СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 5 класса 2 вариант
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белебеевская коррекционная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ __________ З.Ф. Хафизова «___» __________2023г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ ___________ Л. Р. Имаева «___»__________2023г. |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель ШМО учителей надомного обучения __________ Л. Р. Ишниязова «___» __________2023г.
|
Рассмотрено и принято решением педагогического совета школы протокол № ___от ______ 2023 г.
|
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося
с тяжелой умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой)
с расстройствами аутистического спектра (вариант 2)
5класса
Семенова Артема Андреевича
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель программы:
учитель надомного обучения
Павликова И.Б.
г. Белебей, 2023
Содержание СИПР |
|
1. Общие сведения о ребёнке ……………………………………………………. | 3 |
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года………………………………………………………………………. |
3 |
3. Индивидуальный учебный план | 5 |
4. Содержание образования в условиях организации и семьи………………….. | 6 |
4.1. Формирование базовых учебных действий…………………………………. | 6 |
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов………………. | 7 |
4.3. Календарно-тематическое планирование по предметам…………………... | 12 |
4.4. Нравственное воспитание……………………………………………………. | 37 |
4.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………………………….. 4.6. Внеурочная деятельность…………………………………………………….. 5. Условия в реализации потребности в уходе и присмотре……………………. |
37 38 38 |
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР….. 7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося……………………………………………… | 39
39 |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов, необходимых для реализации СИПР …………………………………………….. |
40 |
9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга…………….. | 41 |
10. Литература…………………………………………………………………….. | 41 |
1.Индивидуальные сведения о ребенке.
ФИО ребенка: Семенов Артем А.
Возраст ребенка:14 лет
Место жительства: г.Белебей, ул.Красная 132/1, кв.28.
Мать: Семенова Г.Б.
Отец: Семенов А.А.
Год обучения в ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ: 5
Ступень обучения:1
Группа: 2
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Артем проживает в полной благополучной семье.
Мальчик передвигается самостоятельно, но под контролем взрослого. Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность. При общении прямо смотрит в лицо или глаза человека. Он подвижный, активный. Тяжело идет на контакт с детьми и взрослыми.
Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный, неустойчивый характер. Навыки самообслуживания частично сформированы, но требуется контроль и помощь со стороны взрослых.
Для Артема произвольная организация очень сложна. Он быстро устаёт, может истощаться и перевозбудиться, имеет выраженные проблемы организации внимания. Внимание ребенка нарушено, легко отвлекается, тяжело переключается с одного вида деятельности на другой. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. В отношениях с людьми проявляет задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
Очень ярко прослеживаются трудности общения - ранимость, заторможенность в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия. Мальчик тревожен, для него характерно возникновение чувства сенсорного дискомфорта. Он пугается при нарушении привычного хода событий. Артем постоянно ищет помощи близких, чрезвычайно зависим от них (особенно от мамы), нуждается в постоянной поддержке и одобрении. Ограниченность мальчика проявляется в стремлении строить свои отношения с миром только опосредованно, через взрослого человека. С его помощью он контролирует контакты со средой и старается обрести устойчивость в нестабильной ситуации. Вне освоенных и затверженных правил поведения он очень плохо организует себя, легко перевозбуждается и становится импульсивным. Огромные трудности представляет попытка организации диалога с детьми. В столовую не заходит, за стол не садится, начинает кричать, плакать и убегает.
Психическое развитие идет с равномерным отставанием. У Артема слабо развита мелкая моторика рук, наблюдается некоординированность движений; задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность, отсутствие словарного запаса.
Наиболее нарушенным является процесс мышления, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося об окружающем мире являются неполными и искаженными, а жизненный опыт крайне беден. Это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Трудовые навыки не сформированы. Самостоятельно резать по прямой линии, складывать бумагу, лепить не может. Постоянно требуется помощь и контроль учителя.
Навыками самообслуживания не владеет, постоянно нуждается в помощи со стороны взрослых. Социально не адаптирован.
3. Индивидуальный учебный план
Предметные области |
Учебные предметы | Количество часов в неделю | |||||||
По учебному плану | Самостоятельная работа | К финансированию | Всего ИУП | ||||||
I. Обязательная часть | |||||||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация
| 2
1
| 1
1 | 1
- | 2
1
| ||||
Математика | Математические представления | 2
| 1 | 1 | 2
| ||||
Естествознание | Окружающий природный мир | 2
| 1,5 | 0,5 | 2
| ||||
Человек | 2 | 2 | 1 | 2 | |||||
Домоводство | 1 | 1,5 | 0,5 | 1 | |||||
Окружающий социальный мир | 2
| 1,5 | 0,5 | 2
| |||||
Искусство | Музыка и движение | 2
| 1,5 | 0,5 | 2
| ||||
Изобразительная деятельность | 2
| 1 | 0,5 | 2
| |||||
Физическая культура | Адаптивная физкультура | 3
| 1,5 | 1 | 3
| ||||
Технология | Профильный труд | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | ||||
Коррекционно-развивающие занятия | 7 | 4 | 3 | 2
| |||||
Обязательная нагрузка | 27 | 17 | 10 | 27 | |||||
Общий объем учебного плана (при 5-дневной учебной неделе) | 27 | 17 | 10 | 27 | |||||
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (3 ч.) | |||||||||
Внеурочная деятельность: | 10 | 10 | - | 10 | |||||
- коррекционно-развивающая область: | 10 | 10 | - | 10 | |||||
индивидуальные и групповые коррекционно=-развиающие занятия по программе коррекционной работе | 5 | 5 | - | 5 | |||||
Другие направления внеурочной деятельности | 5 | 5 | - | 5 | |||||
Всего: | 37 | 27 | 10 | 37 |
4. Содержание образования
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287, с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 на основе программы АООП ОО обучающихся с расстройствами аутического спектра (варианты 8.3,8.4), рассчитанной на обучающегося коррекционной школы с ограниченными возможностями здоровья с тяжелой степенью умственной отсталости с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
4.1. Базовые учебные действия
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Формирование базовых учебных действий |
