Специальная индивидуальная программа развития
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 (ТМНР)
Пояснительная записка
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить ФАООП УО (вариант 1), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по ФАООП УО (вариант 2), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (далее - СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2):
- развитие личности,
-формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
-формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
Характеристика ребенка:
Индивидуальный учебный план
Предметные области | Предметы | Количество часов в неделю | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | Количество часов в год |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 часа | 16 | 16 | 21 | 15 | 68 |
Математика | Математические представления | 1 час | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 час | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Человек | 1 час | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Окружающий социальный мир | 1 час | 8 | 8 | 11 | 7 | 34 |
Искусство | Изобразительное искусство | 1 час | 8 | 8 | 11 | 7 | 34 |
Коррекционные курсы | Сенсорное развитие | 1 час | 8 | 8 | 11 | 7 | 34 |
Предметно- практические действия | 1 час | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Альтернативная коммуникация | 1 час | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
Всего | | 10 часов | | | | | 340 |
Планируемые результаты освоения ФАООП УО (вариант 2).
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.
Предметная область "Язык и речевая практика". Учебный предмет "Речь и альтернативная коммуникация".
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область "Математика". Учебный предмет "Математические представления".
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий природный мир".
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
3) Элементарные представления о течении времени.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Человек".
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий и социальный мир".
1) Представления о мире, созданном руками человека
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося.
6) Представление о стране проживания Россия.
Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Изобразительная деятельность" (рисование, лепка, аппликация).
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Учебные предметы и коррекционные курсы
Речь и альтернативная коммуникация
| I четверть 16 часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Установление зрительного контакта с собеседником. | | |
2 | Установление зрительного контакта с собеседником. | | |
3 | Реагирование на свое имя. | | |
4 | Приветствие собеседника звуком. Реагирование на свое имя. | | |
5 | Приветствие собеседника звуком. Узнавание имен членов семьи. | | |
6 | Узнавание имен членов семьи. | | |
7 | Выражение своих желаний звуком. | | |
8 | Установление зрительного контакта. Понимание простых по звуковому составу слов. | | |
9 | Понимание простых по звуковому составу слов. | | |
10 | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком | | |
11 | Выражение согласия (несогласия) звуком | | |
12 | Выражение благодарности звуком | | |
13 | Понимание слов, обозначающих овощи (морковь). | | |
14 | Прощание с собеседником звуком | | |
15 | Понимание слов, обозначающих фрукты (яблоко). | | |
16 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. | | |
| II четверть 16 часов | | |
17 | Понимание слов, обозначающих овощи (лук). | | |
18 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. | | |
19 | Привлечение внимания звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы. | | |
20 | Понимание слов, обозначающих фрукты (груша). | | |
21 | Выражение своих желаний, обращение за помощью, приветствие, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | | |
22 | Выражение согласия (несогласия), обращение за помощью, ответы на вопросы и т.д. с использованием графического изображения. | | |
23 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет); овощи (картофель). | | |
24 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма); овощи (картофель). | | |
25 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет); предмет (посуда). | | |
26 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма); предмет (посуда). | | |
27 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина); предмет (посуда) | | |
28 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина); предмет (посуда) | | |
29 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет); овощи (свекла) | | |
30 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма); овощи (свекла). | | |
31 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина); овощи (свекла). | | |
32 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет); фрукты (банан). | | |
| III четверть 21 час | | |
33 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма); фрукты (банан). | | |
34 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма, величина); фрукты (банан). | | |
35 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина); фрукты (банан). | | |
36 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет); предмет (животные). | | |
37 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма); предмет (животные). | | |
38 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина); предмет (животные). | | |
39 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет); животных (кот). | | |
40 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (форма); животных (кот). | | |
41 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, форма, величина); животных (кот). | | |
