СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная  программа развития разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития»










СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

2022-2023 учебный год

на обучающуюся 8 «А» класса






Срок реализации 1 год






























Ульяновск, 2022


Структура СИПР.


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.

































1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка:

Возраст ребенка: 16 лет

Место жительства: г


Родители (лица их заменяющие): мать

отец

Год поступления в:

Класс обучения: 8

Группа (особые потребности):

































































2. Психолого-педагогическая характеристика

В ОГКУСО поступила 25.07.20 года по договору о социальном обслуживании ребенка-инвалида. Отец –

В филиал обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), СИПР. Форма обучения очная, с полной включенностью. Нуждается в предоставлении услуг ассистента.

Общее физическое развитие не соответствует возрастной норме. Отмечаются нарушения координации,  точности,  темпа  движений,  что  осложняет  формирование физических  действий:  бег,  прыжки  и  др.,  а  также  навыков  трудовых умений. Имеются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков.

Навыки самообслуживания у девочки частично сформированы. Одеваться может сама, но чаще с помощью организующей и направляющей помощи. Представление о себе частично сформировано: знает своё имя, фамилию, показывает на себе части тела, головы, лица.

У Юли наблюдается сильное недоразвитие всех высших познавательных функций– внимания, речи, памяти, мышления. Познавательная активность у девочки практически никогда не проявляется. Отношение к учебной и игровой деятельности чаще безразличное. На уроках Юля безынициативна. Все учебные действия выполняются совместно с педагогом методом «рука в руке», при этом движения вялые, безвольные.

Работоспособность у Юли очень низкая. Темп деятельности медленный. Внимание  отличается низким  уровнем  продуктивности  из-за  быстрой  истощаемости,  неустойчивости,  отвлекаемости. Память механическая, избирательная, слуховая, малого объёма. Предметы Юля обследует тактильно или орально, так как она практически не видит их. Тем не менее девочка научилась понимать обращенную к ней речь и может выполнять действия с предметами по простой инструкции.

Звуковая речь развита слабо. Общее недоразвитие речи сочетается с присутствием эхолалии. Словарный запас ограничен. Юля, как правило, использует отдельные, заученные слова, необходимые в основном для удовлетворения своих физиологических потребностей («пить», «хлеб», «на горшок»). Речь односложна, без эмоциональной окраски. В диалог не вступает. Самостоятельно общение не инициирует. За период обучения пополнила активный и пассивный словарь новыми словами.

Математические представления в стадии формирования. Действия с предметами выполняет с помощью учителя методом «рука в руке». Самостоятельно же умеет нанизывать кольца на зафиксированный стержень, соблюдая размерность элементов, вкладывать друг в друга цилиндры от большего к меньшему, работать с доской-вкладышем, собирать конструкции из элементов «Лего». Следуя инструкции учителя, научилась нанизывать предметы на шнурок, соблюдая указанную последовательность предметов.

Пространственно-временные представления на стадии формирования. Научилась определять «верх»-«низ» рабочего стола. Во временах года, днях недели не ориентируется.

Из-за нарушения зрения у девочки сужены понятия об окружающем мире. Представления об объектах и явлениях живой и неживой природы находятся в стадии формирования. Знает названия и назначение отдельных предметов мебели, посуды, учебных принадлежностей, игрушек.

Эмоциональный фон у Юли неустойчивый. Реакция на одну и ту же ситуацию может быть неоднозначной: она может внезапно немотивированно громко рассмеяться, либо сорваться в плачущий крик без видимых на то причин. Она положительно реагирует на похвалу, ласковые обращения. На критику может реагировать либо нейтрально, либо явно расстраивается. Контакт с окружающими  отсутствует или он возникает как форма физического обращения  к  взрослым  в  ситуациях, когда ребёнку  требуется помощь  в  удовлетворении  потребности.  В эмоциях отсутствует многообразие. Мимика бедна.

У  Юли  нет интереса к деятельности окружающих, она не проявляет ответных реакций  на  попытки  учителя  организовать  ее  взаимодействие  со сверстниками.  Она  не  откликается  на  просьбы,  обращения  в  случаях, запрещающих то или иное действие. При возникновении приступов паники проявляет агрессию, направленную на себя и окружающих людей. Обычно такие реакции  наблюдаются  при  смене  привычной  для  ребенка  обстановки, при нахождении рядом с незнакомыми  людьми,  в  шумных  местах.


Приоритетные образовательные и коррекционные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация. 12.Предметно-практические действия.

2. Математические представления. 13. Двигательное развитие.

3. Окружающий природный мир. 14. Альтернативная коммуникация

4.Человек.

5.Окружающий социальный мир.

6. Домоводство.

7. Музыка и движение.

8. Адаптивная физкультура.

9. Профильный труд.

10.Коррекционно-развивающие занятия.

11.Сенсорное развитие.

3. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год

Предметные
области

Учебные предметы

Индивидуальные занятия. Количество часов

в неделю / год

1.Обязательная часть

1. Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная
коммуникация

2

66

2. Математика

Математические представления

2

66

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

66


Человек

1

33

Домоводство

5

165

Окружающий социальный мир

3

99

4.Искусство

Музыка и движение

2

66

5. Физическая культура

Адаптивная физкультура

2

66

6.Технологии

Профильный труд

4

132

7.Корреционно-развивающие занятия

2

66


Итого:

25

825

2.Часть, формируемая участниками образовательных отношений

8.Коррекционные курсы

Сенсорное развитие

2

66

Предметно-практические действия

2

66

Двигательное развитие

2

66

Альтернативная коммуникация

2

66


Итого:

8

264







Расписание уроков.

Расписание уроков_ 8а__класса


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Профильный труд

1

Адаптивная физкультура

1

Домоводство

1

Окружающий социальный мир

1

Домоводство

2

Речь и альтернативная коммуникация

2

Домоводство

2

Математические представления

2

Адаптивная физкультура

2

Окружающий природный мир

Динамическая пауза

3

Коррекционно-развивающие занятия

3

Математические представления

3

Речь и альтернативная коммуникация

3

Домоводство

3

Музыка и движение

4

Домоводство

4

Профильный труд

4

Профильный труд

4

Коррекционно -раз-вивающие занятия

4

Окружающий социальный мир

Вторая половина дня

5

Окружающий социальный мир

5

Музыка и движение

5

Человек

5

Профильный труд

5


6

Предметно-практические действия

6

Окружающий природный мир

6


6


6

Двигательное развитие

7

Двигательное развитие


7

Альтернативная коммуникация

7

Предметно-практические действия

7

Альтернативная коммуникация


7

Сенсорное развитие

8


8

Сенсорное развитие

8


8


8


Итого общая нагрузка: 33 часа в неделю













4. Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка


Специальная индивидуальная программа развития разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

    1. - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. N4/15);

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39;

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

  • Учебным планом школы;

  • Рабочими программами по предметам 8 класса (вариант-2);

  • Методиками обучения слепых детей.

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура

  • Технологии

  • Коррекционно-развивающие занятия

  • Коррекционные курсы


Обоснование выбора данной программы


Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).

 Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для социализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по триместрам, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соот­ветствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.





Основные цели и задачи коррекционного обучения:


1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2. Развитие творческих умений и чувств на основе доступ­ных видов деятельности.

3. Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4. Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5. Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6. Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.


Формы организации учебного процесса - коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, беседы, дидактические игры.



Виды деятельности учащегося на уроке:

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиальные (слушание), ритмические;

- игры-имитации,

- рисование, раскрашивание, штриховка (способом «рука в руке»);

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами, лепка, аппликация, конструирование.


Сроки освоения образовательной программы: 1 год.


4.2. Базовые учебные действия.


Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

1. Формирование учебного поведения:

- умеет выполнять инструкции учителя (выполняет стереотипную инструкцию);

- использует по назначению учебные материалы (бумага, пластилин, глина);

- умеет выполнять действия по подражанию (выполняет действие способом «рука в руке», совместно с учителем).

2. Формирование умения выполнять задание:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью учителя.



4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.


Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

  • стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

  • понимание обращенной речи;

  • умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации, в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения житейских задач:

  • умение вступать в контакт;

  • умение использовать средства альтернативной коммуникации (жесты, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции) для выражения индивидуальных потребностей.

4) Развитие слухового внимания, фонематического слуха, осязательного восприятия.



Математика.

Математические представления.

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

  • умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

  • умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

  • овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе;

  • развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.

  1. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач:

  • нахождение одинаковых предметов. Различение множеств (одни, много);

  • умение различать и сравнивать предметы по величине, длине;

  • умение соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности, определение временных промежутков (день, ночь).



Окружающий мир

Окружающий природный мир.


  1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы.

  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля).

  • Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  1. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Развитие интереса к объектам живой природы.

  • Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.).

  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.












Человек.


  1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Идентификация себя со своим именем, со своей половой принадлежностью (как девочки).

  • Развитие представлений о собственном теле, его частях.

  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол.

  1. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу, пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться, раздеваться.

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникации.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

  • Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Развитие представлений о членах семьи, узнавание родственников, знакомство с обязанностями членов семьи, бытовой и досуговой деятельностью семьи.
















Окружающий социальный мир.


  • Знакомство с явлениями социальной жизни. Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;

  • Развитие способности узнавать предметы и объекты постоянного окружения, обследовать их с помощью осязания.

  • Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действие с предметами). Игрушки. Одежда. Мебель.



Домоводство


  • Формирование умения обслуживать себя.

  • Формирование умения следить за своим внешним видом.

  • Прививать обучающемуся с глубоким и сложным дефектом навыки самообслуживания.




Искусство.

Музыка и движение.


1. Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий:

  • пропевает мелодию (доступным способом с помощью педагога);

  • слушает музыку (не отвлекается, слушает произведение до конца);

  • ритмично двигается в соответствии с характером музыки;

  • подыгрывает простейшие мелодии на барабане, маракасах, бубне.