|
|
- направленность взгляда: |
|
|
на говорящего взрослого |
|
|
на задание |
|
|
- выполнение инструкций педагога: |
|
|
«Возьми» |
|
|
«Посмотри на меня» |
|
|
«Покажи» |
|
|
- использование по назначению учебных материалов |
|
|
- выполнение действия |
|
|
по подражанию |
|
|
по образцу |
|
|
по инструкции |
|
|
- выполнение задания от начала до конца |
|
|
Коррекция поведенческих проблем |
|
|
- коррекция негативизма |
|
|
- коррекция агрессии |
|
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | ||
Коммуникация |
|
|
Установление контакта |
|
|
- обращение по имени к собеседнику |
|
|
- приветствие собеседника в ответ на его приветствие: жестом (помахать рукой из стороны в сторону) словом «Привет» |
|
|
Поддержание контакта |
|
|
- выражение своих желаний («Дай») |
|
|
- выражение просьбы о помощи («Помоги») |
|
|
- выражение согласия: жестом (кивок головы) словом («Да») |
|
|
- выражение несогласия: жестом (покачать головой из стороны в сторону) словом («Нет») |
|
|
Завершение контакта |
|
|
- прощание с собеседником: жестом (помахать рукой) словом («Пока») |
|
|
Развитие речи |
|
|
Устная речь |
|
|
Импрессивная речь |
|
|
- понимание имен: |
|
|
- понимание названий предметов по темам: «Семья» «Игрушки» «Овощи» «Фрукты» «Одежда» |
|
|
- понимание названий действий |
|
|
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.) |
|
|
Экспрессивная речь |
|
|
- употребление отдельных звуков (а, у и др.) |
|
|
- употребление звукоподражаний животным |
|
|
- употребление простых слов (дай и др.) |
|
|
- называние своего имени |
|
|
- употребление простых просьб («Олеся, дай» и др.) |
|
|
Математические представления | ||
Количественные представления |
|
|
- нахождение одинаковых объектов: |
|
|
предметов |
|
|
изображений |
|
|
- различение множеств |
|
|
один |
|
|
много |
|
|
пусто |
|
|
Пространственные представления |
|
|
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов |
|
|
- составление предмета (изображения): |
|
|
из 2-х частей |
|
|
из 3-х частей |
|
|
Представления о форме |
|
|
- группировка предметов по форме |
|
|
-различение предметов по форме круг квадрат |
|
|
- соотнесение объемных форм с геометрическими фигурами |
|
|
Представления о величине |
|
|
- группировка предметов по величине
|
|
|
-различение предметов по величине большой маленький |
|
|
Окружающий природный мир | ||
Животный мир |
|
|
- различение диких животных: |
|
|
лиса |
|
|
заяц |
|
|
волк |
|
|
медведь |
|
|
- различение домашних животных: |
|
|
корова |
|
|
свинья |
|
|
лошадь |
|
|
кот |
|
|
собака |
|
|
Растительный мир |
|
|
- различение отдельных фруктов: |
|
|
яблоко |
|
|
груша |
|
|
банан |
|
|
лимон |
|
|
апельсин |
|
|
- различение отдельных овощей: |
|
|
помидор |
|
|
огурец |
|
|
капуста |
|
|
морковь картофель лук |
|
|
Человек | ||
Самообслуживание |
|
|
Прием пищи |
|
|
- еда вилкой |
|
|
Обращение с одеждой и обувью |
|
|
Раздевание |
|
|
- снятие отдельных предметов одежды: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- расстегивание: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Одевание |
|
|
- застегивание: |
|
|
липучек |
|
|
кнопок |
|
|
пуговиц |
|
|
молнии |
|
|
- надевание предмета одежды: |
|
|
шапка |
|
|
свитер |
|
|
футболка |
|
|
Туалет |
|
|
- сообщение о желании сходить в туалет |
|
|
- пользование туалетной бумагой |
|
|
Гигиена тела |
|
|
Уход за полостью рта |
|
|
- чистка зубов |
|
|
- полоскание полости рта |
|
|
- соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой намачивание щетки выдавливание зубной пасты на зубную щетку |
|
|
чистка зубов |
|
|
полоскание рта |
|
|
мытье щетки |
|
|
закрывание тюбика с зубной пастой |
|
|
Уход за волосами |
|
|
- расчесывание волос |
|
|
Представление о себе |
|
|
- различение частей тела: рука нога туловище живот голова шея волосы уши |
|
|
- различение частей лица: нос рот глаза брови зубы язык |
|
|
Изобразительная деятельность | ||
Рисование |
|
|
Рисование основных элементов |
|
|
- рисование точек |
|
|
- соединение точек |
|
|
- рисование линий |
|
|
вертикальных |
|
|
горизонтальных |
|
|
Предметное рисование |
|
|
- рисование контура предмета: |
|
|
по контурным линиям |
|
|
по опорным точкам |
|
|
Выполнение работы в контуре |
|
|
- закрашивание внутри контура |
|
|
Лепка |
|
|
Подготовка материала к работе |
|
|
- разминание материала |
|
|
Деление на части |
|
|
- отрывание куска материала от целого куска |
|
|
- откручивание куска материала от целого куска |
|
|
Придание формы |
|
|
- катание шарика |
|
|
- катание колбаски |
|
|
- выдавливание формы формочками |
|
|
Видоизменение формы |
|
|
- сгибание колбаски в кольцо |
|
|
Аппликация |
|
|
Работа с бумагой |
|
|
- сминание бумаги |
|
|
- разрывание бумаги |
|
|
Работа с клеем |
|
|
- намазывание всей поверхности клеем |
|
|
Составление аппликации |
|
|
- сборка изображения объекта из нескольких деталей |
|
|
Профильный труд | ||
Керамика |
|
|
- свойства глины, правила ТБ при работе с глиной |
|
|
-отрезание, отщипывание, раскатывание глины |
|
|
-вырезание шилом формы по шаблону и обрабатка края |
|
|
-катание колбаски, шариков; нанесение рисунка на изделие |
|
|
Швейное дело |
|
|
-различение ниток по толщине, по цвету |
|
|
-наматывание нитки на катушку |
|
|
-сортировка ниток |
|
|
-завязывание узелка на нитке |
|
|
-отрезание нитки и вдевание ее в иголку; |
|
|
-сортировка пуговиц по форме, размеру |
|
|
- пришивание пуговицы с 2мя, с 4 мя отверстиями, на ножке |
|
|
Растениеводство |
|
|
-выполнение элементарных правил ухода за комнатными растениями: |
|
|
полив |
|
|
опрыскивание |
|
|
мытье |
|
|
удаление сухих листьев |
|
|
чистка горшков и поддонов
|
|
|
Предметно-практические действия
| ||
Действия с материалами: сминание, разрывание, размазывание, разминание, пересыпание, переливание, наматывание.
|
|
|
Действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание, встряхивание, толкание, вращение, нажимание всей рукой, пальцем, сжимание двумя руками, одной рукой, пальчиками, притягивание к себе, вынимание, складывание, перекладывание, вставление, нанизывание
|
|
|
Музыка и движение
| ||
Слушание. - слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. - слушание (различение) веселой и грустной музыки -- - слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
|
|
|
Пение. - подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов.
|
|
|
- подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни |
|
|
Движение под музыку |
|
|
-топанье под музыку |
|
|
-хлопки в ладоши под музыку. |
|
|
- покачивание с одной ноги на другую. |
|
|
- имитация движений животных. |
|
|
- движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. |
|
|
- выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором. |
|
|
- изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). |
|
|
Игра на музыкальных инструментах.
