СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ

с интеллектуальными нарушениями вариант 2, 1 класс (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития»




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

‌‌​ Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Успенская средняя школа № 3 Лутугинского района»








РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета

ГОУ ЛНР «Успенская СШ № 3»

протокол от 11.09.2023 № 3





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР

________..................

Жарикова Е.В

от « 11 » сентября2023 г.





УТВЕРЖДЕНО:

Заместитель директора

по УВР

________..................

Жарикова Е.В

Приказ №145

от « 11 » сентября2023 г.




СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО НА ДОМУ

с интеллектуальными нарушениями

Друзина Дмитрия Игоревича


(вариант 2)

1 класса

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)




Класс: 1

Учитель: Матевосян Н.Н.







Успенка

2023



Структура СИПР


  1. Общие сведения о ребёнке.

  2. Психолого-педагогическая характеристика.

  3. Индивидуальный учебный план.

4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2. Содержание учебных предметов

4.3. Календарно-тематическое планирование

5. Программа сотрудничества с семьей.

6. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

7. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.















































  1. Общие сведения о ребёнке



ФИО ребенка: Друзин Дмитрий Игореввич

Дата рождения: 28 августа 2014 года

Возраст ребенка: 9 лет

Место жительства: Луганская Народная Республика, Лутугинский район, пгт Успенка ул Мира,49

Мать: Друзина Любовь Владимировна, образование - среднее специальное; домохозяйка.

Отец: - Друзин Игорь Владимирович, образование - высшее мастер ГРП ГУП ЛНР « РТК « ВОСТОК УОЛЬ»

Год обучения в ГОУ ЛНР «Успенская средняя школа № 3 Лутугинского района» - 2

Ступень обучения: 1 класс


2. Психолого-педагогическая характеристика.

Общие сведения. Друзин Дмитрий Игоревич, 28 августа 2014 года рождения, поступил в Успенскую среднюю школу № 3 в 2022 году в возрасте 8 лет в 1 класс( дополнительный). В 2023-2024 учебный год переведен в 1 класс. По заключению ПМПК у обучающегося стойкое психическое и тотальное недоразвитие. Отсутствие знаний и представлений об окружающем мире, и о себе. Обучающую помощь практически не принимает. Низкий уровень социального функци-онирования. слабая степень обучаемости навыкам. Нуждается в помощи в бытовой деятельности.

Выраженный синдром эмоционально-волевой неустойчивости. Социальная дезадаптация. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Рекомендовано обучение по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разра-батываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,(вариант 2) ФГОС. Форма обучения: индивидуальное обучение на дому. Нуждается в предоставлении услуг ассистента.

Другие специальные условия: специальная организация пространства, места для уединения; дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс

Сведения о семье. Ребенок воспитывается в полной семье. Трое старших детей обучаются по общеобразовательным программам ГОУ ЛНР «Успенская средняя школа № 3 Лутугинского района» в 4,9,10 классах. Мама ответственно относится к обучению и воспитанию ребенка, выпол-няет рекомендации педагогов. Ребёнок обеспечен всем необходимым для обучения и жизнеде-ятельности. Семейные отношения хорошие. Ребенка в семье принимают таким, какой он есть.

Общая осведомлённость и социально бытовая ориентировка: Дима понимает название некоторых реальных предметов, реагирует и знает своё имя, различает по голосу окружающих взрослых. Понимает, кто из родственников. кто, и как зовут сестёр. Привлекает внимание взрос-лых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства, и отдельных слов, указывающих на конкретное действие : пить кушать, туалет. Обращенную речь понимает, но реагирует на свое усмотрение.

Таким образом состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Принимает тактильный контакт со стороны окружающих.

Навыки самообслуживания и личной гигиены сформированы частично: руки моет самостоятельно, также Дима самостоятельно одевается и кушает. Правила личной гигиены соблюдает только под контролем взрослого.

