Министерство образования Красноярского края
КГБОУ «Дудинская школа-интернат»
Рассмотрено: на заседании ППк Протокол №____ от________2024г. | | Утверждено: И.о. директора ___________Т.М. Вострухова приказ № ___ от « » __________2024 г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Ученика 3 класса
Срок реализации - 1 год
Ответственный за реализацию программы:
Классный руководитель: Кираманова З.Б.
Согласовано: Родители:_________________
г. Дудинка
2024-2025 учебный год
Структура СИПР
Содержание | Стр. |
1.Общие сведения о ребенке | 3 |
2. Психолого-педагогическая характеристика | 3-4 |
3. Индивидуальный учебный план | 5 |
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 6 |
5. Содержание образования: | 7 |
5.1. Базовые учебные действия | 7-8 |
5.2. Содержание учебных предметов | 8-18 |
5.3. Нравственное развитие | 18-19 |
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 19 |
5.5 Внеурочная деятельность и коррекционные курсы | 20-22 |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 23 |
7. Программа сотрудничества с семьей | 23-24 |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 24 |
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 24-25 |
Приложение 1. Задания для выполнения во время каникул | |
Приложение 2. Игры для речевого развития | |
Приложение 3. Игры для развития мелкой моторики | |
1. Общие сведения о ребёнке
1.ФИО ребенка:
2.Возраст ребенка:
3.Место жительства: г. Дудинка
4.Мать (опекун):
5.Отец:
6.Год обучения: третий год обучения (3 класс)
7.Группа (особые потребности):
Способности к самообслуживанию: 2
Способность к передвижению: 1
Способности к ориентации:2
Способности к общению: 1
Способности к обучению:2
Способности к трудовой деятельности: -
Способности к контролю за своим поведением: 2
8.Заключение ПМПК: АООП образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант ФАООП УО 2)
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Мальчик воспитывается в полной семье. Моральные нормы в семье соблюдаются. Социально – бытовые условия удовлетворительные. Материальное положение семьи хорошее. Вопросами воспитания, обучения и развития ребенка в семье уделяют достаточное внимание.
Физическое развитие не соответствует возрасту. Физкультурная группа – 5. Статус - ребенок «инвалид».
Сформированность учебно-познавательной деятельности находится на низком уровне. Школьник хорошо знает представление о себе и своей семье. Учебный материал запоминает медленно, концентрация внимания низкая, работоспособность снижается к середине урока, часто отвлекается. На уроках рассеян, не способен сосредоточенно слушать. Постоянно нуждается в помощи учителя. Мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны слабо.
Словарный запас в пределах обихода, в речи присутствуют простые предложения, недостаточно полный объем знаний и представлений об окружающем мире. Ведущая рука – правая. Слабо развита мелкая моторика рук, точные тонкие движения мышц кисти и пальцев рук еще не совершенны. Навыки пространственной ориентировки сформированы не полно, затрудняется в установлении причинно - следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при овладении программным материалом, обнаруживает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки. У Данила замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Мальчик не принимает участие в ходе урока, занятия, может повторять ответы на вопросы своих одноклассников. Общий темп деятельности медленный.
Данил легко вступает в контакт с одноклассниками, взрослыми. Быстро подружился с ребятами. Правила поведения на уроках, перемене, в столовой соблюдает. Со стороны учителя осуществляется постоянный контроль и помощь при выполнении классных заданий, облегченные индивидуальные задания в процессе фронтальной работы с классом.
По характеру Данил добрый, общительный. Ребята проявляют к нему особое внимание, помогают одеваться, раздеваться, приготовить школьные принадлежности к урокам.
Санитарно – гигиенические и социально – бытовые навыки не сформированы, не следит за своим внешним видом.
Форма обучения –очная.
Приоритетным направлением на 2024-2025 учебный год, исходя из возможностей ребёнка, является коррекционно-развивающая работа:
предметно – практические действия;
сенсорное развитие;
двигательное развитие.
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
Предметно-практические действия.
Навыки самообслуживания.
Приоритетные учебные предметы:
Речь и альтернативная коммуникация.
Математические представления.
Окружающий природный мир.