|
|
|
- слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов |
|
|
4.3 Календарно-тематическое планирование по предметам
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
раздел «Письмо»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
1 | Введение в письмо | Обвод по трафарету, раскрашивание. | Знать: цвета. Уметь: правильно держать ручку и карандаш, длительного удержания рабочей позы. Обводить и раскрашивать по трафарету. | урок изучения нового материала | 07.09 |
|
2 | Раскрашивание букв | урок изучения нового материала | 28.09 |
| ||
3 | Обводка по шаблону и штриховка | Обводка по шаблону и штриховка геометрическихфигур: квадрат. | Знать:Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Уметь:обводитьпо шаблону и штриховать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. | урок изучения нового материала | 05.10 |
|
4 | Обводка по шаблону и штриховка геометрическихфигур: квадрат. | урок изучения нового материала | 26.10 |
| ||
5 | Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: треугольник. | урок изучения нового материала | 09.11 |
| ||
6 | Обводка по шаблону и штриховка геометрических фигур: круг. | урок изучения нового материала | 07.12 |
| ||
7 | Написание линий | Написание линий различных направлений. | Знать: Линия, полоски, длинный, короткий Уметь: писать линии различных направлений, проводить линии по контуру, по опорным точкам с помощью учителя, самостоятельно. | урок изучения нового материала | 18.01 |
|
8 | Проведение линий по контуру, по опорным точкам с помощью учителя. | урок изучения нового материала | 15.02 |
| ||
9 | Письмо элементов букв | Графическое изображение буквы А,У | Знать: графическое изображение букв А,У,М,О,Х,Р Уметь: различать изображения букв А,У,М,О,Х,Р
| урок изучения нового материала | 22.02 22.03 |
|
10 | Графическое изображение буквы М,О,С | урок изучения нового материала | 19.04 |
| ||
11 | Графическое изображение буквы Х,Р | урок изучения нового материала | 10.05 |
|
раздел «Чтение»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
1 | Выделение заданного слова | Повторение слов за учителем. Выделение заданного слова в ряду других слов по хлопку. | Уметь: повторять слова за учителем, выделять слова по хлопку, сигнальным карточкам, послоговое проговаривание, отвечать на вопросы | урок изучения нового материала | 14.09 |
|
2 | Выделение заданного слова в предложении (хлопки, сигнальные карточки). | урок изучения нового материала | 12.10 |
| ||
3 | Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями. | урок изучения нового материала | 16.11 |
| ||
4 | Слова в предложении | Различение неречевых звуков (стук, звон, жужжание) и сходных по звуковому составу (жук, лук и т. д.) | Знать: Понятие «слог» Уметь: различать неречевые звуки, слова сходные по звуковому составу, делить простое предложение на слова. Уметь подбирать картинки к услышанному предложению. Составлять слова из слогов | урок изучения нового материала | 14.12 |
|
5 | Понятие « слог», деление слов типа у-хо, ру-ка на слоги. | урок изучения нового материала | 25.01 |
| ||
6 | Составление слов из слогов | урок изучения нового материала | 01.02 |
| ||
7 | Звуки и буквы | Повторение, печать изученных букв. Звук и буква А,У Выделение звука А,У в слове. | Знать: звук и букву А,У, М,О Уметь: выделять звук А,М,О в слове. | урок изучения нового материала | 01.03 |
|
8 | Звук и буква М,О. Выделение звуков М.О в слове. Слоги МО – ОМ. | урок изучения нового материала | 05.04 |
| ||
9 |
| Звук и буква С,Х.. Подбор картинок к словам с буквой | Знать: звук и букву С,Х Уметь: выделять звуки в слове. | урок изучения нового материала | 17.04 |
|
10 |
| Звук и буква Р. Выделение звука Р в слове. | Знать: звук и букву Р. Уметь: выделять звук Р в слове. Владеть: навыками печатания буквы Р | урок изучения нового материала | 22.04 |
|
11 |
| Звук и буква Р. Подбор картинок к словам с буквой Р. | урок изучения нового материала | 31 .05 |
|
раздел «Развитие речи»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
1 | Доступные этические выражения и жесты-заменители | Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. | Знать: об учебных вещах, их назначении и обращение с ними. Уметь: обращению к учителю на основе слова. использовать доступные этические выражения и жесты-заменители («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»). | урок изучения нового материала | 21.09 |
|
2 | Обращение к учителю на основе слова, жеста | урок изучения нового материала | 19.10 |
| ||
3 | Доступные этические выражения и жесты-заменители («Спасибо», «Пожалуйста», «Извините»). | урок изучения нового материала | 16.11 |
| ||
4 | Выполнение совместных действий с использованием простейших выражений («на это», «дай мне» и др.) | урок изучения нового материала | 23.11 |
| ||
5 | Дифференциация предметов по цвету, по форме, по величине. | урок изучения нового материала | 30.11 |
| ||
6 | Сказки | Сказка «Курочка Ряба». Работа по содержанию. | Знать: содержание сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Уметь: участвовать в беседе (ответы на вопросы). | урок изучения нового материала | 21.12 |
|
7 | Сказка «Репка». Работа по содержанию. | урок изучения нового материала | 28.12 |
| ||
8 | Сказка «Колобок». Работа по содержанию. | урок изучения нового материала | 08.02 |
| ||
9 | Определение предметов по родовому признаку | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (фрукты, овощи). | Знать: фрукты, овощи, птицы, дикие животные, домашние животные. Уметь: подбирать обобщающее слово к группе предметов, объединенных по родовому признаку: фрукты, овощи, птицы, дикие животные, домашние животные. | урок изучения нового материала | 15.03 |
|
10 | Подбор обобщающего слова к группе предметов, объединенных по родовому признаку (птицы, животные). | урок изучения нового материала | 12.04 |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока
| |||||
планируемая | фактическая | ||||||||||
| Повторение. Представление о величине | «Большой - маленький»
| 1 | Знать: представление понятий «Большой - маленький», «Высокий - низкий», «Широкий – узкий » Уметь: различать и сравнивать предметы по форме, величине. | урок изучения нового материала | 08.09 |
| ||||
| «Высокий - низкий» «Широкий - узкий»
| 1 | урок изучения нового материала | 15.09 |
| ||||||
| Представления о массе. | «Тяжелый - легкий» | 1 | Знать: представление понятий «Тяжелый-легкий», «Глубокий - мелкий», «Толстый - тонкий», Уметь: различать и сравнивать предметы по массе. | урок изучения нового материала | 22.09 |
| ||||
| «Глубокий - мелкий» | 1 | урок изучения нового материала | 29.09 |
| ||||||
| «Толстый - тонкий» | 1 | урок изучения нового материала | 06.10. |
| ||||||
| Количественные представления | «Мало - много» | 1 | Знать: количественное представление понятий «Мало - много», «Несколько – немного», Уметь: различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много) | урок изучения нового материала | 13.10. |
| ||||
| «Несколько-немного» | 1 | урок изучения нового материала | 20.10 |
| ||||||
| Временные представления | Времена года | 1 | Знать: определять времена года, научить понимать и определять сутки, неделю; Уметь: выполнять действия по образцу и по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. | урок изучения нового материала | 27.10 |
| ||||
| Времена года | 1 | урок изучения нового материала | 10.11. |
| ||||||
| Сутки. Утро, день, вечер,ночь. | 1 | урок изучения нового материала | 17.11. |
| ||||||
| Пространственные представления | «Вверху - внизу» | 1 | урок изучения нового материала | 24.11 |
| |||||
|
| «Впереди - сзади» | 1 | Знать:представление понятий «вверху - внизу», «впереди - сзади», «слева - справа». Уметь: ориентировать в пространстве; умение выполнять действия по образцу и по подражанию | урок изучения нового материала | 01.12. |
| ||||
| «Справа - слева» | 1 | урок изучения нового материала | 08.12. |
| ||||||
| «Слева - справа» | 1 | урок изучения нового материала | 15.12. |
| ||||||
| Расположение на листе бумаги | «Вверху - внизу», «в середине» |
| Знать:представление понятий «справа - слева», «вверху - внизу». Уметь:ориентироваться на плоскости; выполнять действия по образцу и по подражанию. | урок изучения нового материала | 22.12 |
| ||||
| Отношение порядка следования | «Первый - последний» |
| урок изучения нового материала | 30.12 |
| |||||
|
| «Перед, после, между» | 1 | Знать: представление «первый - последний», «перед, после, между» Уметь: определять порядок следования; работать по наводящие вопросам, работа с карточками. | урок изучения нового материала | 19.01. |
| ||||
| Геометрический материал | Круг | 1 | урок изучения нового материала | 26.01 |
| |||||
|
| Квадрат | 1 |
Знать: геометрические фигуры, называть, показывать; иметь представление о прямой и кривой линиях. Уметь: распознавать геометрические фигуры; штриховать, раскрашивать фигуры, не выходя за контур Владеть: навыками построения геометрических фигур по шаблону, по обводке | урок изучения нового материала | 02.02 |
| ||||
| Треугольник | 1 | урок изучения нового материала | 09.02. |
| ||||||
|
| Прямоугольник | 1 | урок изучения нового материала | 17.02. |
| |||||
| Точка. Прямая линия. | 1 | урок изучения нового материала | 02.03. | 24.02 | ||||||
| Кривая линия | 1 | урок изучения нового материала | 09.03. | 03.03 | ||||||
| Нумерация | Повторение. Числа 1 – 5. | 1 | урок изучения нового материала | 16.03. | 10.03 | |||||
| Решение примеров и задач | 1 | урок изучения нового материала | 23.03. | 17.03 | ||||||
| Число и цифра 6 Состав числа 6. | 1 | урок изучения нового материала | 06.04. | 24.03 | ||||||
|
| Число и цифра 6 Состав числа 6. | 1 | Знать: узнавать и выделять цифры 1-5, счет в пределах 5 Уметь: конструировать цифры 1-5, выделять цифры 1-5; соотносить с соответствующим количеством предметов, решать простйшие задачи Владеть:навыками счета на пальцах, на счетном материале | урок изучения нового материала | 13.04. | 07.04 | ||||
|
| Решение примеров и задач | 1 | урок изучения нового материала | 20.04. | 14.04 | |||||
| Решение примеров и задач | 1 | урок изучения нового материала | 27.04.