Характер учебной деятельности. Учебная мотивация не сформирована. В учебной деятельности не мотивирован: учебные задачи принимает частично, не проявляет поисковой активности. Во время урока преобладает манипуляторная деятельность. Обучаемость крайне низкая, проявляет частые реакции протеста и стойкое нарушение дисциплинарных норм,  нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания. Наблюдается несформированность коммуникативного поведения.

Развитие речи и альтернативной коммуникации. У Дмитрия сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, которое сочетается с системным недоразвитием речи. Мальчик эмоционально расторможен. Самостоятельная речевая деятельность не развита.

Владение письменной речью. Отмечается неловкость крупной и мелкой моторики. Захват ручки, карандаша не сформирован. Задания графического содержания выполняет только с направляющей помощью педагога – «рука в руке», не понимая учебной задачи (время работы не более двух минут). Но может держать ручку, карандаш оставляя графический след на бумаге.

Сформированность школьно - значимых умений. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Наблюдается недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, низкая познавательная активность. Обучающийся имеет негибкое мышление. Внимание на предмете не удерживает. Характерна повышенная утомляемость. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Отсутствует целенаправленность и контроль своего поведения. Усидчивости за рабочим столом нет. Хотя, и, смотрит на говорящего с ним взрослого, но реагирует на него по желанию. Действия по подражанию выполняет также по своему настроению. Периодически отсутствует реакция готовности к совместной деятельности. Во время урока встает, хаотично передвигается по комнате, кричит.

Дима сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, собирает сам и с помощью учителя. Плохо показывает части тела. Цвета, геометрические фигуры не называет, но подает по просьбе учителя называемый предмет. Характер действий с предметами: хаотичный. Все игры проходят в форме совместного манипулирования предметами. Ориентировочная деятельность проходит как хаотичное бессистемное манипулирование Помощь учителя принимает.

Усвоение учебной программы. Адаптированную образовательную программу усваивает на уровне индивидуальных возможностей.

Поведение и общение в учебной ситуации. Общепринятые правила поведения и общения не понимает. Неадекватные реакции - оживление и крик, стереотипные движения.

Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Эмоциональное поведение неадекватное.

Развитие волевых качеств. Не сформировано.

Общие впечатления о ребёнке. Обучающаяся нуждается в объеме учебной нагрузки с учетом индивидуальных образовательных потребностей, индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.

Заключение ПМПК: обучение по СИПР( вариант2), для обучающихся с ТНМР в 2023-2024 учебном году. Посещение центров реабилитации для детей-инвалидов.

Учебно - коррекционная задача: Обеспечение достижения обучающимся минимума содержания учебной программы (исходя из психофизических возможностей обучающегося)


Коррекционно - воспитательная задача: Формировать умение устанавливать с учителем зрительный контакт, принимать простейшую инструкцию педагога и выполнять её.


Коррекционно - развивающая: Развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия



Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация.
2. Математические представления.

3.Окружающий природный мир.

4. Человек.

5. Окружающий социальный мир.

4. Музыка и движение.

7. Изобразительная деятельность.

8. Адаптивная физкультура.


3. Индивидуальный учебный план на 2022 – 2023 учебный год


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

I. Обязательная часть


  1. четв

II четв

IIIчетв

I\/ четв

1. Язык и речевая практика

1.1. Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

3

2. Математика

2.1. Математические представления

2

2

2

2

3. Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

3.2. Человек

3.3. Окружающий социальный мир

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4. Искусство

4.1. Музыка и движение

4.2. Изобразительная деятельность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

5.Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

0,5

0,5

0,5

0,5

Итого

8

8

8

8

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5 дневной учебной недели)



8


8


8


8



Класс

Учебные предметы

Число учебных занятий в неделю

Контрольные работы

Практические (лабораторные). творческие работы

1

«Речь и альтернативная коммуникация»

3

2

«Математические представления»

2

2

«Окружающий природный мир»

0.5


2

«Человек»

0.5


2

«Окружающий социальный мир»

0.5


2

«Изобразительная деятельность»

0.5


2

«Адаптивная физкультура»