Изобразительная деятельность
3. Индивидуальный учебный план
Предмет | Учитель класса | |
Учитель адаптивной физкультуры | Учитель музыки и движения | Педагог-психолог | Учитель - логопед | Учитель – дефект. | Социальный педагог |
Речь и альтернативная коммуникация | 3 | | | | | | |
Математические представления | 2 | | | | | | |
Окружающий природный мир | 4 | | | | | | |
Домоводство | 2 | | | | | | |
Человек | 2 | | | | | | |
Окружающий социальный мир | 3 | | | | | | |
Музыка и движение | 2 | | Среда: 10.00-10.40 Пятница: 10.50-11.30 | | | | |
Изобразительная деятельность | 3 | | | | | | |
Адаптивная физкультура | 2 | Вторник: 10.50-11.30 Четверг: 10.50-11.30 | | | | | |
Внеурочная деятельность и коррекционные курсы | 5 5 | Понедельник: 8.00-8.40 17.20-18.00 Вторник: 15.20-16.00 17.20-18.00 Среда: 15.20-16.00 17.20-18.00 Четверг: 15.20-16.00 17.20-18.00 Пятница: 11.40-12.20 17.20-18.00 | | | | | |
| | | | Понедельник10.00-10.30 Среда: 10.50-11.20 | Понедельник 14.00-14.30 Среда: 14.00-14.30 | Вторник: 11.40-12.00 Четверг: 11.40-12.00 | |
Итого_ часов____33 на 2024 – 2025 учебный год | |
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
День недели | 8:00 - 12:20 | 12:30-12:50 | 14:00-15:00 | 15:20-16:00 | 16:00-16:20 | 16:20-17:20 | 17:20-18.00 | 18:00 |
Понедельник | Учебный процесс (щадящий режим) Учитель – Кираманова З.Б. | Гигиенические процедуры Обед Присмотр: воспитатель- Волкова Э.Е. | Самоподготовка, занятия в ГПД Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. (щадящий режим) | Занятия по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД - Волкова Э.Е.. | Гигиенические процедуры Полдник Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. | Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД Волкова Э.Е. | Спортивно – оздоровительная деятельность «Час здоровья» | Отпуск домой |
Вторник | Учебный процесс (щадящий режим) Учитель – Кираманова З.Б. 10.50-11.30 адаптивная физкультура. | Гигиенические процедуры Обед Присмотр: воспитатель- Волкова Э.Е. | Самоподготовка, занятия в ГПД Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. (щадящий режим) | Художественно-эстетическая творческая деятельность «Радуга творчества» Сотникова А.В. | Гигиенические процедуры Полдник Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. | Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД Волкова Э.Е. | Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Кираманова З.Б. | Отпуск домой |
Среда | Учебный процесс (щадящий режим) Учитель: Кираманова З.Б. 10:00-10:40 Музыка учитель: Бальцер С.О. | Гигиенические процедуры Обед Присмотр: воспитатель- Волкова Э.Е. | Самоподготовка, занятия в ГПД Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. (щадящий режим) | Коррекционный курс Логопедические занятия «Говори правильно» Кираманова З.Б.. | Гигиенические процедуры Полдник Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. | Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД Волкова Э.Е. | Проектная деятельность «Мир, в котором я живу» Сотникова А.В. . | Отпуск домой |
Четверг | Учебный процесс (щадящий режим) Учитель: Кираманова З.Б. 10.00-10.40 – адаптивная физкультура. | Гигиенические процедуры Обед Присмотр: воспитатель- Волкова Э.Е. | Самоподготовка, занятия в ГПД Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. (щадящий режим) | Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Кираманова З.Б. | Гигиенические процедуры Полдник Присмотр воспитатель Волкова Э.Е | Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД Волкова Э.Е | «Учение с увлечением» Факультатив «Путешествие в сказку» Сотникова А.В | Отпуск домой |
Пятница | Учебный процесс (щадящий режим) Учитель: Кираманова З.Б. . | Гигиенические процедуры Обед Присмотр: воспитатель- Волкова Э.Е.. | Самоподготовка, занятия в ГПД Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. (щадящий режим) | Занятия по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД - Волкова Э.Е. | Гигиенические процедуры Полдник Присмотр воспитатель Волкова Э.Е. | Игры по интересам, мероприятия по плану. Присмотр: воспитатель ГПД Волкова Э.Е. | Коррекционный курс «Ритмика» Кираманова З.Б | Отпуск домой |
5. Содержание образования:
5.1. Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП НОО обучающихся. Вариант 2 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени.
Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
С заданными качественными параметрами.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные): использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения; готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками; выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми; Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: | | |
входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность; следовать предложенному плану и работать в общем темпе; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. | | |
Формирование учебного поведения | | |
- поддержание правильной позы во время занятия | | |
- направленность взгляда: | | |
| | |
| | |
- выполнение инструкций педагога: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- использование по назначению учебных материалов | | |
- выполнение действия | | |
| | |
| | |
| | |
- выполнение задания от начала до конца | | |
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | | |
Коррекция поведенческих проблем | | |
- коррекция эмоционально-волевой сферы | | |
- коррекция поведения | | |
5.2. Предметные области (учебные предметы)
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Язык и речевая практика»
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться в процессе социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры, буквы по шаблону и трафарету, контуру.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Математика»
Учебный предмет «Математические представления»
Цель: расширение у обучающихся жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Основные задачи уроков:
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий природный мир»
Цель обучения:
формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основные задачи программы:
формировать представления об объектах и явлениях неживой природы,
формировать временные представления,
формировать представления о растительном и животном мире.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»
Учебный предмет «Человек»
Цель: формирование представлений о себе как целостном «Я» и своём ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи
- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.);
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий социальный мир»
Цель:
- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).
Задачи
- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- развивать межличностные и групповые отношения;
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Искусство»
Учебный предмет «Изобразительная деятельность»
Цели: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Задачи
- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Искусство»
Учебный предмет «Музыка и движение»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся с ОВЗ. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей, обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Физическая культура»
Учебный предмет «Адаптивная физкультура»
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Задачи обучения:
коррекция нарушений физического развития;
формирование двигательных умений и навыков;
развитие двигательных способностей в процессе обучения;
укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
раскрытие возможных избирательных способностей и интересов обучающихся для освоения доступных видов спортивно- физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
воспитание нравственных, морально- волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2
Учебный предмет «Домоводство»
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
| Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация |
Развитие речи средством вербальной и невербальной коммуникации | | |
овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. -умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правилкоммуникации; | | |
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом | | |
развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. понимание имен: - называние своего имени | | |
-учащихся класса | | |
- педагогов класса | | |
правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного и двух звуков; называть слова по предметным картинкам | | |
- понимание названий действий | | |
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит.Он спит и др.) | | |
Чтение и письмо | | |
обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их; | | |
- рисовать прямые линии и несложные предметы | | |
Математические представления |
Знание основных цветов. Уметь различать предметы по цвету. | | |
Представления о величине | | |
- различение и группировка предметов по величине | | |
| | |
| | |
раскрашивание, штриховка, обводка по опорным точкам изображений различной величины.Узнавание и написание по обводке цифр 1 и 2 | | |
Представления о форме :круг | | |
| | |
| | |
раскрашивание, штриховка, обводка по опорным точкам геометрических фигур | | |
Количественные представления | | |
- нахождение одинаковых объектов: предметов, изображений | | |
- различение множестводин, много, пусто | | |
Пространственные представления | | |
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов | | |
- составление предмета (изображения): | | |
| | |
| | |
Окружающий природный мир |
Имеет представления об объектах живой, неживой природы | | |
Растительный мир-имеет представления о растительном мире частей растений ( лист, цветок) | | |
| |
- различение и называние отдельных фруктов: яблоко | | |
| | |
- различение и называние отдельных овощей: | | |
| | |
Животный мир | | |
- различение и называние диких животных | | |
| | |
| | |
- различение и называние домашних животных: | | |
Временные представления.узнавание (различение) частей суток: | | |
| | |
-узнавание (различение) времён года по характерным признакам: | | |
| | |
| | |
| | |
Человек |
Самообслуживание | | |
Прием пищи | | |
- еда ложкой | | |
Обращение с одеждой и обувью | | |
Раздевание | | |
- снятие отдельных предметов одежды: | | |
| | |
| | |
- расстегивание: | | |
| | |
| | |
Одевание | | |
