СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная специальная индивидуальная программа развития разработана для обучающегося надомного обучения 7 класса 2 вариант

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития»



Содержание СИПР


1. Общие сведения о ребёнке …………………………………………………….

2

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года………………………………………………………………………


2

3. Индивидуальный учебный план………………………………………………

2

4. Содержание образования в условиях организации и семьи…………………

3

4.1. Формирование базовых учебных действий………………………………..

3

4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов……………….

5

4.3. Нравственное воспитание…………………………………………………….

21

4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………………..

4.5. Внеурочная деятельность…………………………………………………….

5. Условия в реализации потребности в уходе и присмотре…………………..


21

22

23

6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося……………………………………………

23


23

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов, необходимых для реализации СИПР……………………………………………..


24

9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга……………..

25

10. Литература……………………………………………………………………..

25
















1. Общие сведения о ребёнке


ID программы: 6729b3e1ca075a76ea0a16b2

ФИО ребенка: Николаев Илья Сергеевич

Возраст ребенка: 15 лет

Место жительства: РБ г. Белебей, ул. Красная, д.123/4, кв.27

Мать: Халиуллина Евгения Анатольевна

Отец:

Год обучения: 8 год

Группа (особые потребности): 2 группа

Класс: 7 класс

Ступень: 2

Заключение ПМПК: АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)


2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

на начало учебного года.

Год обучения в данном ОУ: 8 год

Семья из 4-х человек проживает в однокомнатной квартире. Бытовые условия удовлетворительные. Воспитанием ребёнка занимается мама и отчим. Родители заинтересованы в обучении и воспитании сына.

Мелкая моторика не развита. 

Может брать предмет и удерживать его в руке. Однако исследовать предмет не может. Перекладывает предметы из рук в руку

Иногда наблюдаются вспышки агрессии, ребенок кричит, вскакивает с места, машет руками.

Илья видит хорощо как вдаль, так и вблизи. Узнает знакомые предметы.

Понимает обращенную речь. Реагирует на знакомый голос и звук.

Берет предметы в руку, ощупывает с помощь. пальцми.

В контакт со взрослыми вступает

Со сверстниками плохо идет на контакт.

Навыки самообслуживания развиты частично.

Бытовые навыки не сформированы.

Трудовыми навыками не владеет.

Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого.


3. Индивидуальный учебный план.



Предметные области


Учебные

предметы

Количество часов в неделю

По

учебному плану

Самостоятельная работа

К финансированию

Всего ИУП

I. Обязательная часть


1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

3

2

1

3

2. Математика

2.1.Математические представления

2

1

1

2

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный мир

2

1,5

0,5

2

3.2 Человек

1

0,5

0,5

1

3.3 Домоводство

5

2

2,5

5

3.4. Окружающий социальный мир

2

1,5

0,5

2

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

2

1,5

0,5

2

4.2 Изобразительная деятельность

3

2

1

3

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

1,5

0,5

2

6. Технология

Труд (технология)

2

1

1


2

Обязательная нагрузка

24

15

9

22

Общий объем учебного плана (при 5-дневной учебной неделе)

24

15

9

22

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1. Язык и речевая практика

1.1 Башкирския язык как госудасртвенный язык Республики Башкортсотан

1

1

-

1

2. Окружающий мир

2.1 Человек

1

1

-

1

3. Технология

3.1 Труд (технология): растениеводство

2

1

1

2

4. Физическая культура

4.1 Адаптивная физкультура

1

1

-

1

5. Искусство

5.1 Музыка и движение

1

1

-

1

Всего:

6

5

1

6

Внеурочная деятельность, в том числе

10

9

-

10

Коррекционные курсы:

4

4

-

4

1. Сенсорное развитие

1

1

-

1

2. Предметно-практические действия

1

1

-

1

3. Двигательное развитие

1

1

-

1

4. Альтернативная коммуникация

1

1

-

1

Внеурочная деятельность (по направлениям):

6


6

-

6

-информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»;

1

1

-

1

- спортивно-оздоровительная деятельность;

1

1

-

1

- проектная деятельность;

1

1

-

1

- коммуникативная деятельность;

1

1


1

- художественно-эстетическая деятельность;

1

1

-

1

- реабилитационная (абилитационная) деятельность (профессиональный минимум).

