

на обучающуюся 5 «г» класса Кулиеву Диану Арифовну, 28.09.2004 года рождения.

Диана обучается в филиале ОГКОУШ № 39. Последняя медико-педагогическая комиссия МБОУ для детей, нуждающихся психолого-педагогической и медико-социальной помощи центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» протокол № 4/39в от 30.05.2016г. поставила диагноз F- 70. Обучается она по специальной индивидуальной программе развития в форме обучения на дому на основании заявления её законных представителей и справки от врача.

С лета 2017 года Диана находится на попечении детского дома «Родник» по договору с её родителями. Долгое время Диана адаптировалась к новым условиям жизни и не шла на контакт практически ни с одним учителем филиала школы. Она неохотно поддерживала беседу с учителем, отказывалась выполнять письменные упражнения и настаивала на том, чтобы с ней проводили занятия дома.

К концу 1 четверти девочка стала проявлять интерес к учебной деятельности и начала вступать в контакт с учителем и выполнять его задания, но только по своему выбору. Письменные упражнения Диана выполнять долгое время отказывалась, работая только в устной форме. Решала примеры и задачи в уме, отвечала на некоторые вопросы учителя, касающиеся правил правописания, окружающей действительности и представлений и мире.

Работоспособность у девочки средняя. Память кратковременная, избирательная. Внимание не всегда целенаправленное, часто отвлекается и ведёт навязчивые беседы о своей маме и отце, высказывая своё недовольство и неприязнь к ним, особенно к матери. Мышление у девочки наглядно-образное. Навыки самообслуживание сформированы. Познавательная активность средняя. Словесную инструкцию понимает, выполняет, нравятся трудовые поручения и творческие задания.

Речевое развитие: Словарный запас недостаточно развит, но за время обучения в школе пополнился новыми словами. Сюжетные картинки понимает, отвечает на вопросы односложно. В самостоятельном высказывании не достаточно четко выражает свои мысли, часто теряет цель своего высказывания.

Математика: Цвета и геометрические фигуры знает, соотносит. Умеет работать с линейкой и проводить простейшие измерения с её помощью. Складывает и вычитает в уме однозначные числа, письменно складывает и вычитает трёхзначные числа. Простые задачи в одно действие способна решить самостоятельно. В 2 и более действий задачи решает только с помощью учителя.

Темп чтения медленный. Читает без особого интереса и без выражения.

Письмо и развитие речи: в связи с нарушением фонематического слуха, основные трудности возникают при письме под диктовку: путает буквы, переставляет их местами, допускает пропуски букв. Списывает текст с минимальными количеством ошибок. С простыми заданиями справляется самостоятельно.

Чтение и развитие речи: читает целыми словами, прочитанный текст осмысливает не всегда, на вопросы по тексту отвечает односложно, пересказывает его по наводящим вопросам. Стихи наизусть заучивает. Темп чтения медленный. Читает без особого интереса и без выражения.

Ручной труд. Задания выполняет самостоятельно, с удовольствием, проявляет творчество.

Изобразительное искусство. Самостоятельно рисует, раскрашивает достаточно аккуратно.

3.Приоритетные образовательные предметы:

1.Чтение и развитие речи

2.Письмо и развитие речи

3.Математика

4.Природоведение

5.Изобразительное искусство

6.Музыка и пение

7.Физкультура

8.Профессиональное трудовое обучение

9.ОБЖ

10.Социально-бытовая ориентировка.


Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018 учебный год.

Образовательные области

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Общеобразовательные курсы:



Чтение и развитие речи

1

34

Письмо и развитие речи

2

68

Математика

2

68

Природа



Природоведение

0,5

17

Искусство:



Изобразительное искусство

0,5

17

Музыка и пение

0,5

17

Физкультура

0,5

17

Трудовая подготовка




Профессионально- трудовое обучение

2

68

ОБЖ

0,5

17

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

0,5

17


Итого: максимальная нагрузка на учащегося

10

340


4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:


- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011г.

- учебного плана школы;

- индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида

- рекомендаций ПМПК.


Программа включает следующие разделы:

  • Общеобразовательные курсы.

  • Природа.

  • Искусство.

  • Трудовая подготовка.

  • Коррекционные курсы.