- застегивание: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- надевание предмета одежды: | | |
| | |
| | |
| | |
Туалет | | |
- сообщение о желании сходить в туалет | | |
- пользование туалетной бумагой | | |
Гигиена тела | | |
Уход за волосами | | |
- расчесывание волос | | |
Представление о себе | | |
- различение частей тела: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- различение частей лица: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Окружающий социальный мир |
- Узнавание социальных объектов | | |
| | |
| | |
| | |
- Правила поведения в общественных местах | | |
Библиотека, кинотеатр, музей | | |
| | |
| | |
- Выполнение режима дня | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
-Узнавание школьных принадлежностей | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- Выполнение простейших поручений | | |
Неси книгу, (одежду, предмет …) | | |
| | |
| | |
| | |
Музыка и движение |
Движение под музыку | | |
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) | | |
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений | | |
- ведение хоровода | | |
Изобразительная деятельность |
Рисование | | |
Приемы работы с карандашом и кистью | | |
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Рисование основных элементов | | |
- рисование точек | | |
- соединение точек | | |
- рисование линий | | |
| | |
| | |
Предметное рисование | | |
- рисование контура предмета: | | |
| | |
| | |
Выполнение работы в контуре | | |
- закрашивание внутри контура | | |
Лепка | | |
Подготовка материала к работе | | |
- разминание материала | | |
Деление на части | | |
- отрывание куска материала от целого куска | | |
- откручивание куска материала от целого куска | | |
Придание формы | | |
- катание шарика | | |
- катание колбаски | | |
Видоизменение формы | | |
- сгибание колбаски в кольцо | | |
Аппликация | | |
Работа с бумагой | | |
- сминание бумаги | | |
- разрывание бумаги | | |
Работа с клеем | | |
- намазывание всей поверхности клеем | | |
Составление аппликации | | |
- сборка изображения объекта из нескольких деталей | | |
Адаптивная физическая культура |
Физическая подготовка | | |
Общеразвивающие упражнения | | |
- вдох и выдох через рот | | |
- вдох и выдох через нос | | |
- сжимание и разжимание кистей рук | | |
- одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | | |
- круговые движения кистью | | |
- движения руками в разных направлениях в положении «стоя» | | |
- круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам» | | |
- наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | | |
- наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук и в положении «руки на затылок», вверх, в стороны. | | |
- наклоны туловища вперед, назад, в стороны | | |
- полуприсед | | |
- поднимание на носках в положении «стоя» | | |
| | |
- прыжки на двух ногах: | | |
| | |
- броски мяча двумя руками: | | |
| | |
- ловля мяча двумя руками | | |
5.3.Нравственное развитие
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.
Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.
Содержание | Наблюдения | Наблюдения |
Доброжелательное отношение к окружающим; -умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; -доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
Умение выражать свои желания, делая выбор; -умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; -умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; -контроль своих эмоций и поведения. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание | Наблюдения | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
5.5. Внеурочная деятельность и коррекционные курсы.
Коммуникативная деятельность «Разговоры о важном»
Цель - развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Задачи:
- формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
- формирование интереса к познанию;
- формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважительногоотношения к правам и свободам других;
- создание мотивации для участия в социально – значимой деятельности;
- развитие у школьников общекультурной компетентности;
- развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
- осознание своего места в обществе;
- познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
Коррекционный курс «Ритмика»
Цель коррекционного курса «Ритмика»– развитие двигательной активности обучающихся в процессе восприятия музыки.
Задачи обучения:
развитие двигательных навыков и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки;
обогащение двигательного опыта обучающихся разнообразными видами движений;
расширение кругозора обучающихся через знакомство с музыкальной культурой (классической, народной, современной музыкой) и музыкальными инструментами;
создание условий для творческого самовыражения ребёнка, учитывая индивидуальные возможности;
формирование у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения;
коррекция высших психических функций, коррекция моторно-двигательной сферы
Задачи обучения:
совершенствование умения слушать музыку;
овладение музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах (ритмическая шагистика, ритмическая гимнастика, танец, пластика);
совершенствование двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства, пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
развитие координации движений, чувства ритма, темпа;
выполнение под музыку различных движений, в том числе и танцевальных, с речевым сопровождением и пением;
овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
развитие мышечной памяти, творческого воображения, мышления;
развитие эстетического вкус, эмоционального и физического благополучия обучающегося;
совершенствование навыков участия в коллективной творческой деятельности.
Коррекционный курс «Логопедические занятия «Говори правильно»
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Цель обучения–формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи обучения:
Формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
коррекция познавательной деятельности;
раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.