1

1

-

1

Всего:

40

30

10

40


4. Содержание образования в условиях организации и семьи.

4.1. Формирование базовых учебных действий

Содержание

I полугодие

II полугодие

Программа формирования базовых учебных действий

Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.



4.1.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

4.1.1.6. Планирование учебного дня

4.1.1.7. Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)



Формирование учебного поведения



4.1.2.1. Поддержание правильной позы

4.1.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание

4.1.2.5. Принятие помощи взрослого

4.1.2.8. Выполнение действий с предметами (по подражанию)

4.1.2.9. Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)

4.1.2.10. Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

4.1.2.11. Соотнесение одинаковых изображений (по образцу)

4.1.2.12. Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)

4.1.2.14. Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)



Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками



4.1.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца)



Коррекция проблемного поведения



Вид (виды) проблемного поведения:

  • стереотипии (двигательные, сенсорно-двигательные)

  • неадекватный крик

  • агрессия

Причина проблемного поведения:

  • избегание неприятного (нарушение привычного стереотипа; непонимание происходящего; общение в форме, некомфортной для ребёнка; занятия, непривлекательные для него; сверхсильные сенсорные стимулы; внутренний дискомфорт)




Способы коррекции стереотипий (двигательных, сенсорно-двигательных):

  • поощрение при отсутствии проблемного поведения

  • предотвращение утомления и психологического дискомфорта

Способы коррекции неадекватного крика:

  • отсутствие подкрепления нежелательного поведения

  • поощрение при отсутствии проблемного поведения

Способы коррекции физического сопротивления:

  • предотвращение ситуаций, приводящих к физическому сопротивлению

Способы коррекции агрессии:

  • предотвращение ситуаций, ведущих к появлению агрессии

Примечание. Если применяемые педагогические способы коррекции проблемного поведения не меняют поведение ребенка, рекомендуем родителям обратиться за консультацией к врачу-психиатру.






4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.

Содержание

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация

1.1. Коммуникация




1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств.




1.1.1.4. Использование слога как средства коммуникации




1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним)




1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации




1.2.1. Импрессивная речь




1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя




1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов




1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)




1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)




1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)




1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)




1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)




1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)




1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)




1.2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)




1.2.1.11. Понимание простых предложений




1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации




1.2.3.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя




1.2.3.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)




1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)




1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)




1.2.3.5. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)




1.2.3.6. Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)




1.2.3.7. Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)




1.2.3.8. Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)




1.2.3.9. Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)




1.2.3.10. Составление простых предложений с использованием графических изображений




2. Математические представления

2.1. Количественные представления




2.1.1. Нахождение одинаковых предметов




2.1.2. Разъединение множества




2.1.3. Объединение предметов в единое множество




2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»




2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом)




2.1.6. Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание




2.1.7. Пересчет предметов по единице




2.2. Представления о форме




2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок»




2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами




2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок




2.2.4. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой




2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)




2.2.6. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей




2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек




2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)




2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по шаблону (трафарету, контурной линии)




2.2.11. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг




2.3. Пространственные представления




2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела)




2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре




2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево




2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол




2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей




2.4. Временные представления




2.4.1. Узнавание (различение) частей суток




2.4.2. Знание порядка следования частей суток




2.4.3. Узнавание (различение) дней недели




2.4.5. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра




2.4.7. Различение времен года




2.5. Представления о величине




2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине




2.5.3. Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов




2.5.8. Сравнение предметов по ширине




2.5.9. Различение предметов по высоте




3. Окружающий природный мир

3.1. Временные представления




3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)




3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь)




3.1.5. Узнавание (различение) дней недели




3.1.16. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года




3.1.17. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года




3.1.18. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года




3.2. Животный мир




3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши)




3.2.2. Знание основных признаков животного




3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные»




3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека




3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)




3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)




3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные»




3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)




3.2.25. Знание строения птицы




3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк)




3.2.30. Знание питания птиц




3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы»




3.2.32. Знание значения домашних птиц в жизни человека




3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)




3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)




3.2.35. Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)




3.2.36. Знание питания птиц




3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни




3.2.44. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука)




3.3. Объекты природы




3.3.1. Узнавание Солнца




3.3.2. Знание значения солнца в жизни человека и в природе




3.3.18. Узнавание леса




3.3.40. Узнавание огня




3.3.41. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное)