Обоснование выбора данной программы.


Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития (обучения на дому) в связи его с психо-физическими особенностями.

 Данная учебная программа составлена для обучающейся с лёгкой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации её жизни в обществе путём формирования практических представлений, знаний, умений и навыков, позволяющих достичь обучающейся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающейся предметных знаний и таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Занятия планируются педагогом с учетом необходимости индивидуального подхода при планировании занятий, а также многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных знаний, умений и навыков.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с лёгкой умственной отсталостью.


Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация, профессиональная ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, с опорой на наглядный материал, с выполнением учащимся письменных и творческих работ.

4.2 Планируемые результаты освоения СИПР.

Чтение и развитие речи.

1 час в неделю (34 часа в год)


Цель программы:

-совершенствование техники беглого, сознанного чтения.

Задачи программы:

  • Развивать высшие психические функции учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

  • основных мыслительных операций;

  • наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • зрительного восприятия и узнавания;

  • пространственных представлений и ориентации;

  • речи и обогащение словаря;

  • коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Коррекционная направленность рабочей программы предусматривает наряду с общеобразовательными задачами коррекцию индивидуальных недостатков развития, путём включения в урок специальных коррекционно - развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально- волевой сферы.

Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас школьников, расширяет кругозор учащегося, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).

Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логическому мышлению. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащийся учится пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.

На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у школьника техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащегося и его мышлению. Учащийся учится отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Коррекционная направленность рабочей программы предусматривает наряду с общеобразовательными задачами коррекцию индивидуальных недостатков развития, путём включения в урок специальных коррекционно - развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, эмоционально- волевой сферы.

То есть методы, включённые в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функцию.

Для этого предназначены задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики выполняли их с включением в активную работу психологических функций - задания по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи, задания на сравнение, обобщение, группировку, классификацию.

Коррекцию зрительного восприятия предполагается проводить с помощью упражнений на внимание, узнавание, соответствие и различие ,выполнение заданий письменно (ответы на вопросы, списывание и т.д.), что позволит активизировать работу зрительного и рече-двигательного анализаторов плюс навыки письма.

Коррекция слухового восприятия основана на упражнениях на сравнение.

Коррекция логического мышления - на основе упражнений в составлении целого из разрозненного.

Коррекция вербальной памяти - на основе упражнений на развитие способности запоминания словесного ряда или парных слов.

Коррекционная направленность наглядности на уроке: применяется наглядность схематического плана, что позволит преодолеть дефекты аналитико - синтетических процессов мыслительной деятельности. Использование условно- графических схем позволит сформировать умения сравнивать и обобщать предметы и понятия, развивать навыки планирования собственной деятельности, правильности списывания, выработать алгоритм действия по образцам.

Содержание предмета.

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всём мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения.

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.

Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

 ( внеклассное чтение даётся на самостоятельное прочтение и вулючается в обсуждение на уроке один раз в месяц).

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений. Устное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.



К концу обучения в 5 классе учащийся должен уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащийся должен знать:

6 – 10 стихотворений наизусть.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных на­блюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учеб­ника.

При оценке во внимание принимается успешность овладения уча­щимися техникой чтения (правильность, беглость и выразитель­ность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнако­мые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец го­да): 5 класс – 45-60 слов, 6 класс – 70-80 слов, 7-9 классы – 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выяв­лении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им за­труднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с не­значительной помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса — легкие тексты самостоятельно);

- называет главных действующих лиц произведения, характери­зует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного пол­но, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази­тельно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведе­ния или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

- называет главных действующих лиц произведения, характери­зует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержа­ния, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:

- допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен­ные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

- допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, зна­ков препинания, передающих интонацию, логических ударе­ний; авыделяет основную мысль произведения, части рассказа с по­мощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследова­тельно, допускает искажения основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- читает по слогам;

- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже син­таксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

- не делит текст на части;

- не называет главных действующих лиц произведения, не харак­теризует их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.





ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

2 часа в неделю (68 часов в год)

Программа по предмету письмо и развитие речи ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 263с. и рабочую тетрадь под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2005.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.



Задачи преподавания письма и развития речи:

  • закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

  • учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • развивать речь учащихся, обогащать её словарь;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.



Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция фонематического слуха.

  2. Коррекция артикуляционного аппарата.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция мышц мелкой моторики.

  5. Коррекция познавательных процессов.



Общая характеристика курса

Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».



Повторение

Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.





Звуки и буквы

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.



Слово

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Разделительный ъ.

Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имён существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.

Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в творительном падеже (за деревней, за страной).

Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).

Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже (сиренью).

Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).



Предложение

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Связная речь

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).



Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

Структура курса

Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

Тема раздела

четверти

Итого:

1

2

3

4


1

Повторение:

  • Предложение

  • Звуки и буквы



4 ч.

5 ч.








9 ч.

2

Слово:

  • Состав слова



5 ч.



5 ч.





10 ч.

3

Части речи:

  • Имя существительное




7 ч.



14 ч.



4 ч.



25 ч.

4

Предложение



2 ч.

5 ч.

7 ч.

5

Повторение




4 ч.

4 ч.

6

Словарный диктант


2 ч.

2 ч.

1 ч.

5 ч.

7

Контрольный диктант

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

8 ч.


Итого:


16 ч.

16 ч.

20 ч.

16 ч.

68ч.



Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.

Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов.

Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по письму и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.



К концу года учащиеся должны овладеть следующими базовыми учебными действиями:

- знать алфавит;

- знать способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.



Словарь.

Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).



Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи

При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:

  1. правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.



Примерный объем письменных текстов:

- в контрольных работах – 45-50 слов.

- в подробных изложениях – 20-45 слов.

- в словарном диктанте – 10-15 слов.

- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.



При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.





За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.


Математика.

2 часа в неделю (68 часов в год).

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Предлагаемая специальная индивидуальная программа развития по математике ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /МАТЕМАТИКА. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.

Задачи преподавания математики:

1. Дать учащемуся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут ему в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;


2. Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;


3. Развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;


4. Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.



Основные направления коррекционной работы:

Коррекция переключаемости и распределения внимания.

Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция произвольного внимания.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Развитие самостоятельности, аккуратности.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • - класс единиц, разряды в классе единиц;

  • - десятичный состав чисел в пределах 1000;

  • - единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

  • - римские цифры;

  • - дроби, их виды;

  • - виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь :

  • - выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

  • - читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

  • - считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

  • - выполнять сравнение чисел (больше - меньше) в пределах 1000;

  • - выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

  • - выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

  • - выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1000;

  • - умножать и делить на однозначное число;

  • - получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

  • - решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

  • - уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;

  • - различать радиус и диаметр.


ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

  • Продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

  • Овладеть табличным умножением и делением;

  • Определять время по часам тремя способами;

  • Самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Не обязательно:

  • Решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510-183; 503-138);

  • Решать арифметические задачи самостоятельно (в 2, 3 действия решать с помощью учителя);

Чертить треугольник по трем данным сторонам



Содержание предмета.

Программа по математике включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение».



Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).

Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1км,1г, 1т), соотношения: 1м=1000мм, 1км=1000м, 1кг=1000г, 1т=1000кг, 1т=10ц. денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1год) соотношение: 1год=365, 366 сут. Високосный год.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55см+/-19см; 55см+/-45см; 1м-45см; 8м55см+/-3м19см; 8м55см+/-19см; 4м55см+/-3м; 8м+/-19см; 8м+/-4м45см).

Римские цифры. Обозначение чисел I –XII.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.

Умножение числа 100. знак умножения (x). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.

Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40x2; 400x2; 420x2; 40:2; 300:3; 480:4; 450:5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24x2; 243x2; 48:4; 488:4 и т.п.).

Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числами или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составление арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Образование R и D.

Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100.

На изучение геометрического материала отводится один урок в неделю

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике

Оценка устных ответов учащихся:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен­ном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной последовательности, точно используя математическую термино­логию и символику; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недо­статков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие ма­тематическое содержание ответа; допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния ответа, исправленные по замечанию учителя;

Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материа­ла, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного ма­териала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении поня­тий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обя­зательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Оценка письменных работ учащихся:

Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но допущена одна ошибка или два-три недочета в примерах или в задаче, ри­сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче­тов в решениях примеров и задач, рисунках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Природоведение.