0.5



«Музыка и движение»

0.5




ВСЕГО

8







Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом содержание программы представлено образовательными областями и учебными дисциплинами:



п/п

Предметные области

Учебные дисциплины

1

«Речь и речевая практика»

«Речь и альтернативная коммуникация»

2

Математика

«Математические представления»

3

Естествознание

«Окружающий природный мир»

4

Естествознание

«Человек»

5

Обществоведение

«Окружающий социальный мир»

6

Искусство

«Изобразительная деятельность»

7

Искусство

«Музыка и движение»

8

Физическая культура

«Адаптивная физкультура»



Объём учебных предметов

По учебному плану для изучения предметов отводится 255 часов в год.


Кол-во часов



Предмет

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

Год

«Речь и альтернативная коммуникация»

24

25

26

24

99

«Математические представле-ния»

15

18

18

15

66

«Окружающий природный мир»

4

4

5

4

17

«Человек»

4

4

5

4

17

«Окружающий социальный мир»

4

4

5

4

17

«Изобразительная деятельность»

4

4

5

4

17

«Адаптивная физкультура»

4

4

5

4

17

«Музыка и движение»

4

4

5

4

17

Итого:

63

67

74

63

265




4. Содержание образования.

4.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовка ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку, не перебивать говорящих);

  • умение выполнять инструкцию педагога: « Возьми», « Приготовь», « Покажи», « Открой тетрадь, учебник по закладке»;

  • умение организовывать рабочее место;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • выполнение действия по подражанию, по образцу, по инструкции.

Формировать умение самостоятельно переходить от одного задания ( операции,действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.

Формирование умения выполнять задания:

  • выполнение задания от начала до конца;

  • выполнять с заданными качественными параметрами.


Личностные базовые учебные действия:

  • принятие роли обучающегося;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

  • личностное самоопределение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потребностей;

  • формирование элементарных представлений о картине мира;

  • положительное отношение к окружающей действительности;

  • ориентация на самостоятельность и социально-бытовую независимость;


Регулятивные базовые учебные действия:

  • умение выполнять инструкции учителя;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

  • использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;

  • умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности.


Познавательные базовые учебные действия:

  • выбор способов решения задач в зависимости от конкретных знакомых условий;

  • алгоритмизация практического действия;

умение слушать учебные тексты;

  • освоение элементарных общих понятий.


Коммуникативные базовые учебные действия:

  • умение слушать и вступать в диалог;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

  • владение элементарной диалогической речью.


Коррекция поведенческих проблем


Проблемы поведения

Функция поведения.

Способы и методы коррекции

Коррекция неадекват-ного крика.


Избегание неприятного (внутренний дискомфорт).

Переключение ребенка на интересную для него деятельность.

Активно применять различные поощрения.

Подсказывать, что вместо крика можно сказать» Помоги», «Устал»

Коррекция эмоцио-нально-аффективных стерео-типий

Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки

Коррекция сенсорно-двигательных стерео-типий (отталкивает стол, сползает со стула)

Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию прерывают, предлагают ребенку другую знакомую, не вызывающую негативизма деятельность (сортировка предметов, нанизывание крупных бусин на шнурок с наконечником, собирание пазлов)


Коррекция чрезмерной двигательной активности на уроке (движения по классу, доставание из шкафов игр, хватание  чужих предметов)

Игротерапия. Включение в игру. Игры и упражнения на преодоление двигательного автоматизма. Дыхательные упражнения  (игры с мыльными пузырями).




4.2. Содержание учебных предметов

Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014 г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

  • Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой;

  • учебного плана школы.


Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика

  • Математика

  • Окружающий мир

  • Искусство

  • Физическая культура


Предметные области (учебные предметы):

1. Язык и речевая практика.

1.1 Речь и альтернативная коммуникация:

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.

Описание возможных результатов обучения:

1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.

- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм;

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом;

2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.


Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено двумя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.

Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. В 1 «б» классе раздел "чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне низкого уровня психофизического развития всех учащихся, поэтому на первом году обучения лишь формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» как систематический курс в 1 б классе включает 2 раздела:

– коммуникация,

– развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребёнка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. И т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой, свой, это и т.д.).

Развитие слухового внимания и слухового восприятия,

Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями

2. Математика.

2.1 Математические представления:

Цель: формирование началь­ных пространственно-временных понятий, представле­ний о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты;

- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).

3. «Окружающий мир».

Содержание учебного предмета

3.1 «Окружающий природный мир».

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Предмет представлен следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».

Растительный мир

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о фруктах (яблоко, груша и т.д.). Представление об овощах (лук, картофель, морковь и т.д.).

Животный мир

Представление о строение животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост). Пред-ставление о домашних животных (корова, лошадь, кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Представление о строение птиц (голова, туловище, клюв, крылья, ноги, хвост, перья). Представление о домашних птиц (курица, петух, утка, гусь).

Временные представления

Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Представление о частях суток.

3.2 Человек

Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Описание возможных результатов обучения:

- реагирование на своё имя и фамилию.

- узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду;

- узнавание (различение) частей тела (голова, туловище, руки, ноги);

- знание назначения частей тела;

- узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы);

- знание назначения частей лица;

- представления о собственном теле;

- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- отнесение себя к определенному полу;

- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности;

- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым

- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);

- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью

взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, проситься в

туалет и выполнять гигиенические процедуры.



3.3 Окружающий социальный мир

Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Описание возможных результатов обучения:

- Представление о помещениях школы (класс, столовая, туалет, коридор);

- о распорядке школьного дня (звонок, урок, перемена);

- бережное отношение к школьным принадлежностям (школьная доска, парта, мел, портфель, учебник, тетрадь, карандаш, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования).

- Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

- Ориентация в помещениях своего дома.

- Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, место для контейнеров с мусором).

- Представление о собственных частях тела (голова, шея, туловище, руки, ноги) и лица (глаза, ресницы, брови, нос, рот, губы).

- Представление об игрушках (кукла, машинки, пирамидка, мяч), умение правильно обращаться с ними.

- Представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать).

- Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, нож).

- Представление об электроприборах (телевизор, утюг, микроволновая печь, электрический чайник). Представление о часах и их частях (стрелки, циферблат).

- Адекватные манипуляции с предметами.

- По указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами.

- Формирование навыков приветствия с взрослым.

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты;

- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;

-начало (окончание) движения под музыку;

- движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание;

- ритмичная ходьба под маршевую музыку;

- движение под танцевальную музыку;

- выполнение под музыку действий с предметами (кукла, обруч, флажок, платок, мяч, лента);

- музыкально-дидактические игры с музыкальными игрушками для развития аудиального восприятия;

- обучение учащихся сопровождению игры на муз. инструментах (исполняет учитель) движениями, подпеванием и подыгрывание на барабане, дудочке, треугольнике, шумовых муз. инструментах;

- вовлечение учащихся в доступные народные игры с муз. сопровождением.

4.2 Изобразительная деятельность

Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.

Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.

Описание возможных результатов обучения:

- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;

- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;

- формирование доступных сенсорных эталонов.

Рисование

  • Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для

рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды;

  • Оставление графического следа;

  • Освоение приемов рисования карандашом;

  • Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание

ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.);

  • Рисование точек;

  • Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).

Лепка

  • Знакомство с пластилином;

  • Разминание пластилина;

  • Отрывание кусочка материала от целого куска;

  • Отрезание кусочка материала стекой;

  • Катание колбаски на доске (в руках);

  • Катание шарика на доске (в руках);

  • Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Аппликация

  • Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.;

  • Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы,

  • Сминание бумаги;

  • Сгибание листа бумаги пополам.


5. Физическая культура.