3.3.42. Знание значения огня в жизни человека




3.3.43. Соблюдение правил обращения с огнем




3.4. Растительный мир




3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава)




3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)




3.4.3. Знание значения частей растения




3.4.4. Знание значения растений в природе и жизни человека




3.4.5. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан)




3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья)




3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху)




3.4.15. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта




3.4.16. Знание значения фруктов в жизни человека




3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху)




3.4.19. Различение съедобных и несъедобных частей овоща




3.4.20. Знание значения овощей в жизни человека




3.4.23. Различение лесных и садовых ягод




3.4.24. Знание значения ягод в жизни человека




3.4.25. Знание способов переработки ягод




3.4.26. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду




3.4.27. Знание строения гриба (ножка, шляпка)




3.4.28. Различение съедобных и несъедобных грибов




3.4.32. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш)




3.4.33. Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок)




4. Человек

4.1. Представления о себе




4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду




4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)




4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)




4.1.4. Знание назначения частей тела




4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)




4.1.6. Знание назначения частей лица




4.1.7. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа)




4.2. Семья




4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи




4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых




4.3. Гигиена тела




4.3.4. Вытирание рук полотенцем




4.3.5. Сушка рук с помощью автоматической сушилки




4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)




4.3.7. Нанесение крема на руки




4.3.12. Вытирание лица




4.3.13. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)




4.3.17. Чистка зубов




4.3.18. Полоскание полости рта




4.3.19. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта




4.3.20. Расчесывание волос




4.3.21. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос (намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос)




4.3.25. Вытирание ног




4.3.26. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног (намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног)




4.4. Обращение с одеждой и обувью




4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))




4.4.2. Знание назначения предметов одежды




4.4.3. Узнавание (различение) деталей предметов одежды (пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты))




4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)




4.4.7. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная)




4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок)




4.4.15. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная)




4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка)




4.6. Туалет




4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет




5. Домоводство

5.1. Обращение с кухонным инвентарем




5.1.1. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)




5.1.2. Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг, половник, лопаточка, пресс для чеснока, открывалка, скалка и др.)




5.1.4. Очищение остатков пищи с посуды




5.1.5. Знание (различение) моющих средств, специальных чистящих приспособлений для мытья посуды




5.1.6. Выбор моющих средств




5.1.7. Замачивание посуды




5.1.8. Протирание посуды губкой




5.1.9. Чистка посуды




5.1.10. Ополаскивание посуды




5.1.12. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка




5.1.13. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.)




5.1.14. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором




5.2. Покупки




5.2.1. Планирование покупок




5.2.2. Выбор места совершения покупок




5.2.3. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы, туалета и др.




5.2.4. Нахождение нужного товара в магазине




5.2.5. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом




5.3. Приготовление пиши




5.3.1. Продукты питания




5.3.1.1. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)




5.3.1.2. Узнавание напитка по упаковке




5.3.1.3. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое)




5.3.1.4. Узнавание упаковок с молочным продуктом




5.3.1.5. Знание (соблюдение) правил хранения молочных продуктов




5.3.1.6. Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш)




5.3.1.12. Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки)




5.3.2. Приготовление блюда




5.3.2.1. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи




5.3.2.2. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда




5.3.2.3. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда




5.3.2.4. Мытье продуктов




5.3.2.15. Соблюдение последовательности действий при варке яйца: выбор продуктов (яйца), выбор кухонного инвентаря (кастрюля, шумовка, тарелка), мытьё яиц, закладывание яиц в кастрюлю, наливание воды в кастрюлю




5.3.2.16. Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба




5.4. Уход за вещами




5.4.1. Стирка белья




5.4.1.1. Подготовка вещей к стирке




5.4.1.1.1. Сортировка белья по цвету (белое и цветное белье), по составу ткани (хлопчатобумажная и шерстяная ткань), по назначению (постельное, кухонное белье, одежда), по предметам одежды (майки, брюки, рубашки, носки)