42 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко; животных (собака). | | |
43 | Понимание слов, обозначающих признак действия: тихо; животных (собака). | | |
44 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо; животных (собака). | | |
45 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко; животных (корова). | | |
46 | Понимание слов, обозначающих признак действия: тихо; животных (корова). | | |
47 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо; животных (корова). | | |
48 | Понимание слов, обозначающих признак действия: громко, тихо; животных диких (заяц). | | |
49 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (заяц). | | |
50 | Понимание слов, обозначающих животных (заяц). | | |
51 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (лиса). | | |
52 | Понимание слов, обозначающих животных (лиса). | | |
53 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (медведь). | | |
| IV четверть 15 часов | | |
54 | Называние отдельных звуков. Понимание слов, обозначающих животных (медведь). | | |
55 | Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель) | | |
56 | Понимание слов, обозначающих деревья (береза). | | |
57 | Понимание слов, обозначающих деревья (береза). | | |
58 | Понимание обобщающих понятий (одежда, обувь) | | |
59 | Понимание слов, обозначающих деревья (ель). | | |
60 | Понимание слов, обозначающих деревья (ель). | | |
61 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (курица). | | |
62 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (курица). | | |
63 | Понимание обобщающих понятий (бытовые приборы) | | |
64 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка). | | |
65 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка). | | |
66 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (утка). | | |
67 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (гусь). | | |
68 | Понимание слов, обозначающих домашних птиц (гусь). | | |
Окружающий природный мир
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Растительный мир | | |
1 | Узнавание овощей: морковь. | | |
2 | Узнавание овощей: морковь. | | |
3 | Узнавание овощей: морковь. | | |
4 | Узнавание фруктов: яблоко. | | |
5 | Узнавание фруктов: яблоко. | | |
6 | Узнавание фруктов: яблоко. | | |
7 | Узнавание овощей: лук. | | |
8 | Узнавание овощей: лук. | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Узнавание овощей: лук. | | |
10 | Узнавание фруктов: груша. | | |
11 | Узнавание фруктов: груша. | | |
12 | Узнавание фруктов: груша. | | |
| Животный мир | | |
13 | Узнавание домашних животных: кот. | | |
14 | Узнавание домашних животных: кот. | | |
15 | Узнавание домашних животных: кот. | | |
16 | Узнавание домашних животных: кот. | | |
| III четверть 10 часов | | |
17 | Узнавание диких животных: заяц. | | |
18 | Узнавание диких животных: заяц. | | |
19 | Узнавание диких животных: заяц. | | |
20 | Узнавание домашних животных: собака. | | |
21 | Узнавание домашних животных: собака. | | |
22 | Узнавание домашних животных: собака. | | |
23 | Узнавание диких животных: медведь. | | |
24 | Узнавание диких животных: медведь. | | |
25 | Узнавание диких животных: медведь. | | |
26 | Знание строения домашнего (дикого) животного: голова, хвост, уши. | | |
| IV четверть 8 часов | | |
27 | Знание строения домашнего (дикого) животного: голова, туловище, шерсть. | | |
28 | Знание строения домашнего (дикого) животного: шерсть, лапы, хвост, уши. | | |
29 | Знание строения домашнего (дикого) животного: голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, уши. | | |
| Растительный мир | | |
30 | Узнавание деревьев: береза. | | |
31 | Узнавание деревьев: береза. | | |
32 | Узнавание деревьев: береза. | | |
33 | Узнавание деревьев: ель. | | |
34 | Узнавание деревьев: ель. | | |
Окружающий социальный мир
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Предметы и материалы, изготовленные человеком. | | |
1 | Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). | | |
2 | Узнавание свойств бумаги (мнется, намокает). | | |
3 | Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | | |
| Квартира, дом, двор. | | |
4 | Различение предметов посуды: кастрюля, тарелка. | | |
5 | Различение предметов посуды: тарелка, стакан. | | |
6 | Различение предметов посуды: кружка, ложка. | | |
7 | Различение предметов посуды: ложка, чайник. | | |
8 | Различение предметов посуды: кружка, ложка, чайник. | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Различение помещений квартиры: комната (спальная, детская). | | |
10 | Различение помещений квартиры: комната (детская, гостиная). | | |
11 | Различение помещений квартиры: комната (спальная, гостиная). | | |
12 | Различение помещений квартиры: комната (спальная, детская, гостиная). | | |
13 | Различение помещений квартиры: прихожая, кухня. | | |
14 | Различение помещений квартиры: ванная комната, санузел. | | |
15 | Различение помещений квартиры: прихожая, санузел. | | |
16 | Различение помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел. | | |
| III четверть 11часов | | |
17 | Различение помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел. | | |
18 | Различение помещений квартиры: прихожая, кухня, ванная комната, санузел. | | |
19 | Различение предметов посуды: вилка, нож. | | |
20 | Различение предметов посуды: сковорода, половник. | | |
21 | Различение предметов посуды: сковорода, кастрюля. | | |
22 | Различение предметов посуды: вилка, нож, сковорода, половник. | | |
23 | Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется). | | |
24 | Узнавание свойств бумаги (мнется, намокает). | | |
25 | Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). | | |