5.1 Адаптивная физкультура:

Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Описание возможных результатов обучения:

- произвольный вдох (выдох) через рот (нос);

- произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос);

- одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев;

- сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке;

- круговые движения кистью;

- сгибание фаланг пальцев;

- движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения;

- наклоны туловища вперед (в стороны, назад)

- повороты туловища вправо (влево);

- стояние на коленях;

- приседание;

- ползание на четвереньках сохраняя целенаправленность движений;

- ходьба ровным шагом;

- ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.

- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;

- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого.




4.3. Нравственное воспитание

  • Доброжелательно относиться к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);

  • Умение выражать свои желания, делая выбор;

  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге;

  • Бережно относиться к школьным принадлежностям;

  • Умение называть столицу, государство, свой город;

  • Способность распознавать флаг и гимн государства, правильно воспринимать.


4.4 Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  • Способность объяснить, что значит быть больным и здоровым

  • Умение понять состояние своего здоровья и сказать об этом

  • Усвоение жизненно необходимых компонентов распорядка дня (сон, приём пищи, гигиенические процедуры, прогулка)

  • Принятие и использование правил безопасное поведение в окружающей среде.(правила правильного приёма пищи; правила поведения в самолёте, машине;правила поведения при встрече с животными и насекомыми.)

  • Способность бережно относиться к природе и побуждать к этому других. ( не мусорить, не ломать ветки деревьев ит.п.)


  1. Программа сотрудничества с семьей.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.

Задачи

Мероприятия

Повышение осведом-ленности родителей об особенностях развития и специфических образова-тельных потребностях ребенка

  • Индивидуальные консультации родителей со

специалистами (раз в три месяца и по запросу родителей)

  • Индивидуальные консультации родителей по темам:

«Развитие двигательной активности ребенка», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально – бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализацииСИПР, соблюдение единства требова-ний, предъявляемых обучаю-щейся учителем и родителями.

  • Участие родителей в разработке СИПР

  • Посещение родителями уроков,занятий;

  • Консультирование родителей по вопросам обучения

ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Организация регулярного обме-на информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

  • Информирование посредством телефонной связи;

Беседы;

  • Ежедневный просмотр записей (задание) в дневнике ребенка;




6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР


Сведения об авторе:

ФИО: Матевосян Наталья Николаева

Образование: Высшее

Стаж работы: 26 лет

Специалисты: Учитель начальных классов


7. Перечень необходимых технических, дидактических средств, учебно-методической литературы

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками и т. д.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи»,«Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы»,«Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Пиктограммы;

  • Логические блоки Дьенеша, набор предметов для группировки по цвету, форме ивеличиине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки,стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши , ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для работы красками клеем, пластилином

  • Гимнастические мячи большого и малого размера,гимнастическая палка, флажки.

  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.


Учебно-методическое обеспечение

« Речь и альтернативная коммуникация»

1. А.К.Аксёнова, С.В. Комарова «Букварь» 1 класс в двух частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова - Москва «Просвещение» 2017, I-112 c II -109 c

2. С.В. Комарова «Речевая практика» 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /С.В.Комарова_-Москва, «Просвещение» 2018- 79с.

« Математические представления»

3. Алышева Т.В. «Математика» 1 класс в двух частях: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т. В. Алышева - Москва, «Просвещение» 2017, I-127 c II -127 c


« Окружающий природный мир» « Человек»

4. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека» 1 класс в двух частях:. учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н. Б Матвеева - Москва, «Просвещение» 2017 , I-71 c II -79 c

«Изобразительная деятельность»

5. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ М. Ю. Рау – Москва,«Просвещение» 2014 -110 с.

Базовая. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой . Москва: «Просвещение» 2010

Печатные пособия

Наборы картинной азбуки;

Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.

Учебно-практическое оборудование

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв);

Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;

Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.

Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).

Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/  - шаблон для презентации


8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:


0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать,

действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

• «узнает объект»,

• «не всегда узнает объект»,

• «не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).


Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.


Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.


Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).


Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.


Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.


Ребёнок узнаёт объект


-не всегда узнаёт объект


-не узнаёт объект


9.Календарно – тематическое планирование