5.4.1.1.2. Определение необходимости стирки




5.4.1.2. Ручная стирка




5.4.1.2.1. Наполнение емкости водой




5.4.1.2.2. Знание (различение) моющих средств




5.4.1.2.3. Выбор моющего средства




5.4.1.2.4. Отмеривание необходимого количества моющего средства




5.4.1.2.5. Замачивание белья




5.4.1.2.6. Застирывание белья




5.4.1.2.7. Полоскание белья




5.4.1.2.8. Выжимание белья




5.4.1.2.9. Вывешивание белья на просушку




5.4.1.2.10. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке




5.4.1.3. Машинная стирка




5.4.1.3.1. Узнавание (различение) составных частей стиральной машины




5.4.1.3.2. Закладывание белья в машину




5.4.1.3.4. Установка программы (температурного режима)




5.4.1.3.6. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке




5.4.2. Глажение утюгом




5.4.2.1. Узнавание (различение) составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора)




5.4.2.2. Соблюдение последовательности действий при глажении белья




5.4.3. Уход за одеждой




5.4.3.1. Складывание вещей: постельного (кухонного) белья, предметов одежды




5.4.3.2. Вывешивание одежды на «плечики»




5.4.3.3. Чистка одежды




5.4.3.4. Складывание зимних (летних) вещей на хранение




5.4.4. Уход за обувью




5.4.4.1. Определение необходимости чистки (мытья) обуви




5.4.4.2. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви




5.4.4.3. Знание (различение) средств для чистки обуви




5.5. Уборка помещения и территории




5.5.1. Уборка помещения




5.5.1.1. Уборка мебели




5.5.1.1.1. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора




5.5.1.1.2. Вытирание поверхности мебели




5.5.1.1.4. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели




5.5.1.2. Уборка пола




5.5.1.2.1. Сметание мусора в определенное место




5.5.1.2.2. Заметание мусора на совок




5.5.1.2.3. Соблюдение последовательности действий при подметании пола




5.5.2. Уборка территории




5.5.2.1. Уборка бытового мусора




5.5.2.2. Подметание территории




5.5.2.3. Сгребание травы и листьев




6. Окружающий социальный мир

6.1. Школа




6.1.1. Узнавание (различение) помещений школы




6.1.2. Знание назначения помещений школы




6.1.12. Узнавание (различение) школьных принадлежностей




6.1.13. Знание назначения школьных принадлежностей




6.2. Предметы и материалы, изготовленные человеком




6.2.1. Знание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает)




6.2.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.));узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.)




6.2.4. Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит)




6.2.5. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.)




6.2.7. Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость)




6.2.8. Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.)




6.3. Предметы быта




6.3.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер




6.3.2. Знание назначения электроприборов




6.3.3. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором




6.3.4. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод




6.3.5. Знание назначения предметов мебели




6.3.6. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.)




6.3.7. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож




6.3.8. Знание назначение предметов посуды




6.3.9. Узнавание (различение) кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка




6.3.10. Знание назначения кухонного инвентаря




6.4. Квартира, дом, двор




6.4.1. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол)




6.4.2. Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом




6.4.7. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон)




6.4.9. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры)




6.4.11. Написание своего домашнего адреса




6.4.13. Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе




6.5. Город




6.5.3. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка)




6.5.4. Знание особенностей деятельности людей разных профессий




6.5.5. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах




6.5.8. Знание (соблюдение) правил перехода улицы




6.5.9. Знание (соблюдение) правил поведения на улице




6.6. Транспорт




6.6.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый)




6.6.2. Знание назначения наземного транспорта




6.6.4. Узнавание (различение) воздушного транспорта




6.6.5. Знание назначения воздушного транспорта




6.6.7. Узнавание (различение) водного транспорта




6.6.8. Знание назначения водного транспорта




6.6.15. Узнавание (различение) общественного транспорта




6.6.16. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте




6.7. Страна




6.7.1. Знание названия государства, в котором мы живем




6.7.2. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн)




6.7.5. Знание названия столицы России




7. Музыка и движение

7.1. Слушание




7.1.4. Узнавание знакомой песни




7.1.5. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах




7.1.6. Узнавание (различение) колыбельной песни (марша)




7.1.7. Узнавание (различение) веселой (грустной) музыки




7.2. Пение




7.2.1. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни




7.3. Движение под музыку




7.3.1. Выполнение движений разными частями тела под музыку (топанье, хлопанье в ладоши, «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.)