| 21.04 | ||||||
| Число и цифра 7 Состав числа | 1 | урок изучения нового материала | 04.05 | 28.04 | ||||||
| Число и цифра 7 Состав числа
| 1
| урок изучения нового материала | 11.05 | 05.05 12.05 | ||||||
| Решение примеров и задач Неделя | 1
| урок изучения нового материала |
18.05 | 19.05 | ||||||
| Повторение пройденного материала | 1 | Знать: закрепить и скорректировать материал. Уметь: выполнять действия по образцу и по подражанию. | урок закрепление пройденного материала | 23.05. | 26.05 |
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Изобразительная деятельность»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
Планируемая | фактическая | ||||||
| Аппликация | Веселая гусеница | 1 | Уметь: разрезать бумагу ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги; вырезать по контуру; собирать изображения объекта из нескольких деталей; Знать: виды бумаги: цветная бумага, картон, салфетка и др.; инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, клей и др.; технологию разрезания бумаги, вырезание по контуру; последовательность сбора изображения объекта из нескольких деталей; технологию конструирования; технологию изготовления аппликаций. | урок изучения нового материала | 08.09. |
|
| Листопад. | 1 | урок изучения нового материала | 22.09 |
| ||
| Аппликация из рваной бумаги «Осенний лес» | 1 | урок изучения нового материала | 06.10 |
| ||
| Рисование | Рисование пальчиками: «Воздушные шарики». | 1 | Уметь: соблюдать последовательность действий при работе с красками; выбирать цвет для рисования; получать цвет краски; рисовать геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); закрашивать внутри контура; рисовать растительные (геометрические) элементы орнамента в форме. Знать: приемы рисования карандашом; приемы рисования кистью, пальчиками «Воздушные шарики», ватными палочками «Зонт», цветными карандашами. | урок изучения нового материала | 20.10 |
|
| Рисование ватными палочками: «Зонт». | 1 | урок изучения нового материала | 17.11 |
| ||
| Разноцветные мячи. | 1 | урок изучения нового материала | 26.11 |
| ||
| Зимние узоры | 1 | урок изучения нового материала | 10.12 |
| ||
| Рисование пальчиками: Елочка | 1 | урок изучения нового материала | 24.01 |
| ||
| «Пластилиновая гусеница». | 1 | Уметь: разминать пластилин; отрывать кусочки материала от целого куска; отрезать кусочек материала стекой; размазывать пластилин по шаблону; раскатывать пластилин на доске, в руке; получать формы путем выдавливания формочкой; соединять детали изделия прижатием; лепить предмет из одной (нескольких) частей. Знать: инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами, кинетическим песком.
Уметь: рисовать пальчиками, ватными палочками, методом тычка, рисовать с использованием приемов нетрадиционных техник: монотипии, рисование, ладошками, пальцами», ватными палочками. Знать: приемы нетрадиционных техник: монотипии, рисование, ладошками, пальцами», ватными палочками. | урок изучения нового материала | 28.01 |
| |
| Разноцветный коврик. | 1 | урок изучения нового материала | 11.02 |
| ||
| Лепка | Пластилин и пальчики | 1 | урок изучения нового материала | 25.02 |
| |
| Флажки на веревочке | 1 | урок изучения нового материала | 11.03 |
| ||
| Размазывание пластилина по пластику. | 1 | урок изучения нового материала | 25.03 |
| ||
| Поделка: «Пасхальное яйцо» | 1 | урок изучения нового материала | 15.04 |
| ||
| Пластилиновый зоопарк. | 1 | урок изучения нового материала | 29.04 |
| ||
| Рисование | Рисуем по трафарету: «Рыбка» | 1 | урок изучения нового материала | 10.05
|
| |
|
| Рисуем пальчиками «Летнее дерево». |
| ||||
урок изучения нового материала |
24.05 |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Адаптивная физкультура»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
| Теоретические сведения | Вводный урок. Правила поведения в спортивном зале | 1 | Знать: правила поведения во время занятий Уметь: ориентироваться в зале по конкретным ориентирам; различать оборудование для уроков физкультуры. | урок изучения нового материала | 08.09 |
|
| Коррекционные подвижные игры | Игры с мячом. | 1 | Знать:игры на выносливость. Уметь:играть в игры на выносливость; выполнять ОРУ в движении. | урок изучения нового материала | 22.09 |
|
| Упражнения в построении. | 1 | Уметь: строится. | урок изучения нового материала | 06.10. |
| |
| Ходьба за учителем, держась за руки | 1 | Уметь: ходить за учителем. | урок изучения нового материала | 20.10 |
| |
| Бег вслед за учителем. Бег в направлении к учителю. | 1 | Уметь: ходить с сохранением правильной осанки. | урок изучения нового материала | 10.11. |
| |
| Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки. | 1 | Уметь: бегать с сохранением правильной осанки, в колонне за учителем с изменением направления | урок изучения нового материала | 24.11 |
| |
| Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу | 1 | урок изучения нового материала | 08.12. |
| ||
| Прокатывание мяча двумя руками учителю. | 1 | Уметь: подпрыгивать вверх на месте | урок изучения нового материала | 22.12 |
| |
| Ловля мяча, брошенного учителем. | 1 | Уметь: прыгать на двух ногах на месте | урок изучения нового материала | 19.01. |
| |
| Игры с мячом | 1 | Уметь: прокатывать мяч двумя руками и ловить его, ориентироваться в пространстве, ловить мяч. | урок изучения нового материала | 02.02 |
| |
| Упражнения в прокатывании мяча двумя руками между предметами | 1 | - выполнять ОРУ в движении. | урок изучения нового материала | 16.02. |
| |
| Коррекционные подвижные игры. | Катание с небольших горок | 1 | Уметь: кататься с небольших горок | Урок усвоения новых знаний | 09.03.
|
|
|
| Упражнения в перешагивании из круга в круг | 1 | Уметь: выполнять простейшие упражнения в определённом ритме. Уметь выполнять бег между объемными модулями | Урок усвоения новых знаний | 23.03. |
|
| Прыжки на месте на двух ногах | 1 | урок изучения нового материала | 13.04.