| Предметы быта | | |
26 | Различение предметов мебели: стол, стул. | | |
27 | Различение предметов мебели: стул, диван. | | |
| IV четверть 7 часов | | |
28 | Различение предметов мебели: стул, диван. | | |
29 | Различение предметов мебели: стол, стул, диван. | | |
30 | Различение предметов мебели: шкаф, полка. | | |
31 | Различение предметов мебели: полка, кресло. | | |
32 | Различение предметов мебели: шкаф, полка, кресло. | | |
33 | Различение предметов мебели: кровать, табурет. | | |
34 | Различение предметов мебели: табурет, комод, кровать | | |
Человек
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Представления о себе. | | |
1 | Различение частей тела: голова (волосы, уши). | | |
2 | Различение частей тела: голова (шея, лицо). | | |
3 | Различение частей тела: голова (волосы, уши, шея, лицо). | | |
4 | Различение частей тела: туловище (спина, живот). | | |
5 | Различение частей тела: туловище (спина, живот). | | |
6 | Различение частей тела: туловище (спина, живот). | | |
7 | Различение частей тела: туловище (руки, ноги). | | |
8 | Различение частей тела: туловище (руки, ноги, голова). | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Различение частей лица человека (глаза, брови) | | |
10 | Различение частей лица человека (нос, лоб, рот) | | |
11 | Различение частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот) | | |
12 | Различение частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот) | | |
13 | Различение частей лица человека: рот (губы, язык). | | |
14 | Различение частей лица человека: рот (язык, зубы). | | |
15 | Различение частей лица человека: рот (губы, язык, зубы). | | |
16 | Различение частей лица человека: рот (губы, язык, зубы). | | |
| III четверть 10 часов | | |
| Семья | | |
17 | Различение членов семьи. | | |
18 | Различение членов семьи. | | |
19 | Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи | | |
20 | Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи | | |
| Обращение с одеждой и обувью | | |
21 | Различение предметов одежды: пальто, куртка. | | |
22 | Различение предметов одежды: шапка, шарф. | | |
23 | Различение предметов одежды: пальто, куртка, шапка, шарф. | | |
24 | Различение предметов одежды: свитер, кофта. | | |
25 | Различение предметов одежды: рубашка, футболка. | | |
26 | Различение предметов одежды: свитер, кофта, рубашка, футболка. | | |
| IV четверть 8 часов | | |
27 | Различение предметов обуви: сапоги, туфли. | | |
28 | Различение предметов обуви: сапоги, туфли. | | |
29 | Различение предметов обуви: сапоги, туфли. | | |
30 | Различение предметов одежды: майка, трусы. | | |
31 | Различение предметов одежды: джинсы, платье, шорты. | | |
32 | Различение предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | | |
33 | Различение предметов одежды: майка, трусы, джинсы, платье, шорты. | | |
34 | Закрепление пройденного | | |
Математические представления
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Представление о форме. | | |
1 | Узнавание геометрических тел: «шар». | | |
2 | Узнавание геометрических тел: «шар». | | |
| Количественные представления | | |
3 | Различение множеств («много», «мало», «пусто»). | | |
4 | Различение множеств («много», «мало», «пусто»). | | |
5 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). | | |
| Представление о форме. | | |
6 | Узнавание геометрических тел: «куб». | | |
7 | Узнавание геометрических тел: «куб». | | |
| Количественные представления | | |
8 | Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). | | |
| II четверть 8 часов | | |
| Представления о величине | | |
9 | Различение однородных предметов по величине. | | |
10 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. | | |
| Пространственные представления | | |
11 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: верх. вверху. | | |
12 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: низ. внизу. | | |
13 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед. | | |
14 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: спереди. | | |
15 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе: перед (спереди), зад (сзади). | | |
16 | Ориентация в расположении частей тела на себе: перед. спереди | | |
| III четверть 10 час | | |
17 | Ориентация в расположении частей тела на себе: зад. сзади. | | |
18 | Ориентация в расположении частей тела на себе: правая (левая) рука. | | |
19 | Ориентация в расположении частей тела на себе: правая (левая) нога. | | |
20 | Ориентация в расположении частей тела на себе: правая (левая) рука, нога. | | |
21 | Ориентация в расположении частей тела на себе: правая (левая) сторона тела. | | |
22 | Ориентация в расположении частей тела на другом человеке: верх. вверху. | | |
23 | Ориентация в расположении частей тела на другом человеке: низ. внизу. | | |
24 | Ориентация в расположении частей тела на другом человеке: перед. спереди. | | |
25 | Ориентация в расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) рука. | | |
26 | Ориентация в расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) нога. | | |
| IV четверть 8 часов | | |
27 | Ориентация в расположении частей тела на другом человеке: правая (левая) сторона тела. | | |
28 | Ориентация в расположении частей тела на изображении: верх. вверху. | | |
29 | Ориентация в расположении частей тела на изображении: низ. внизу. | | |
30 | Ориентация в расположении частей тела на изображении: спереди. сзади. | | |
31 | Ориентация в расположении частей тела на изображении: правая (левая) рука. | | |
32 | Ориентация в расположении частей тела на изображении: правая (левая) нога. | | |
33 | Ориентация в расположении частей тела на изображении: правая (левая) сторона тела. | | |