Название мероприятия | Сроки проведения | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | 1 сентября | Присутствие на торжественной линейке | |
«Осенний бал» | октябрь | Подготовка к празднику: участие в беседе о празднике, аппликации на тему «Осень» | |
Праздник «День матери» | ноябрь | Подготовка к празднику: участие в беседе о празднике, изготовление поздравительной открытки с помощью учителя, родителей | |
Праздник к Международному дню инвалидов | декабрь | Изготовление открытки: участие в беседе. | |
Праздник «Новый год» | декабрь | Подготовка к мероприятию: выбор новогоднего костюма с родителями, изготовление открыток с помощью учителя, родителей. Участие в украшении новогодней елки дома. Участие в новогоднем празднике в качестве зрителя. | |
Праздник «Хейро» | январь | Участие в мероприятии в качестве зрителя. Подготовка рисунка к празднику. | |
Конкурс «Смотр строя и песни» | февраль | Участие в школьном конкурсе. Подготовка рисунка к празднику 23 февраля. | |
«Масленичная неделя» | март | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника | |
Праздник, посвященный 8 марта | март | Подготовка к мероприятию: изготовление поздравительной открытки с помощью учителя, родителей. Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы. | |
День космонавтики | апрель | Изготовление поздравительной открытки. | |
Праздник «День победы» | май | Изготовление сувенира к празднику с помощью учителя, родителей. Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы. | |
Последний учебный день | май | Присутствие на торжественной линейке | |
Спортивные соревнования | сентябрь-май | Присутствие на мероприятии | |
Игра | сентябрь-май | Коммуникативные игры (пальчиковые игры, массаж), настольные дидактические игры, сенсорные игры, игры с мячом | |
Прогулки на улице | сентябрь-май | Прогулка в парк, подвижные игры. | |
Классные часы | сентябрь-май | Участие в классных делах детского коллектива | |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Специалисты | Ф.И.О. | Роспись |
Классный руководитель | Кираманова З.Б. | |
Учитель адаптивной физкультуры | Кираманова З.Б. | |
Учитель - логопед | Максименко Л.В. | |
Педагог - психолог | Бурмистрова Е.В. | |
Учитель - дефектолог | Арнаутова А.В. | |
Учитель музыки и движения | Бальцер С.О. | |
Родитель | | |
7. Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами; встреча со специалистами школы в КЦ | |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организации | | |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | | |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | посещение мамой Данила внеурочных классных и общешкольных мероприятий; привлечение родителей к подготовке, а также участие в мероприятиях класса и школы: «Осенний бал», «Новогодний утренник»; Масленичная неделя; «День Победы». подготовка и участие в классных чаепитиях, посвященных окончанию четвертей и учебного года. | |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
Набор пиктограмм;
конструктор «Лего», вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, шариковый бассейн, подвесные качели.
Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР:
«выполняет действие самостоятельно»;
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной;
«выполняет действие по образцу»;
«выполняет действие с частичной физической помощью»;
«выполняет действие со значительной физической помощью»;
«действие не выполняет»;
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
Условные обозначения
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | _ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
Приложение 1. Задания для выполнения во время каникул
Осенние каникулы (26.10 –04.11) | Зимние каникулы (29.12-08.01) | Весенние каникулы (22.03 – 30.03) | Летние каникулы (28.05- 31.08) |
- Культура общения. Речевой этикет (беседа). - Правила управления своими эмоциями (беседа, ролевые игры) - Просмотр познавательных мультфильмов «Фиксики». - Ежедневные прогулки на свежем воздухе по погоде в сопровождении со взрослым. -Соблюдение режима дня. | - Просмотр познавательных мультфильмов «Смешарики» (для мотивации к учебе и борьбы с ленью). - Ежедневные прогулки на свежем воздухе по погоде в сопровождении со взрослым. - Общие правила поведения: не разговаривать с посторонними, не играть в темных местах. - Посещение новогодних утренников: ТДНТ, краеведческий музей, ГЦНТ. -Соблюдение режима дня. | - Ролевая игра «Мы пришли домой» (повторение вежливых слов). - Дидактическая игра «Дай мне» (на примере игрушек), проговаривание с ребенком названия игрушек. - Просмотр познавательных и образовательных мультфильмов. - Ежедневные прогулки на свежем воздухе по погоде в сопровождении со взрослым. -Соблюдение режима дня. | - Правила поведения на дороге. - Правила поведения на природе. - Правила поведения на воде. - Рисование (альбом, краски (гуашь), кисточки, стаканчик, карандаш, ластик). - Лепка из пластилина. - Поделки из картона и цветной бумаги. - Пальчиковая гимнастика. - Просмотр познавательных и образовательных мультфильмов. - Прогулки на свежем воздухе и подвижные игры под присмотром. - Соблюдение режима дня. |
Сайт «Особое детство» http://www.osoboedetstvo.ru
Портал «Солнышко» - развивающие игры, раскраски, поделки, конкурсы. http://www.solnet.ee/
«Наши детки» www.ourkids.ru
https://logiclike.com/ru/start?course=child&utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=LL-web-rus-cpa-main-18.09.2024&utm_term=---autotargeting&campaignid=114378513&channel=search&yclid=568280485661245439