7.3.3. Движение под музыку разного характера: ходьба, бег, прыгание, кружение, приседание, покачивание с ноги на ногу




7.3.5. Ритмичная ходьба под маршевую музыку




7.3.7. Выполнение под музыку действий с предметами




7.3.9. Передача простейших движений знакомых животных




7.5. Коррекционный раздел




7.5.3. Реакция на высокие и низкие звуки




7.5.4. Реакция на тихие и громкие речевые звуки




7.5.8. Реакция на звучание колыбельной песни




7.5.9. Реакция на звучание спокойной музыки




7.5.10. Реакция на звучание маршевой музыки




7.5.12. Реакция на звучание веселой музыки




7.5.14. Реакция на знакомую песню




8. Изобразительная деятельность

8.1. Аппликация




8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.




8.1.3. Сминание бумаги




8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)




8.1.6. Скручивание листа бумаги




8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем




8.1.10. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги




8.1.11. Вырезание по контуру




8.1.12. Сборка изображения объекта из нескольких деталей




8.2. Лепка




8.2.3. Разминание пластилина (теста, глины)




8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой




8.2.5. Отрывание кусочка материала от целого куска




8.2.6. Откручивание кусочка материала от целого куска




8.2.7. Отщипывание кусочка материала от целого куска




8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)




8.2.10. Катание колбаски на доске (в руках)




8.2.11. Катание шарика на доске (в руках)




8.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой




8.2.14. Сгибание колбаски в кольцо




8.2.15. Закручивание колбаски в жгутик




8.2.16. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок




8.3. Рисование




8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками




8.3.6. Выбор цвета для рисования




8.3.7. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов




8.3.8. Рисование точек




8.3.9. Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий




8.3.10. Соединение точек




8.3.11. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)




8.3.12. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура)




8.3.13. Заполнение контура точками




8.3.14. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка




9. Адаптивная физкультура

9.1. Физическая подготовка




9.1.1. Построения и перестроения




9.1.1.1. Принятие исходного положения для построения и перестроения (основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»))




9.1.1.2. Построение в колонну по одному, в одну шеренгу




9.1.1.4. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед; повороты на месте направо, налево




9.1.1.5. Ходьба в колонне по одному, по двое




9.1.1.6. Бег в колонне




9.1.2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения




9.1.2.1. Произвольный вдох (выдох) через рот (нос)




9.1.2.2. Произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос)




9.1.2.5. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке




9.1.2.6. Круговые движения кистью




9.1.2.7. Сгибание фаланг пальцев




9.1.2.9. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»




9.1.2.11. Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения




9.1.2.13. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад)




9.1.2.14. Повороты туловища вправо (влево)




9.1.2.15. Круговые движения прямыми руками вперед (назад)




9.1.2.19. Ходьба с подниманием прямых ног




9.1.2.21. Приседание




9.1.2.22. Ползание на четвереньках




9.1.2.25. Ходьба по доске, лежащей на полу




9.1.2.26. Ходьба по гимнастической скамейке




9.1.2.32. Ходьба ровным шагом, на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе




9.1.2.33. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе




9.1.2.35. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе




9.1.3. Прыжки




9.1.3.1. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево)




9.1.3.2. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)




9.1.4. Ползание, подлезание, лазание, перелезание




9.1.4.2. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках




9.1.4.3. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), по гимнастической сетке вправо (влево), по канату




9.1.5. Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза




9.1.5.1. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне)




9.1.5.2. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками (одной рукой) вверх (о пол, о стену)




9.1.5.3. Ловля среднего (маленького) мяча двумя руками




9.1.5.4. Броски мяча на дальность




9.1.5.5. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге)




9.1.5.6. Метание в цель




9.1.5.7. Перенос груза




9.2. Коррекционные подвижные игры




9.2.2. Подвижные игры




9.2.2.1. Подвижные игры на развитие координационных способностей




9.2.2.1.1. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз»




9.2.2.1.2. Соблюдение правил игры «Болото»




9.2.2.2. Подвижные игры на развитие скоростных способностей




9.2.2.2.2. Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки»




