СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Специальная школа №78» 

__________________________________________________________________


СОГЛАСОВАНО

Родитель

______ Поленок Л. А.


«___» ________ 2022г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Яковлева В.Ю.


«31» 08. 2022г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «СОШ №78»

________________Е.Д. Лапина


Приказ №141-ОД

«31» 08. 2022г.










СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ



обучающегося 2 «Б» класса


Эйрих Игоря Владимировича








Ответственный за реализацию программы:


учитель надомного обучения

Попова Анастасия Сергеевна









Новокузнецк, 2022


Структура СИПР


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4. Расписание индивидуальных занятий.

5. Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3. Нравственное воспитание.

5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7. Программа сотрудничества с семьей.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.



































1. Общие сведения о ребенке.



Ф.И.О. Эйрих Игорь Владимирович

Дата рождения: 21.08.2014.

Место жительства: г. Новокузнецк, ул. Косыгина, 7-68

Сведения о родителях(законных представителях):

Бабушка(опекун): Поленок Людмила Анатольевна

Год обучения в МКОУ «Специальная школа №78» - 2-ой год

Выписка из анамнеза диагноз: ТМНР, нарушение зрения, НОДА.



2. Психолого – педагогическая характеристика.


Игорь обучается в ОУ с 01. 09. 2021г. на дому.

Сведения о семье: Ребенок проживает в квартире с бабушкой (опекун) и сестрой. Дефицита внимания ребенок не испытывает, в семье хорошие и теплые отношения, бабушка заботлива и внимательна, заинтересована в успешном развитии ребенка. Атмосфера в семье спокойная, доброжелательная, благополучная.


Овладение учебными навыками, программным материалом, индивидуальные особенности обучения:

Игорь обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2) для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Тяжело адаптируется к новым условиям. К школьному обучению интерес проявляет слабо. Речь плохо сформирована. Внимание на предложенные предметы и картинки практически не фиксирует. Игрушками и играми слабо интересуется. Самостоятельно держать ручку, карандаш, кисть и действовать ими не хочет, выполняет задания сопряжено с педагогом.

Трудовые умения и навыки не сформированы, к трудовой деятельности безразличен.

Культурно-гигиенические навыки не сформированы: в туалет не ходит, кормят родители.

Эмоционально-поведенческие особенности, характер взаимоотношений с социумом:

Эмоциональное состояние нестабильное. Настроение в основном спокойно-пассивное. Наблюдаются негативизм и протесты при взаимодействии с педагогом. Низкий уровень работоспособности, быстрая психоэмоциональная истощаемость. В состоянии психоэмоциональной истощаемости, в момент переутомления, может плакать, проявлять агрессию. Состояние переутомления, перевозбуждения может наступать при длительной учебной деятельности. Инициативу в общении не проявляет, не всегда отвечает взаимностью при инициативе взрослого. В поведении наблюдаются стереотипные действия и движения. Не наблюдается интерес к продуктивной, трудовой и учебной деятельности. При выполнении учебных заданий нуждается в сопровождении взрослого.


Развитие речи:

Речь развита слабо.

Задание на развитие общей моторики не выполняет самостоятельно. Объём движений резко ограничен. Переключаемость движений медленная. Мелкая моторика рук развита крайне слабо.

Обращенную речь понимает, на имя отзывается, словесную инструкцию понимает, но самостоятельно ей не следует. Экспрессивная речь развита плохо, импрессивная речь на низком уровне развития, свои эмоции выражает в виде смеха и плача.

Альтернативными средствами коммуникации не пользуется, коммуникативная функция нарушена.


Приоритетные коррекционные занятия:

 

1.Речь и альтернативная коммуникация.

2. Математические представления.

3. Окружающий социальный мир.

4. Окружающий природный мир.

5. Изобразительная деятельность.

6. Музыка и движение.

7. Адаптивная физкультура.

8. Человек.










3. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год

 

Предметные 
области

Учебные предметы,

коррекционные курсы 

Индивидуальные занятия. Количество часов в неделю 

1. Язык и

речевая 
практика

Речь и альтернативная коммуникация

 

2

2. Математика

Математические представления 

1

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

0,5

Окружающий социальный мир

0,5


Человек

1

4.Искусство

Изобразительная деятельность

1

Музыка и движение

1

5. Физкультура

Адаптивная физкультура.