|
| ||
|
| Ползание на четвереньках по прямой линии. | 1 | Уметь прыгать на двух ногах на месте |
| 27.04.
|
|
|
| Упражнения в ползании на четвереньках под дугой | 1 | Уметь двигаться в различных пространственных направлениях, преодолевать различные препятствия | урок изучения нового материала | 11.05 |
|
| Подвижные игры на улице | 1 | Знать игры, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и их правила | урок изучения нового материала | 23.05. |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Окружающий социальный мир»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
| Здравствуй, школа! | Школьные принадлежности (действия с ними).
| 1 | Знать: Знать и использовать эталоны школьного поведения. Школьные принадлежности Уметь: умение дифференцировать игрушки и школьные принадлежности. | урок изучения нового материала | 07.09 |
|
| Этот рукотворный мир | Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). Свойства игрушек (мягкие- твердые; музыкальные) | 1 |
Знать: предметы окружающего мира. Показывать, называть виды одежды, мебель Уметь: делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; определять предмет, его качества на ощупь | урок изучения нового материала | 21.09 |
|
| Одежда. | 1 | урок изучения нового материала | 05.10 |
| ||
| Мебель (назначение, виды) | 1 | урок изучения нового материала | 19.10 |
| ||
| Я и моя семья | Члены семьи | 1 | Знать:членов своей семьи. Уметь: использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх | урок изучения нового материала | 09.11 |
|
|
| Сюжетно - ролевые игры «Дочки- матери» | 1 | урок изучения нового материала | 23.11 |
| |
| Дом, в котором я живу | Мой дом (квартира). Части дома: стена; крыша; окно; дверь. Назначение комнат. | 1 |
Знать: название комнат, предметы мебели, посуды, бытовые приборы, их изображения Уметь: различать помещения (кухня, спальная, туалет); слушать и отвечать на вопросы; использовать жизненный опыт, применять имеющиеся знания и умения в упражнениях и играх | урок изучения нового материала | 02.12 |
|
| Мебель (диван, стул, стол) | 1 | урок изучения нового материала | 21.12 |
| ||
| Посуда (Тарелка, чашка, ложка). | 1 | урок изучения нового материала | 18.01 |
| ||
| Помощники в доме (бытовые приборы: утюг, пылесос, чайник) | 1 | урок изучения нового материала | 01.02 |
| ||
| Игровые действия: стирка, чаепитие. | 1 | урок изучения нового материала | 15.02 |
| ||
| Улица | Двор. Игровая и спортивная площадки | 1 | Знать: предметы и сооружения для игр, светофор. Уметь:применять правила поведения на улице (дороге). | урок изучения нового материала | 01.03 |
|
| Транспорт | Виды и значение транспорта. Автобус, автомобиль. | 1 | Знать: Виды и значение транспорта Уметь: уметь узнавать автобус, автомобиль на наглядном материале. | урок изучения нового материала | 15.03 |
|
| Мир людей | Профессии. Водитель (шофер). Игровые действия. | 1 |
Знать: Овладеть представлениями о профессиях людей и соц. роли человека. Уметь: выполнять стереотипную инструкцию, контролировать и оценивать свои действия и действия. | урок изучения нового материала | 05.04 |
|
| Профессии. Врач. Игровые действия. | 1 | урок изучения нового материала | 19.04 |
| ||
| Продавец. Продавец - покупатель (игра «Магазин»). | 1 | урок изучения нового материала | 10.05 |
| ||
| Профессии. Повар. Игровые упражнения. «Что пригодится повару?» «Я готовлю обед» | 1 | урок изучения нового материала | 24.05 |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Окружающий природный мир»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
| Временные представления (осень) | Осень. Явления природы: дождь, листопад. Осенние месяцы (Составление гербария) | 1 | Знать: Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы;о труде людей в зависимости от времени года. Уметь: отличать признаки изменения у человека, растений, животных с приходом осени. | урок изучения нового материала | 14.09
|
|
| Растения и животные осенью | 1 | урок изучения нового материала | 28.09 |
| ||
| Одежда и обувь человека осенью. | 1 | урок изучения нового материала | 12.10 |
| ||
| Занятия и труд людей осенью. | 1 | урок изучения нового материала | 26.10 |
| ||
| Растительный мир | Дары осени. Овощи. | 1 | Знать: о растительном мире; выделять существенные признаки; узнавать овощи, фрукты, ягоды, грибы. Уметь: узнавать растения (деревья, цветы, трава, куст); находить и показывать части растений (лист, ветка). | урок изучения нового материала | 16.11 |
|
| Дары осени. Фрукты. | 1 | урок изучения нового материала | 30.11 |
| ||
| Грибы. | 1 | урок изучения нового материала | 21.12 |
| ||
| Какие бывают растения? Части дерева | 1 | урок изучения нового материала | 18.01 |
| ||
| Животный мир. | Перелетные и неперелетные птицы | 1 | Знать: о птицах, животных. Узнавать и выделять объект среди 2-3х совместно с учителем. | урок изучения нового материала | 01.02 |
|
| В мире животных. | 1 | урок изучения нового материала | 15.02 |
| ||
| Временные представления (зима) | Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | Знать: сезонные изменения в природе, о зимней одежде, ее назначении. Уметь: узнавать действия и занятия людей на картинках. | урок изучения нового материала | 29.02 |
|
| Одежда и обувь человека зимой. | 1 | урок изучения нового материала | 15.03 |
| ||
| Животные и птицы зимой. | 1 | урок изучения нового материала | 08.04 |
| ||
| Неживая природа | Время суток: день, ночь | 1 | Знать: день, ночь, солнце, небо. Уметь: различать время суток. Действовать по подражанию, умение выполнять действия по образцу. | урок изучения нового материала | 22.04. |
|
| Объекты природы. | Природа и рукотворный мир. | 1 | Знать: объекты природа и рукотворные предметы. Уметь: отличать объекты природы. | урок изучения нового материала | 10.05 |
|
| Из чего что сделано? (Дерево, ткань, резина). | 1 | урок изучения нового материала | 24.05 |
| ||
| Воздух и вода. Значение для человека и животных | 1 | урок изучения нового материала | 31.05 |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Человек»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
| Представления о себе. | Мое имя и фамилия. Мой возраст, дата рождения. Место жительства. | 1 | Уметь: называть своё имя, реагировать на своё имя поворотом головы, говорить о себе от первого лица, определять у себя половую принадлежность
| урок изучения нового материала | 04.09 |
|
| Мальчик, девочка. | 1 | урок изучения нового материала | 11.09 |
| ||
| Части тела. | 1 | урок изучения нового материала | 18.09 |
| ||
| Лицо человека. | 1 | урок изучения нового материала | 25.09 |
| ||
| Режим дня. | 1 | урок изучения нового материала | 02.10 |
| ||
