СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 9 класс 2 вариант

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 9 класс 2 вариант»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Наприенко Владислав Михайлович

Возраст ребенка: 16 лет (16.06.2008 г.)

Место жительства: г. Новосибирск, ул. Спортивная, 8-96

Мать: Наприенко Татьяна Валентиновна

Отец: Наприенко Михаил Александрович

Год обучения: десятый

Группа (особые потребности): 2

Ступень: 2

Заключение ПМПК: С 2024-2025 учебного года обучение в образовательной организации по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2, разработанной с учётом психофизических особенностей (нарушение зрения, НОДА).


2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Мальчик воспитывается в полной, благополучной семье, которая состоит из пяти человек. Мама Влада, Татьяна Валентиновна-домохозяйка (в данный момент в декретном отпуске). Папа, Михаил Александрович-техник, в/ч 12739. Семья проживает в трехкомнатной квартире, ребенок имеет свою комнату, в которой есть все необходимое для занятий и отдыха ребенка. Родители заботливо и доброжелательно относятся к сыну, заинтересованы в успешном развитии ребенка.

Владислав учится в восьмом классе школы № 14, по решению ТПМПК (№ 235 от 29.03.2016г.) рекомендовано обучение в 2024-2025 уч. г. по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2). По решению ВК находится на индивидуальном обучении на дому.

За время обучения, Владислав показал себя, как ребенок с неадекватной поведенческой реакцией. Подвержен частым переменам настроения, не контролирует свое поведение. Движения нескоординированы, неловки, медлительны. Мелкая моторика рук недостаточно сформирована. Познавательной активности не проявляет. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Восприятие фрагментарное, мало дифференцированное, пассивное. Мотивационно-волевая сфера не сформирована. Уровень познавательных процессов низкий, восприятие носит фрагментарный характер, внимание неустойчивое, снижено по объему, концентрации.

Владислав овладевает учебным материалом на самом низком уровне. Без помощи учителя и мамы не может сделать ничего. В окружающей обстановке не ориентируется. На занятиях работа проходит только рука в руке с учителем. Мама помогает удерживать Влада в вертикальном положении (не сидит, не ходит, не ползает). Сам не удерживает предметы в руке. Если предмет попадает в руки, Влад его обследует, а потом сразу бросает. Моторика бедна и стереотипна. Неустойчивость в игре и в других видах деятельности, но любит музыкальные инструменты (звук привлекает) и слушать детские песенки.

Владислав не владеет навыками самообслуживания. Сам не кушает, не одевается и не раздевается. Самостоятельно в туалет не ходит, на занятиях в подгузниках. Ребенок безынициативный, ведомый, плохо учитывает ситуацию. Тенденция самостоятельности низкая. Нуждается в постоянной активизирующей и организующей помощи.


Приоритетными образовательными предметами коррекционного курса являются:

  1. Предметно-практические действия

  2. Двигательное развитие

  3. Альтернативная коммуникация

  4. Сенсорное развитие

Учебные предметы:

  1. Окружающий социальный мир

  2. Окружающий природный мир


3. Индивидуальный учебный план.

Предмет, коррекционный курс

Груп-повые занятия

Индивидуальные занятия

Учитель

Воспитатель/Тьютор

Учитель-логопед

Учитель физкультуры

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Речь и альтернативная (доп.) коммуникация








Математические представления








Окружающий природный мир


0,5






Окружающий социальный мир


0,5






Человек








Адаптивная физкультура








Музыка и движение








Изобразительная деятельность








Домоводство








Профильный труд








Коррекционно-развивающие занятия








Сенсорное развитие


1






Предметно-практич. действия


1






Двигательное развитие


0,5






Альтернативная коммуникация


0,5






Всего:


4

0




0

Внеурочная деятельность:


Итого: 4 ч



4. Содержание образования в условия организации и семьи.

4.1. Формирование базовых учебных действий.

Программа формирования базовых учебных действий

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.

      • 4.1.1. Спокойное пребывание в новой среде

      • 4.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта

      • 4.1.3. Принятие контакта, инициированного взрослым

      • 4.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

    • 4.2. Формирование учебного поведения

      • 4.2.1. Поддержание правильной позы

      • 4.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание

      • 4.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами

      • 4.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

      • 4.2.5. Принятие помощи взрослого

      • 4.2.6. Использование по назначению учебных материалов

      • 4.2.7. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)

      • 4.2.8. Выполнение действий с предметами (по подражанию)

      • 4.2.9. Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

      • 4.2.10. Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)

      • 4.2.11. Сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии

      • 4.2.12. Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

    • 4.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

      • 4.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца)







4.4. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.


Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1. Альтернативная (дополнительная) коммуникация

1.1. Коммуникация



1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.



1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации



1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации



1.1.1.3. Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)



1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.