1


итого

8


Форма организации коррекционной работы: занятия – по 40 минут с обязательной динамической паузой.






















  1. Расписание занятий


Понедельник

8:55-9:00 – обработка рук

9:00-9:40 – речь и альтернативная коммуникация

9:45-10:25 – математические представления

10:25-10:40 проветривание в связи с эпидемиологической обстановкой COVID-19

10:40-11:20 – ОПМ (1-3 неделя) / ОСМ (2-4 неделя)

11:20-12:00 ­- Человек



Среда

8:55-9:00 – обработка рук

9:00-9:40 –речь и альтернативная коммуникация

9:45-10:25 – Адаптивная физическая культура

10:25-10:40 проветривание в связи с эпидемиологической обстановкой COVID-19

10:40-11:20 – изобразительная деятельность

11:20-12:00 - Музыка


















5.Содержание образования


5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием специальной индивидуальной программы развития (СИПР) и включает следующие задачи:  

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 

  2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);  

  • умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);  

  • Использование по назначению учебных материалов;  

  • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.   

3. Формирование умения выполнять задание:  

  • в течение определенного периода времени,   

  • от начала до конца,   

  • с заданными качественными параметрами.   

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,  алгоритмом действия и т.  д.   

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.  Решение поставленных задач происходит, как на групповых, индивидуальных занятиях по учебным предметам,  так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.   

 

















 

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий. 

 

Пояснительная записка

  Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составлена на основе школьной АООП для детей с ОВЗ (Вариант 2) (Приложение)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ (вариант Д)

Целью реализации СИПР является достижение обучающимся максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных контактов в доступных пределах.

СИПР составлена на основе: 

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 2), нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей; 

  • «Программы образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ( 0-4 классы), п\ред. И.М. Бгажноковой, СПБ, «Просвещение», 2007 г .

  • Программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой (коррекционная педагогика), М., ВЛАДОС, 2013г.

  • Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под ред. И.М. Бгажноковой (коррекционная педагогика), М., ВЛАДОС, 2013г.

  • учебного плана АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми множественными нарушениями развития.

 

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.  

     Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.  

       По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. 

 Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с ТМНР.

 



Основные цели и задачи коррекционного обучения:

 

1. Развитие познавательной деятельности в процессе обучения.  

2. Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности. 

3. Формирование представлений о себе как «я», значимой и 
равноправной личности для окружающих. 

4. Формирование коммуникативных умений и социальных 
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде. 

5. Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность.

6. Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы. 

 

Формы организации учебного процесса: 

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности. 

 

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.  

Последовательность использования упражнений: 

  • практические упражнения; 

  • упражнения с картинками; 

  • «письменные» упражнения; 

 

Виды деятельности обучающегося на уроке: 

- наблюдение; 

- упражнения – по подражанию, по инструкции, двигательные,  

  аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические; 

- игры-имитации, жестово-образные игры;  

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка; 

- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,  

   аппликация; 

- обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв. 

 

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребенка. 

 

Ожидаемые результаты освоения программы:



Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.


Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.


Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

• выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

• выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

• узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

• показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

• показывать на себе части тела и лица;

• выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

• при общении использовать мимику и жесты;

• определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

• понимать и выполнять действия с игрушкой;

• показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

• вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

• повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

• адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

• соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

• использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

• выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»).


Организация освоения СИПР по обязательным предметным областям в соответствии с ФГОС:

1.Речь и  альтернативная коммуникация.

2. Математические представления.

3. Окружающий социальный мир.

4. Окружающий природный мир.

5. Изобразительная деятельность.

6. Человек.

7. Музыка и движение.

8. Адаптивная физкультура.






Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

  • Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь, устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др).

  1. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  1. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.


Математические представления.

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные, пространственные, временные представления.

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

  1. Представления о количестве, числе, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.


Окружающий социальный мир.

1.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

2. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери) и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.

4. Умение ориентироваться в классе, в помещениях школы. Соблюдение правил учебного поведения.

5. Умение ориентироваться в собственных частях тела и лица.

6. Представление о составе семьи, обязанности членов семьи.

7. Представление об игрушках, умение правильно обращаться с ними.

8. Умение ориентироваться в помещениях своего дома (квартиры), территории двора.

9. Умение правильно пользоваться мебелью, посудой, электроприборами, часами, электронными устройствами.