| Представления о величине | | |
34 | Различение разнородных по одному признаку предметов по величине. | | |
Изобразительная деятельность
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Аппликация. Сминание бумаги в комочек | | |
2 | Лепка. Разминание пластилина | | |
3 | Отрывание кусочков бумаги. Наклеивание кусочков бумаги. | | |
4 | Рисование по шаблону. «Дом» раскрашивание. | | |
5 | «Девочка» раскрашивание готового контура | | |
6 | Рисование по точкам геометрических фигур | | |
7 | «Яблочки на дереве». Аппликация. | | |
8 | «Расческа». Рисуем карандашом прямые горизонтальные и вертикальные линии. | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Мыльные пузыри. Рисуем круги по шаблону. | | |
10 | Рисование предметов прямоугольной, квадратной круглой и овальной формы. | | |
11 | Рисование по точкам. Грибы | | |
12 | Рисование пальчиками. Дождик | | |
13 | Дорисовывание предметов по точкам. Фрукты. | | |
14 | Дорисовывание предметов по точкам. Овощи. | | |
15 | Радуга-дуга. Рисование цветными карандашами. | | |
16 | Рисование пальчиками. Мухоморы | | |
| III четверть 11 часов | | |
17 | Штриховка геометрических фигур | | |
18 | Знакомство с пластичными материалами (пластилин, глина) | | |
19 | Разминание, отщипывание и отрезание кусочков пластилина | | |
20 | Катание колбаски и шариков из пластилина. Переплетение колбасок в жгутик | | |
21 | Лепка фруктов и ягод | | |
22 | Лепка овощей | | |
23 | Размазывание пластилином по картону. Солнышко. Бабочка | | |
24 | Рисование пальчиками. Цветы для мамы | | |
25 | Размазывание пластилина по картону. Стрекоза | | |
26 | Лепка «Гусеница» | | |
27 | «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру | | |
| IV четверть 7 часов | | |
28 | «Рыбка» лепим из пластилина | | |
29 | «Рыбки в воде» аппликация из цветной бумаги | | |
30 | Аппликация «Цветик-семицветик» | | |
31 | «Цветные дорожки для машин» рисование полосок широкими кистями. | | |
32 | «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами | | |
33 | «Помидор» лепим из пластилина | | |
34 | «Наша грядка» аппликация | | |
Сенсорное развитие
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Зрительное восприятие | | |
1 | Фиксация взгляда на лице человека. | | |
2 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | | |
3 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). | | |
4 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). | | |
5 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). | | |
6 | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | | |
7 | Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный). | | |
| Слуховое восприятие. | | |
8 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | | |
10 | Локализация неподвижного удаленного источника звука | | |
11 | Соотнесение звука с его источником. | | |
12 | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | | |
| Кинестетическое восприятие. | | |
13 | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | | |
14 | Реакция на соприкосновение с деревом, металлом), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый). | | |
15 | Реакция на соприкосновение с материалами (пластмасса), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый). | | |
16 | Реакция на соприкосновение с материалами (бумага), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый). | | |
| III четверть 11 часов | | |
17 | Реакция на соприкосновение с водой, различной по температуре (холодная, теплая). | | |
18 | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | | |
19 | Реакция на давление на поверхность тела. | | |
20 | Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. | | |
21 | Реакция на положение частей тела. | | |
22 | Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | | |
23 | Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | | |
24 | Различение материалов (дерево) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой). | | |
25 | Различение материалов (металл) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой). | | |
26 | Различение материалов (клейстер) по температуре (холодный, горячий), вязкости (жидкий, густой). | | |
27 | Различение материалов (крупа) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). | | |
| IV четверть 7 часов | | |
28 | Различение материалов (вода) по температуре (холодный, горячий). | | |
| Восприятие запаха. | | |
29 | Реакция на запахи. | | |
30 | Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе). | | |
| Восприятие вкуса. | | |
31 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | | |
32 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | | |
33 | Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). | | |
34 | Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | | |
Предметно-практические действия
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Действия с материалами. | | |
1 | Сминание салфетки, туалетная бумага двумя руками (одной рукой, пальцами). | | |
2 | Сминание бумажных полотенец, газеты двумя руками (одной рукой, пальцами). | | |
3 | Разрывание бумаги двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). | | |
4 | Разрывание вату двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). | | |
5 | Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | | |
6 | Разминание пластилина, глины двумя руками (одной рукой). | | |
7 | Пересыпание крупы, песка двумя руками, с использованием лопатки, стаканчика. | | |
8 | Пересыпание мелких предметов двумя руками, с использованием лопатки, стаканчика. | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика. | | |
10 | Переливание воды двумя руками с использованием ложки. | | |