1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации



1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации



1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации



1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации



1.2.1. Импрессивная речь



1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя



1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.)



1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)



1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)



1.2.1.5. Понимание простых предложений



1.2.2. Экспрессивная речь



1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов



1.2.2.2. Называние собственного имени



1.2.2.3. Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)



1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации




2. Сенсорное развитие

2.1. Зрительное восприятие.



2.1.1. Фиксация взгляда на лице человека



2.1.2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)



2.1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)



2.2. Слуховое восприятие.



2.2.1. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии)



2.2.2. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука



2.3. Кинестетическое восприятие.



2.3.1. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека



2.3.2. Адекватная реакция на изменение положения тела



2.3.3. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей



2.4. Восприятие запаха.



2.4.1. Адекватная реакция на запахи



2.4.2. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)



2.5. Восприятие вкуса.



2.5.1. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)



2.5.2. Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.)



3. Предметно-практические действия

3.1. Действия с материалами



3.1.1. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами)



3.1.2. Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя)



3.1.3. Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)



3.1.4. Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой)



3.1.5. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)



3.1.6. Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.))



3.2. Действия с предметами



3.2.1. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.)



3.2.2. Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)



3.2.3. Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.)



3.2.4. Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.)



3.2.5. Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.)



3.2.6. Вынимание предметов из емкости



3.2.7. Складывание предметов в емкость



3.2.8. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.)



3.2.9. Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить)



3.2.10. Формирование умения открывать предмет



3.2.11. Формирование умения закрывать предмет



4. Двигательное развитие

4.1. Общеразвивающие и корригирующие упражнения



4.1.2. Выполнение движений головой



4.1.3. Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые»



4.1.4. Выполнение движений пальцами рук



4.1.5. Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину



5. Окружающий социальный мир



5.1. Школа (в домашних условиях)



5.1.1. Узнавание (различение) помещений школы



5.1.2. Узнавание (различение) школьных принадлежностей



5.1.3. Знание назначения школьных принадлежностей



5.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком



5.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)



5.2.2. Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся)



5.3. Предметы быта



5.3.1. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод



5.3.2. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник



5.4. Квартира, дом, двор



5.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)



5.5. Город



5.5.1. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах



5.6. Транспорт



5.6.1. Знание места посадки и высадки из автобуса



6. Окружающий природный мир



6.1. Временные представления



3.1.1. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам



6.2. Животный мир



3.2.1. Знание основных признаков животного



3.3. Объекты природы



3.3.1. Узнавание Солнца



3.3.2. Узнавание Луны



3.3.3. Различение земли, неба



3.3.4. Узнавание леса



3.3.5. Узнавание воды



3.3.6. Узнавание огня



3.4. Растительный мир



3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)



3.4.2. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)



3.4.3. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)




4.5. Нравственное развитие.


  • Делиться игрушками, сладостями и др.

  • Радоваться своим успехам и успехам других

  • Спокойно вести себя в помещении и на улице

  • Подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения

  • Доверять взрослым


4.6. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  • Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора

  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой

  • Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

  • Соблюдать режим дня

  • Играть в спортивные и подвижные игры со сверстниками в школе и на улице

  • Заниматься физкультурой и спортом (кататься на лыжах, санках, коньках, велосипеде; плаванием)

  • Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.

  • Участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

  • Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой

  • Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек и др.

Знание правил здорового питания.

  • Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)

  • Тщательно пережевывать пищу

  • Не спешить во время еды

  • В обед есть горячее первое блюдо, второе блюдо из птицы, мяса, рыбы с гарниром, овощной салат; кисель, компот или фруктовое пюре

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

  • Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды

  • Соблюдать двигательный режим

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • Спокойно заходить в кабинет врача

  • Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  • Соблюдать правила безопасности на дороге (переходить через дорогу в разрешенном месте, по светофору, не перебегать дорогу перед движущимся транспортом и др.)

  • Сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь







5. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.


Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Психологическая поддержка семьи



  • индивидуальные консультации с психологом


Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей)

  • тематические семинары: 1."Формирование навыков самообслуживания". 2."Организация свободного времени дома".

3."Реализация СИПР в домашних условиях". 4."Формирование социально-бытовых навыков"


Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

  • участие родителей в разработке и реализации СИПР

  • посещение родителями уроков/занятий в организации

  • домашнее визитирование

  • информирование электронными средствами

  • личные встречи, беседы



6. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР.


  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».

  • Конструктор «Лего», «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.

  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.

  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, батут, шведская стенка.

  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.

  • Компьютер, видеозаписи.


7. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

Условные обозначения


Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).


п

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:


- с помощью взрослого

дв

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

ди

- полностью самостоятельно

+


Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:


- использования по подсказке

пп

- самостоятельное использование

+


Учитель класса ____________________________________________

Родители ____________________________________________