Окружающий природный мир.

  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля,).

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.).

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

  • Умение различать части суток. Представления о течении времени: смена событий дня.



Человек.

  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

  • Представление о собственном теле.

  • Отнесение себя к определенному полу.

  • Умение определять «моё»и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

  • Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи


Изобразительная деятельность

Лепка

1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто.

2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, форма, подложка, штамп.

3. Разминание пластилина (теста).

4. Отрывание кусочка материала от целого куска.

5. Откручивание кусочка материала от целого куска.

6. Ощипывание кусочка материала от целого куска.

7. Отрезание кусочка материала стекой.

8. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).

9. Катание колбаски на доске (в руках).

10. Катание шарика на доске (в руках).

11. Получение формы путем выдавливания формочкой.

12. Вырезание заданной формы по шаблону стекой.

13. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). 14. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).

15. Лепка предмета из одной (нескольких) частей.


Рисование

1.Различение материалов и инструментов, используемых для рисования.

2. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом.

3. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.).

4. Рисование кистью (прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы, тонирование листа). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

5. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

6. Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.

7. Штриховка (слева направо, сверху вниз). Отпечатывание картонки штампами. Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).

8. Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате).


Аппликация

1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка.

2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, клей, трафарет.

3. Сминание бумаги.

4. Отрывание части бумаги от куска.

5. Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).

6. Скручивание листа бумаги.

7. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

8. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.

9. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.

10. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

11. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

12. Выполнение аппликации из геометрических фигур, из осенних листьев, из ватных дисков.



5.3. Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающегося с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности. Воспитание чувства уважения друг другу, к человеку вообще. Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.






































Содержание


Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.


Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).


Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.


Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.



Ориентация в религиозных ценностях с учетом желания и вероисповедания обучающегося и его семьи.







5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающегося с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:

  • Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

  • Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;

  • Формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др. формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;

  • Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.




Содержание


Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.



Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.



Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.



Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.







6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Психолого-педагогическая работа проводится разными специалистами:

Учитель надомного обучения– Попова А.С.

7. Программа сотрудничества с семьей.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;

  • обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия:

  • психокоррекционные занятия;

  • психологическая поддержка семьи, тренинги;

  • индивидуальные консультации родителей со специалистам;

договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой;

  • убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка;

  • консультирование;

  • ведение дневника наблюдений (краткие записи);

  • информирование электронными средствами;

  • личные встречи, беседы;

  • просмотр и обсуждение видео - записей с ребенком;

    • проведение открытых уроков/занятий;

    • организация участия родителей во внеурочных мероприятиях; привлечение родителей к планированию мероприятий;

    • поощрение активности родителей.




Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей)

- индивидуальные консультации родителей по темам:

«Организация свободного времени дома», «Реализация СИПР в домашних условиях »,

«Формирование социально – бытовых навыков».


Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке СИПР

- посещение родителями уроков/занятий;

- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.



Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- личные беседы;

- ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;

- обсуждение результатов.


Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

- «1 сентября – День Знаний»

-«Дни здоровья»

-« День матери» и т д.



8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Школой созданы все необходимые материально-технические условия для реализации СИПР:

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», набор пиктограмм; различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 3);мозаики;карточки с изображением цифр; макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания, предметные (школьные принадлежности, игрушки, дом, электробытовые приборы) и сюжетные картинки(школа, семья, во дворе, квартира), видео(мультфильмы), пиктограммы (ребенок и его дом, игрушки, в школе), фотографии (человек, бабушка, дедушка, мама, папа), таблицы и иллюстрации по разделам; плакаты, ноутбук; мультимедийный проектор, магнитофон.



9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Для повышения качества проводимой деятельности, разработан мониторинг результатов обучения, который проводится один раз в полугодие.

В ходе мониторинга и оценки динамики реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, определенных индивидуальной программой. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе характеристики по итогам года и внесенных в нее изменений, произошедших за летний период, составляется СИПР на следующий учебный период.










Я, Поленок Людмила Анатольевна, ознакомлена и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для Эйрих Игоря.

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка, предупреждена.



Родитель Поленок Л.А. / _______________

Учитель Попова А.С. / _______________

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребенка:

Результативность обучения (на конец учебного года)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дальнейшие рекомендации в работе _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения ____________________

Дата окончания обучения _________________



Роспись родителя _______________

Роспись специалистов ___________________