Физическая культура.

Адаптивная физкультура.


  • Формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения совместно со взрослым, самостоятельно.

  • Выполнение движений под контролем взрослого.

  • Ориентировка в зале по конкретным ориентирам (осязательным, звуковым): вход, выход, стены, потолок, пол, углы.

  • Умение прыгать на двух ногах, бросать, катать, подбрасовать мяч.


Технологии.

Профильный труд.


Формирование умений:

  • сминать бумагу, наклеивать бумагу, работать с шаблоном, трафаретом с помощью учителя;

  • знать некоторые особенности материала (бумага, картон);

  • уметь ориентироваться в пространстве листа бумаги с помощью учителя;

  • уметь сравнивать с помощью учителя детали по величине, форме и осуществлять выбор по образцу и по названию;

  • уметь определять и аккуратно с помощью учителя приклеивать детали аппликации на определенное место;

  • уметь делать поделки методом смятия бумаги;

  • уметь организовывать свой труд с помощью учителя;

  • проявлять уважительное отношение к труду.






Коррекционно-развивающие занятия.


  • Выполнение элементарных заданий по словесной инструкции учителя по возможности;

  • Использование предметно-практической деятельности (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

  • Рисование простых эстампов (с помощью педагога);

  • Рисование контурных линий, штрихов, пя­тен (черно-белые и цветные) на листе бумаги, различной по фак­туре сыпучей поверхности (манки, светлого песка) с помощью учителя;

  • Рисование изображения по трафа­ретам с помощью учителя;

  • Развитие стремления выполнять инструкции учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности).



Сенсорное развитие.


Планируемыми результатами освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие» являются способности:

  • выделять из двух предметов больший – меньший;

  • выделять из группы предметов шар, куб, круг, квадрат;

  • дифференцировать предметы по вкусу: сладкий, соленый, горький, кислый;

  • определять на ощупь поверхности по фактуре: гладкий, шершавый; по температуре: теплый, холодный; по вязкости: сыпучий, жидкий;

  • определять предметы по звуку.

Предметно-практические действия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий.

  • Развитие умения сосредоточиться на деятельности.

  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции.

  • Развитие умения обследовать предмет, находить по словесной инструкции.

  • Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время.

  • Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам.

  • Развитие двигательной активности.

  • Развитие мелкой моторики и координации движений.

  • Развитие слухового внимания.

  • Обогащение сенсорного опыта.



Двигательное развитие


Планируемыми результатами освоения коррекционного курса «Двигательное развитие» являются:

  • мотивация двигательной активности;

  • поддержка и развитие имеющихся движений;

  • расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;

  • формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;

  • обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в пространстве.



Альтернативная коммуникация


  • Освоение доступных средств невербальной коммуникации:

мимика, жест, предмет.

  • Освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.



5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-дефектолог.

















































6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;

  • обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

  • организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия: 1.Психологическая поддержка семьи, тренинги.

2.Встречи с родителями.

3.Проведение тематических родительских собраний.

4.Индивидуальные консультации родителей со специалистам.

5.Тематические семинары.

6.Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

7.Привлечение родителей к их участию в разработке СИПР в интересах ребенка.

8.Посещение родителями уроков/занятий в школе по предварительной договорённости с учителем, специалистами и администрацией школы.

9.Ежегодное домашнее визитирование.

10.Ежедневное консультирование родителей по возникающим у них вопросам, связанных с обучением их ребёнка в школе.

11.Ведение при необходимости дневника наблюдений за учащимся с ежедневными краткими записями.

12.Информирование электронными средствами.

13.Личные встречи, беседы.

14.Просмотр и обсуждение видео ( фото) записей с ребенком.

15.Проведение открытых уроков/занятий.

16.Привлечение родителей к планированию воспитательных мероприятий и их непосредственному участию в некоторых из них.

17.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях учащихся с демонстрацией собранного портфолио ребёнка.

18.Поощрение активных родителей.


7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов с учетом особых образовательных потребностей.

Особые образовательные потребности ребенка вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям: рельефные наглядные пособия; спортивное оборудование, имеющее тактильную поверхность и зрительные ориентиры; указки с ярким наконечником (для слабовидящих); учебные пособия, напечатанные шрифтом Брайля, приборы Брайля, аудиокниги (начитывается для прослушивания программный материал); тифлотехнические и аудиовизуальные средства обучения, от простейших устройств (приспособление для введения нитки в иголку) до фотоэлектрических сигнализаторов, калькуляторов речи и др.

Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор).

Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая и крупная мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, бизиборды.

Тематические рельефно-графические пособия издательства «Логосвос» по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, трафареты, муляжи, наборы объёмных фигур, пескостол.

Набор предметов для группировки по форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрические плоские и объёмные фигуры, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные рельефные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, трехколесный велосипед, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.

Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки), музыкальный центр, аудиозаписи.






8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.


Цель:

1. Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2. Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.


Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.


Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».





Учитель: _____________/ /

Родители:
































9. Приложения.