9.5. Плавание




9.5.14. Соблюдение правил поведения и безопасности в бассейне




10. Профильный труд

10.4. Растениеводство




10.4.1. Выращивание комнатных растений




10.4.1.1. Определение необходимости полива растения




10.4.1.2. Определение количества воды для полива




10.4.1.3. Полив растения




10.4.1.4. Рыхление почвы




10.4.1.5. Пересадка растения




10.4.1.6. Мытье растения




10.4.1.7. Опрыскивание растений




10.4.1.8. Удаление сухих листьев с растений




10.4.1.9. Мытье горшков и поддонов




10.6. Шитье




10.6.1. Ручное шитье




10.6.1.1. Различение инструментов и материалов для ручного шитья




10.6.1.2. Подготовка рабочего места




10.6.1.3. Отрезание нити определенной длины




10.6.1.4. Вдевание нити в иголку




10.6.1.5. Завязывание узелка




10.6.1.6. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке)




10.6.1.7. Выполнение шва «вперед иголкой»




10.6.1.8. Закрепление нити на ткани





4.3. Нравственное развитие.

  • Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим (членам семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.)

  • Заботиться о близком человеке, товарище, о младших и старших, помогать им

  • Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами

  • Делиться игрушками, сладостями и др.

  • Отрицательно относиться к грубости, жадности

  • Радоваться своим успехам и успехам других

  • Договариваться, уступать

  • Спокойно вести себя в помещении и на улице

  • Быть вежливым: здороваться, прощаться, благодарить за помощь

  • Бережно относиться к вещам, использовать их по назначению, класть на место


4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

  • Выбрасывать мусор в урну или контейнер для мусора

  • Не включать без разрешения газ, электроприборы, бытовую технику

  • Не расходовать воду понапрасну, своевременно закрывай кран с водой

  • Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди

  • Не подбирать чужие вещи, которые лежат на тротуаре, в траве, на скамейке

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

  • Соблюдать режим дня

  • Гулять на свежем воздухе в любое время года

  • Играть в спортивные и подвижные игры со сверстниками в школе и на улице

  • Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.

  • Мыть фрукты и овощи перед употреблением

  • Участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

  • Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку

  • Убирать за собой мусор на улице, в лесу, в парке и т.п., выбрасывать его в контейнер или уносить с собой

  • Не трогать и не обижать птиц и животных, живущих в городе, в лесу и в водоемах, не разорять их гнезд

  • Не ловить ради забавы жуков, бабочек, муравьев, лягушек и др.

  • Охранять растения, не рвать цветы на клумбах и газонах

  • Не топтать ядовитые грибы в лесу

  • Не ломать деревья, не повреждать их

Знание правил здорового питания.

  • Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)

  • Тщательно пережевывать пищу

  • Не спешить во время еды

  • Не есть на ходу, перед телевизором

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

  • Следить за чистотой рук и тела; чистотой одежды

  • Соблюдать двигательный режим

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

  • Спокойно заходить в кабинет врача

  • Позволять врачу осматривать себя: открывать рот, поднимать рубашку и т.п.

  • Позволять врачу измерять твой рост, вес, слушать фонендоскопом, делать ЭЭГ, ЭКГ, флюорографию

  • Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно

Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

  • Сообщать взрослому о том, что кому-то нужна помощь

  • Обращаться за помощью к окружающим

  • Не бросать палки и камни в людей, птиц и животных

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, поезде, самолете)

4.5. Внеурочная деятельность.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка

Участие ребенка в мероприятии

"1" сентября - День знаний"

Присутствие на торжественной линейке, классном часе

По факту

"День отца"

Изготовление поделки

По факту

"День матери"

Выполнением поделки

По факту

"Новый год"

Участие в новогоднем празднике"

По факту

23 февраля

Выполнение поделки

По факту

8 Марта

Выполнение поделки

По факту

Спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества

Присутствие на мероприятии

По факту

Торжественная линейка по окончанию учебного года

Присутствие на мероприятии

По факту


5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Дни

недели

Время

Уход, присмотр

Место проведения

Ответственный

Пн.

08.30-11.40

Присмотр

Дома - родители, учитель

ул. Красная, 123/4 - 27

Учитель: Павликова И.Б.

Вт.

08.30-10.00

Присмотр

Дома – родители, учитель

ул. Красная, 123/4 - 27

Учитель: Павликова И.Б.

Ср.

08.30-11.40

Присмотр

Дома – родители, учитель

ул. Красная, 123/4 - 27

Учитель: Павликова И.Б.


6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

ФИО

Должность

Павликова И.Б.