| Гигиена тела | Предметы и средства личной гигиены. Их назначение и уход ними. Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр» | 2 | Знать: Название предметов санитарии и гигиены. Уметь: называть и показывать предметы санитарии и гигиены, правильно ухаживать за ротовой полостью, за руками, за волосами, за телом | урок изучения нового материала урок изучения нового материала | 09.10 16.10 |
|
| |||||||
| Уход за зубами. | 1 | урок изучения нового материала | 23.10 |
| ||
| Уход за руками. | 1 | урок изучения нового материала | 13.11 |
| ||
| Уход за волосами | 1 | урок изучения нового материала | 20.11 |
| ||
| Уход за телом | 1 | урок изучения нового материала | 26.11 |
| ||
| Режим питания, правила питания | Режим питания. | 1 | Знать: Основные приёмы пищи, названия продуктов питания, названия хлебобулочных изделий, названия основных столовых приборов Уметь:правильно вести себя во время приёма пищи, встречать гостей. | урок изучения нового материала | 01.12 |
|
| Продукты питания. | 1 | урок изучения нового материала | 10.12 |
| ||
| Питание человека | 1 | урок изучения нового материала | 17.12 |
| ||
| Посуда, ее назначение. | 1 | урок изучения нового материала | 24.12 |
| ||
| Правила поведения за столом. | 1 | урок изучения нового материала | 21.01 |
| ||
| Игра « К нам пришли гости» | 1 | урок изучения нового материала | 28.01 |
| ||
| Семья | Члены семьи | 1 |
| урок изучения нового материала | 04.02 |
|
| Родственные отношения в семье. | 1 | Знать: о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. | урок изучения нового материала | 11.02 |
| |
| Бытовая деятельность членов семьи. | 1 | урок изучения нового материала | 18.02 |
| ||
| Досуговая деятельность членов семьи. | 1 | урок изучения нового материала | 25.02 |
| ||
| Обращение с одеждой и обувью | Одежда и её значение. | 1 |
Знать: виды одежды и её значение, в соответствии с полом человека, одежду в соответствии с предстоящей деятельностью, в соответствии с временем года Уметь: расстегивать и застёгивать одежду | урок изучения нового материала | 04.03 |
|
| Виды одежды в соответствии с полом человека. | 1 | урок изучения нового материала | 11.03 |
| ||
| Виды одежды в соответствии с предстоящей деятельностью | 1 | урок изучения нового материала | 18.03
|
| ||
| Виды одежды в соответствии с временем года (осень, зима, весна, лето) | 2 | урок изучения нового материала |
25.03 08.04
|
| ||
| |||||||
| Способы расстегивания и застёгивания одежды | 2 | урок изучения нового материала |
15.04 22.04 |
| ||
| |||||||
29 30 | Застёгивание и расстёгивание одежды с пуговицами, кнопками, крючками. | 2 | урок закрепления знаний | 29.04 06.05 |
| ||
31
32
| Повседневный уход за одеждой. Итоговый урок | 1 1 | урок закрепления знаний | 13.05 20.05 |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Профильный труд»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Керамика . | Знакомство со свойствами глины. Подготовка рабочего места. | 1 | Знать: свойства глины, правила ТБ при работе с глиной Уметь: отрезать, отщипывать, раскатывать глину; вырезать шилом формы по шаблону и обрабатывать края; | урок усвоения новых знаний | 07.09 |
|
2 | Подготовка глины к работе: отрезание куска глины. | 1 | урок усвоения новых знаний | 14.09 |
| ||
3 | Отщипывание кусочка глины. Разминание глины. Отбивание глины. | 1 | урок усвоения новых знаний | 21.09 |
| ||
4 | Изготовление заготовок для изделий: раскатывание глины скалкой. | 1 | урок усвоения новых знаний | 28.09 |
| ||
5 | Вырезание шилом формы по шаблону. | 1 | урок усвоения новых знаний | 05.10 |
| ||
6 |
| Обработка краев изделия | 1 | Знать: требования к подготовке рабочего места и уборки Уметь: катать колбаски, шарики; наносить рисунок на изделие | урок новых знаний | 12.10
|
|
7 | Катание колбаски (на доске, в руках). | 1 | урок усвоения новых знаний | 19.10 |
| ||
8 | Катание шарика (на доске, в руках). | 1 | урок усвоения новых знаний | 26.10 |
| ||
9 | Декоративная отделка изделия (нанесение рисунка) | 1 | урок изучения нового материала | 09.11 |
| ||
10 | Уборка рабочего места.
| 1 | урок изучения нового материала | 16.11 |
| ||
11 | Швейное дело
| Работа с нитками. Различение нитей. | 1 | Знать: различать нитки по толщине, по цвету; инструменты для ручного шитья; разновидности пуговиц Уметь: наматывать нитки на катушку, сортировать нитки, завязывать узелки на нитке, отрезать нитку и вдевать ее в иголку; Уметь: сортировать нитки, завязывать узелки на нитке,
| урок изучения нового материала | 23.11 |
|
12 | Наматывание ниток на челнок. | 1 | урок изучения нового материала | 30.11 |
| ||
13 | Сортировка ниток по цвету | 1 | урок изучения нового материала | 07.12 |
| ||
14 | Сортировка ниток по толщине | 1 | урок изучения нового материала | 14.12 |
| ||
15 | Завязывание нити узлами. Завязывание узелка. | 1 | урок изучения нового материала | 21.12 |
| ||
16 | Ручное шитье: различение инструментов и материалов для ручного шитья. | 1 | урок изучения нового материала | 28.12 |
| ||
17 | . | Подготовка рабочего места | 1 |
| урок изучения нового материала | 18.01 |
|
18 | Отрезание нити определенной длины. | 1 | Знать:. инструменты и материалы для ручного шитья Уметь: отрезать нитку и вдевать ее в иголку; сортировать пуговицы по форме, размеру и изготовленному материалу | урок изучения нового материала | 25.01 |
| |
19 | Вдевание нити в иголку. | 1 | урок изучения нового материала | 01.02 |
| ||
20 | Сортировка пуговиц | 1 | урок изучения нового материала | 08.02 |
| ||
21 |
| Пришивание пуговицы (с двумя отверстиями) | 1 |
Уметь: пришивать пуговицы с 2мя, с 4 мя отверстиями, на ножке; расстегивать и застёгивать одежду. | урок изучения нового материала | 15.02 |
|
22 | Пришивание пуговицы (с четырьмя отверстиями) | 1 | урок изучения нового материала | 22.02 |
| ||
23 | Пришивание пуговицы на ножке | 1 | урок изучения нового материала | 01.03
|
| ||
24 | Растениеводство
| Выращивание комнатных растений: представление об условиях жизни растений: свет, вода, температура почвы и воздуха. | 3 | Знать:иметь представление об условиях жизни растений
Уметь: выполнять элементарные правила ухода за комнатными растениями: поливать, рыхлить, мыть,опрыскивать, удалять сухие листья, чистить горшки и поддоны | урок изучения нового материала урок изучения нового материала | 15.03 22.03
05.04
|
|
25
26 | |||||||
27 | Определение количества воды для полива. Полив растения. | 2 | урок усвоения новых знаний | 12.04 19.04 |
| ||
28 | |||||||
29 | Рыхление почвы. Пересадка растения. | 1 | урок усвоения новых знаний | 26.04 |
| ||
30 | Мытье растения. | 1 | урок усвоения новых знаний | 10.05 |
| ||
31 |
| Опрыскивание растений. | 1 | 17.05 |
| ||
32 |
| Удаление сухих листьев с растений.