0,5 часа в неделю (17 часов в год).

Программа ориентирована на учебно-методический комплект:

Учебник «Природоведение» 5 класс авторы: О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолова Москва «Просвещение», 2004.


Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.

2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.

6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.

7. Формирование здорового образа жизни.

8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.

9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.



Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

  • Окружающий нас мир;

  • Наша страна;

  • Природа нашей Родины (неживая природа и живая природа);

  • Охрана здоровья человека;

  • Охрана природы и экология;

  • Труд на пришкольном участке;

  • Экскурсии и практические работы.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития школьников, имеющих нарушения интеллекта, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения.

Формы организации учебного процесса:

Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии. Используется индивидуальная работа.



Коррекционно-развивающие задачи по природоведению.

  1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

  2. Корректировать познавательную возможность и интересы.

  3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

  4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

  5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащегося.

Учащийся должен уметь:

· Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке; давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи.

· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

· Выполнять рекомендуемые практические работы с некоторой помощью учителей.

· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде.

· Соблюдать правила поведения в природе.

На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе, на пришкольном участке), выполнение практических работ.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда. Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, в лес, к строительным объектам, в местный краеведческий музей.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Окружающий нас мир. Дом, в котором мы живем. Наша школа. Паша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы. Природа пашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения в природе.

Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воз духа). Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.

Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.

Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелётные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.

Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.

Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси). Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).

Природа нашей Родины. Неживая природа.

Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.

Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер - движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Природа нашей Родины. Живая природа.

Растения, грибы и животные леса.

Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен. Грибы леса: съедобные и несъедобные. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы). Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.

Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.

Растения и животные луга.Растения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).

Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота.

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.

Растения и животные водоемов.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).

Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Охрана здоровья человека.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.

Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость. Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья. Охрана природы и экология.

Охрана природы и экологии. Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в "Красную книгу". Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.

Труд на пришкольном участке.

Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка.

Повторение пройденного материала.

Закрепление знаний на практике:

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Рабочая программа предусматривает ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонно го календаря природы и труда.

Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по природоведению.

Критерии оценивания знания учащихся 1 уровня. 

Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
-четко и правильно даны определения;
-ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.

Критерии оценивания знания учащихся 2 уровня.
Отметка «5»
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
— раскрыто содержание материала в объеме программы ;
— четко и правильно даны определения с небольшой помощью учителя;
— ответ самостоятельный.
Отметка «4»
-раскрыто основное содержание материала с помощью дополнительных вопросов учителя;
-в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.
-ответ почти самостоятельный;
Отметка «3»
-усвоено основное содержание материала;
-определения понятий не четкие;
-допущены ошибки и неточности в изложении.

Мониторинг осуществляется через:

· Пересказ в соответствии с планом.
· Ответы на вопросы.
· Использование учебника как справочника.
· Самостоятельные работы.
· Контрольные работы.
· Тестовый материал.
· Экскурсии.
· Наблюдения.





Изобразительное искусство.

0,5 часа в неделю (17 часов в год).

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных  жизненно-практических задач;

– формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;

– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала;

-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления



Задачи курса изобразительного искусства в 5 классах, состоят в том, чтобы:

–  сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;

– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии;

– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей  каждого ученика.

-  развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;  оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры.

Основные формы работы: индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Для решения задач, поставленных программой,  предусмотрены четыре вида занятий:

- рисование с натуры                                                                                

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

-беседы об изобразительном искусстве.



Приемы и методы преподавания

- словесный

- наглядный

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Корректировать недостатки познавательной деятельности путем воспитания и развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

  • Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения, сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

  • Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками.

  • Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга; передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

  • Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники по чтению и развитию речи.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Содержание обучения 5 класс

Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

Основные требования к умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение, пропорции.

Определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя осевую линию как вспомогательную.

Составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии.

Передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве.

Ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску.

Пользоваться элементарными приемами работы с красками.

Самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов.

Рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по изобразительному искусству.

Процесс обучения изобразительному искусству постоянно сопровождается контролем.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Способы контроля знаний по изобразительному искусству разнообразны: устный опрос (фронтальный и индивидуальный), творческие работы, самоконтроль.