Учитель надомного обучения

Саяхова Т.Н.

Педагог-психолог

Климачева Г.И.

Учитель-логопед

Гаделова А.Ф.

Учитель-дефектолог


7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР

участие родителей в разработке и реализации СИПР

посещение родителями уроков/занятий в организации

домашнее визитирование

ведение дневника наблюдений (краткие записи)

информирование электронными средствами

личные встречи, беседы

ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка

просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома


Организация участия родителей в деятельности образовательной организации

участие родителей в планировании, разработке и реализации мероприятий

участие родителей в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией

участие родителей во взаимодействии с другими организациями

участие родителей в решении хозяйственных вопросов образовательной организации



8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр. Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д. Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, пуговицы, шары, бусины), звучащие предметы для встяхивания, предметы для сжимания (мячи разной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, мозаика, шарики разной величины), прищепка, резиновая игрушка, емкости для предметов, конструктор, коробочка с крышкой, банка с крышкой, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопаками, ремнями. Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал, мягкая и плотная бумага. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», « «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Деревья», «Человек и его тело», «Древесина», «Огонь», «Воздух», «Мальчик и девочка», «Садовые цветочно-декоративные растения», «Комнатные растения», «Средства гигиены», «Календарь», «Дом и двор», «Город», «Музыкальные инструменты», муляжи, игровые наборы. Наборы геометрических фигур; счетн6ый материал. наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы палочек; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке; наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков; детские музыкальные инструменты. Картон, клей, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки. Гимнастические мячи большого и среднего диаметра, теннисные мячи. Компьютер, проектор, видеоматериалы, презентации, видеозаписи.


9. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.

Условные обозначения



Уровни освоения (выполнения) действий / операций


1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).


+;-

_

2. Активное участие. Действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

пи

- по подражанию или по образцу

по

- самостоятельно с ошибками

со

- самостоятельно (без ошибок)

с


Реакция на воздействия

-негативная реакция

нг

-нейтральная реакция

нр

-положительная реакция

пр


Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

н

3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

кп

- самостоятельное использование

с



10. Список литература


1.Аксенова А.К., Антропов А.П., Бгажонкова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. - 297с.

2.Аксенова А. К., Якубовская Э. Б. Дидактические игры па уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы. М. 1987

3.Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Москва, Просвещение, 2001.

4.Воронова В. В, Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспоогательной школы. М., 198».

5.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Пол ред. В. Е. Воронковой. М., 1994.

6.Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.

7.Маллер А. Р. Развитие диалогической речи глубоко умственно отсталых детей: Методическое письмо. М., 1985.

8.Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание, трудоподготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта М., 1988.

9.Ильина С.Ю. «Чтение 4 класс» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2018,

10.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Авторы программ: A.А. Айдарбекова, В. М. БеловВ. В. Воронкова, О. П. Гаврилушкина, И. А. Грошеяков, И. В. Евтушенко,B.С. Кувшинов, С. Л. Мирский, В. М. Мозговой,Н. Н. Павлова, М. Н. Перова, Н. Д. Соколова, В. В. Эк. Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.

11.Программыспециальных(коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида. Подготовительный, 1 - 4классы: М., «Просвещение», 2004.

12.Программа: Воронкова В.В., Программы специальных(коррекционных) образовательных учрежденийVIIIвида. Подготовительный, 1 – 4классы, Москва, Просвещение, 2006.

13.Программы общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М., 1986.

14.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983.

15.Программы специальных общеобразовательных школ для УО детей (вспомогательная школа). – М.: Просвещение, 1990. - 320с.

16.Узорова О.В. «Технология»: программа, методические рекомендации, поурочные разработки. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 414, [2]с. – (Планета знаний).

17..Учебник: Е. Д. Худенко, С. Н. Кремнева. «Развитие речи». Учебник для специальных (коррекционных) школVIIIвида., Москва, «Аркти», 2003.

18.Хилько А.А. Математика, учебник для 1-го класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – Москва, Просвещение, 1999.

19.Шипицына Л. М. Коррекция и развитие.

20.Цикото Г.В. Об интеллектуальном развитии детей - инвалидов У/Дефектология. 1979. № 1. С. 14 — 19.




Учитель: _________________________ /Павликова И.Б./


Родитель: _________________________ /Халиуллина Е.А../



26