| 1 | 24.05 |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Музыка и движение»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
| Слушание музыки | Слушание «Осенняя песенка», муз. Васильева-Буглая, сл.А. Плещеева | 1 | Знать:голоса предметов. Уметь:узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения. | урок изучения нового материала | 10.09. |
|
| Голоса предметов (узнавание звуков различных предметов) | 1 | урок изучения нового материала | 24.09. |
| ||
| Песня «Солнышко» - муз. М. Рухвергера, сл. А. Барто | 1 | урок изучения нового материала | 08.11. |
| ||
| Движение под музыку | Танцевать под музыку: «Звонкий колокольчик»- поворачиваться в стороны | 1 | Знать: песни различных авторов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения; двигаться под музыку. | урок изучения нового материала | 22.10. |
|
| Игра на музыкальных инструментах | «Бубенчики», муз. Н. Ветлугиной (игра с колокольчиком) | 1 | Знать: песни различных авторов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения; играть на музыкальных инструментах. | урок изучения нового материала | 12.11. |
|
| Слушание музыки | Слушание «Спят усталые игрушки», муз. А. Островского, сл. З. Петровой | 1 | Знать: голоса предметов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения. | урок изучения нового материала | 26.11. |
|
| Пение | Песня «Что нам осень принесет?», муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасова | 1 | Знать: песни различных авторов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения. | урок изучения нового материала | 10.12. |
|
| Песня «Чему учат в школе», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского | 1 | урок изучения нового материала | 24.12. |
| ||
| Движение под музыку | «Медвежата», сл. Н. Френкеля, муз. М. Красева (подражание движениям медвежонка) | 1 | урок изучения нового материала | 21.01. |
| |
| Игра на музыкальных инструментах | Музыкальный инструмент погремушка, ознакомление, элементы игры | 1 | Знать: песни различных авторов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения; играть на музыкальных инструментах. | урок изучения нового материала | 04.02. |
|
| Пение | Песня «Елочка», муз. М. Красева, сл. З. Александровой | 1 | Знать: голоса предметов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения. | урок изучения нового материала | 18.02. |
|
| Движение под музыку | Движения под музыку «Игра с куклой», муз. В. Карасевой | 1 | Знать: песни различных авторов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения. | урок изучения нового материала
| 04.03.
|
|
| Движения под музыку «Пальчики и ручки» - русская народная мелодия | 1 | урок изучения нового материала | 18.03 |
| ||
| Движения под музыку «Ловкие ручки», муз. Е. Тиличеевой | 1 | урок изучения нового материала | 08.04. |
| ||
| Игра на музыкальных инструментах | «Погремушки» обр. М. Раухвергера (игра на погремушках) | 1 | Знать: песни различных авторов. Уметь: узнавать звуки различных предметов; прослушивать музыкальные произведения; играть на музыкальных инструментах. | урок изучения нового материала | 22.04.
|
|
| «Новогодняя песенка», муз. Г. Гладкова (игра с бубенцами) | 1 | урок изучения нового материала
| 06.05. |
| ||
| Слушание «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского | 1 | урок изучения нового материала | 20.05
|
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Коррекционно-развивающие занятия»
Предметно-практические действия
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
1 | Подготовительные упражнения | Пробная совместная предметно-манипулятивная и игровая деятельность. Упражнения на различение предметов по форме и цвету. | 1 |
Знать: форму, цвет предметов. Приемы работы с пластилином, природным материалом, с бумагой Уметь: различать предметы по форме и цвету. Рисовать от руки нескольких предметов квадратной и округлой | урок изучения нового материала |
03.09 |
|
2-3 | Рисование по шаблону квадрата и круга и раскрашивание с соблюдением контура (штрихи в одном направлении). | 2 | урок изучения нового материала | 10.09 17.09. |
| ||
4-5 | Рисование от руки нескольких предметов квадратной и округлой формы (на отдельном листе бумаги). | 2 | урок изучения нового материала | 24.09. 01.10. |
| ||
6 | Приемы работы с пластилином. | 1 | урок изучения нового материала | 8.10 |
| ||
7 | Приемы работы с природным материалом | 1 | урок изучения нового материала | 15.10 |
| ||
8 | Упражнения на различение предметов по форме, величине и цвету. | 1 | урок изучения нового материала | 22.10 |
| ||
9 | Что надо знать о бумаге | 1 | урок изучения нового материала |
05.11 |
| ||
10-11 | Рисование по шаблону прямоугольника и треугольника и раскрашивание с соблюдением контура (штрихи в одном направлении). | 2 | урок изучения нового материала | 12.11. 19.11. |
| ||
12-13 | Рисование от руки нескольких предметов прямоугольной и треугольной формы (на отдельном листе бумаги). | 2 | урок изучения нового материала | 26.11. 03.12 |
| ||
14-15 | Графические упражнения: «высокие столбы», «заборы», «ниточки к шарикам, чтобы не улетели» (прямые вертикальные линии); «провода», «дорожки», «цветные веревочки» (прямые горизонтальные линии), «идет косой дождь», «зубья пилы», «высокие горы» (наклонные линии). | 2 | урок изучения нового материала | 10.12. 17.12. |
| ||
16 | Аппликация. | «Ваза с букетом» из природного материала. | 1 | Знать: приемы работы с природным материалом, цветной бумагой Уметь: выполнять аппликацию, работать с бумагой, клеем | урок изучения нового материала | 24.12. |
|
17 | «Фантазия» из природного материала. | 1 | урок изучения нового материала |
14.01. |
| ||
18 | «Осеннее дерево» из обрывных кусочков цветной бумаги. | 1 | урок изучения нового материала | 21.01.. |
| ||
19 | Аппликация из пластилина «Яблоко» | 1 | урок изучения нового материала | 28.01. |
| ||
20 | Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «Ветка рябины» | 1 | урок изучения нового материала | 04.02.. |
| ||
21-22 | Рисование | Графические упражнения: «разноцветные шары – большие и маленькие», «разноцветные мячи – большие и маленькие», «елочки – высокие и низкие». | 2 | Знать: предметы круглой, квадратной и овальной формы. Уметь: выполнять графические упражнения. Владеть: различными приемами рисования | урок изучения нового материала | 11.02. 18.02. |
|
23-24 | Графические упражнения, включающие изображения предметов круглой, квадратной и овальной формы («мячи», «яблоки», «апельсины»; «рамки», «окошки», «коробки»; «огурцы», «сливы»). | 2 | урок изучения нового материала | 25.02. 03.03 |
| ||
25-26 | Графические упражнения, включающие изображения предметов прямоугольной и треугольной формы («портфели», «альбомы», «линейки»; «флажки», «высокие горы»). | 2 | урок изучения нового материала | 10.03. 18.03. |
| ||
27-28 | Рисование по опорным точкам знакомых предметов: «дом», «скворечник», «кораблик», «лесенка». | 2 | урок изучения нового материала | 25.03 08.04 |
| ||
29 | Лепка | Помидор, огурец. | 1 | Знать: приемы работы с пластилином, технологию работы с пластилином Уметь: выполнять различные предметы, овощи, отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями Владеть: техникой работы с пластилином: сплющивание, скатывание, соединение деталей; | урок изучения нового материала | 15.04 |
|
30-31 | Морковь, свекла, репа. | 2 | урок изучения нового материала | 22.04. 29.04. |
| ||
32 | Грибы | 1 | урок изучения нового материала | 06.05. |
| ||
33 | Ёжик из шишки и пластилина | 1 | урок изучения нового материала | 13.05. |
| ||
34 | Обобщение знаний по теме «Лепка» | 1 | урок закрепления знаний | 20.05. |
|
Календарно - тематическое планирование по предмету
«Домоводство»
№ п/п | Название раздела (кол-во часов) | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовленности (знать, уметь, владеть, формируемые компетенции) | Тип урока | Дата проведения урока | |
планируемая | фактическая | ||||||
| Покупки | Зачем мы ходим в магазины? Что в них можно купить? | 1 | Знать:названия повседневных продуктов и одежды
Уметь: называть или показывать продукты, рассчитываться в магазине; различать домашнюю и школьную одежду, одеваться самостоятельно
| Вводный урок | . 08.09 |
|
| Собираем ранец | 1 | урок изучения нового материала | 22.09 |
| ||
| Покупаем одежду | 1 | урок изучения нового материала | 06.10 |
| ||
| Пополняем холодильник. | 1 | урок изучения нового материала | 20.10. |
| ||
| Раскладывание продуктов в места хранения. | 1 | урок изучения нового материала | 03.11 | 17.11 | ||
| Покупка игр, игрушек, книг | 1 | урок изучения нового материала |
|
| ||
| Кухня. Кухонный инвентарь
| Чистая и грязная посуда | 1 | Знать: Основные приёмы пищи, названия столовой, кухонной посуды, столовых приборов и бытовых приборов, используемых на кухне.