11 | Наматывание шерстяных ниток. | | |
12 | Наматывание шнура. | | |
| Действия с предметами. | | |
13 | Захватывание, удержание, отпускание шарика, кубика. | | |
14 | Захватывание, удержание, отпускание мелких игрушек, шишек. | | |
15 | Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками). | | |
16 | Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с крупой). | | |
| III четверть 10 часов | | |
17 | Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик). | | |
18 | Толкание предмета от себя (входная дверь). | | |
19 | Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках). | | |
20 | Притягивание предмета к себе (ящик). | | |
21 | Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках). | | |
22 | Вращение предмета (детали конструктора с болтами и гайками). | | |
23 | Нажимание на предмет (юла, рычаг) всей кистью (пальцем). | | |
24 | Нажимание на предмет (кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). | | |
25 | Сжимание звучащих игрушек из разных материалов двумя руками (одной рукой, пальцами). | | |
26 | Сжимание прищепок, губок двумя руками (одной рукой, пальцами). | | |
| IV четверть 8 часов | | |
27 | Вынимание предметов из емкости. | | |
28 | Складывание предметов в емкость. | | |
29 | Вынимание и складывание предметов в емкость. | | |
30 | Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе). | | |
31 | Перекладывание предметов из одной емкости в другую. | | |
32 | Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). | | |
33 | Нанизывание шаров, колец на стержень (нить). | | |
34 | Нанизывание крупных и мелких бусин на стержень (нить). | | |
Альтернативная и дополнительная коммуникация
| I четверть 8 часов | Дата план. | Дата факт. |
| Коммуникация с использованием невербальных средств. | | |
1 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. | | |
2 | Выражение мимикой согласия (несогласия); приветствие (прощание) с использованием мимики. | | |
3 | Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью. | | |
4 | Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), обращение за помощью, ответы на вопросы. | | |
5 | Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | | |
6 | Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера). | | |
| Развитие речи средствами невербальной коммуникации. | | |
7 | Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). | | |
8 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, одежда, обувь, животные, овощи и т.д). | | |
| II четверть 8 часов | | |
9 | Понимание обобщающих понятий | | |
10 | Понимание слов, обозначающих действия предмета | | |
11 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). | | |
12 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). | | |
13 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). | | |
14 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). | | |
15 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). | | |
16 | Понимание простых предложений. | | |
| III четверть 10 часов | | |
17 | Понимание сложных предложений. | | |
18 | Понимание содержания текста. | | |
| Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | | |
19 | Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). | | |
20 | Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). | | |
21 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. | | |
22 | Использование графического изображения для обозначения действия предмета. | | |
23 | Использование графического изображения для обозначения действия предмета. | | |
24 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). | | |
25 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). | | |
26 | Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий. | | |
| IV четверть 8 часов | | |
27 | Использование графического изображения для обозначения обобщающих понятий. | | |
28 | Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). | | |
29 | Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). | | |
30 | Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). | | |
31 | Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). | | |
32 | Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). | | |
33 | Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). | | |
34 | Закрепление пройденного | | |
Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Дидактических материалов, необходимых для реализации СИПР.
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками,
наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Времена года». Матрешка, пирамидка. Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки. Музыкальные инструменты (маракас, бубен, колокольчик, барабан, палочки, дудочка), аудиозаписи. Компьютер, презентации, видеозаписи.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
индивидуализация обучения
игровые технологии
информационно-компьютерные технологии
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. Результаты заносятся в "Листы достижений". Итоговые результаты образования за оцениваемый период отражаются в итоговой характеристике за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
В течение учебного года учитель имеет право по результатам обучения вносить изменения в СИПР.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«узнает объект» (у),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Содержание и отслеживание результатов обучения.
Применяется метод наблюдения и метод экспертной оценки. При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на следующие критерии.
Показатели самостоятельности
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | нву |
- не узнает объект | н |
Я, __________________________________________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)