Уметь:правильно вести себя во время приёма пищи, встречать гостей; Сервировать стол к завтраку
| урок изучения нового материала | 01.12 |
|
| Посуда, ее назначение. | 1 | урок изучения нового материала | 15.12. |
| ||
| Посуда для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) | 1 | урок изучения нового материала | 29.12. |
| ||
| Посуда для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). | 1 | урок изучения нового материала | 26.01. |
| ||
| Правила поведения за столом. Игра « К нам пришли гости» Нарядный стол | 1 | урок изучения нового материала | 09.02 |
| ||
| Бытовые приборы на кухне (электрический чайник, ,холодильник) | 1 | урок изучения нового материала | 09.03 |
| ||
| Приготовление простых блюд | Подготовка к приготовлению блюда. ТБ при работе на кухне | 1 |
Знать:правилах гигиены во время приготовления пищи; Различать чистую посуду от грязной; Одежду, необходимую при приготовлении пищи; продукты, необходимые для приготовления пищи Уметь:мыть посуду для чая, готовить бутерброды из нарезанных продуктов | урок изучения нового материала | 23.03 |
|
| Одежда и приспособления, необходимые на кухне | 1 | урок изучения нового материала | 16.03 |
| ||
, | Правила гигиены при приготовлении пищи. | 2 | урок изучения нового материала | 06.04 |
| ||
| Напитки (чай, сок, компот) | 1 | урок изучения нового материала | 20.04 |
| ||
| Приготовление бутерброда из колбасы | 1 | урок изучения нового материала | 04.05 |
| ||
| Бутерброд с маслом и сыром | 1 | урок изучения нового материала | 18.05 |
|
4.4. Нравственное воспитание
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития учащегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с РАС в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи.
В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у учащегося нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Формирование доверия к окружающим у ребенка с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.
Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.
Обучающийся пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в спокойных реакциях, в проявлении к нему терпения и уважения.
Содержание | Наблюдения |
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. |
|
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). |
|
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, досуге. |
|
Бережное отношение к вещам, использовать их по назначению, класть на место |
|
Любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю, традиции |
|
4.5. Формирование экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у учащегося с тяжелой умственной отсталостью вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе.
Содержание | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня |
|
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья. |
|
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. |
|
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе |
|
4.6. Программа внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется по следующим направлениям:
социальное,
спортивно-оздоровительное,
нравственное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное развитие личности.
Задачи внеурочной деятельности:
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для развития индивидуальности ребенка;
формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивно-развлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, и др.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта).
Планируемыми результатами освоения программы внеурочной деятельности выступают:
развитие мотивов предметно-практической деятельности;
формирование эстетических потребностей и чувств;
развитие доброжелательности и отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
развитие интереса к предметно-практической деятельности, к
трудовым действиям.
Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, занятия в кружках по интересам, конкурсы, соревнования («веселые старты»), праздники, реализация доступных проектов и др. Также работа с детьми осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям внеурочной деятельности.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | присутствие на торжественной линейке. | Участвовал |
« День здоровья» | присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях. | Участвовал |
«Новый год»
| подготовка к мероприятию: присутствие на новогоднем празднике | Участвовал |
«Масленица»
| подготовка к мероприятию. Участие в мероприятии. | Участвовал |
23-февраля | знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему « Наша армия». | Участвовал |
8 –е марта | знакомство с атрибутами праздника, поздравительная открытка. | Участвовал |
9 – е мая | знакомство с атрибутами праздника, поздравительная открытка. |
|
Игра
| игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры | Участвовал |
Прогулки на улице
| игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в парк. | Участвовал |
5. Условия в реализации потребности в уходе и присмотре
Обучение и воспитание обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в форме урок-перемена.
6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
Климачева Г.И. – логопед
Кузьмина А.М. - дефектолог
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации
и семьи обучающегося
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях », «Кинестетическое развитие ребенка» |
|
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и со стороны учителя | участие родителей в разработке СИПР присутствие родителей на уроках/занятиях; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; домашнее визитирование |
|
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | информирование электронными средствами; личные встречи, беседы;
|
|
организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий |
|
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики,
футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов;
трафареты, закрепляемые неподвижно в приборе «Школьник», с внутренним контуром;
доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;
геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными возможностями;
карточки с рельефными рисунками линий, геометрических плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);
магнитные доски;
строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);
наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
наборы палочек;
сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
пуговицы разного размера и различных цветов;
природный материал: ракушки, камушки, шишки;
муляжи овощей и фруктов;
материал для лепки: пластилин;
палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
детские музыкальные инструменты.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
| |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). |
+;- _ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: |
|
- со значительной помощью взрослого | зп |
- с частичной помощью взрослого | чп |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | пи |
- по подражанию или по образцу | по |
- самостоятельно с ошибками | со |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | н |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | кп |
- самостоятельное использование | с |
10. Литература
1.Аксенова А.К., Антропов А.П., Бгажонкова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. - 297с.
2.Аксенова А. К., Якубовская Э. Б. Дидактические игры па уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы. М. 1987
3.Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение, 2001.
4.Воронова В. В, Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. М., 198».
5.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Пол ред. В. Е. Воронковой. М., 1994.
6.Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.
7.Маллер А. Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей: Методическое письмо. М., 1985.
8.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание, трудоподготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта М., 1988.
9.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы программ: A.А. Айдарбекова, В. М. БеловВ. В. Воронкова, О. П. Гаврилушкина, И. А. Грошеяков, И. В. Евтушенко,B.С. Кувшинов, С. Л. Мирский, В. М. Мозговой,Н. Н. Павлова, М. Н. Перова, Н. Д. Соколова, В. В. Эк. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
10.Программыспециальных(коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида. Подготовительный, 1 - 4классы: М., «Просвещение», 2004.
11.Программа: Воронкова В.В., Программы специальных(коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида. Подготовительный, 1 – 4классы, Москва, Просвещение, 2006.
12.Программы общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М., 1986.
13.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983.
14.Программы специальных общеобразовательных школ для УО детей (вспомогательная школа). – М.: Просвещение, 1990. - 320с.
15. Узорова О.В. «Технология»: программа, методические рекомендации, поурочные разработки. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 414, [2]с. – (Планета знаний).
16.Учебник: Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнева. «Развитие речи». Учебник для специальных (коррекционных) школVIIIвида., Москва, «Аркти», 2003.
17.Хилько А.А. Математика, учебник для 1-го класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – Москва, Просвещение, 1999.
18.Шипицына Л. М. Коррекция и развитие.
19.Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей - инвалидов У/Дефектология. 1979. № 1. С. 14 — 19.
8