СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся с тяжелой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная прграмма развития предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе "Адаптивной образовательной программе для детей с ОВЗ". Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития обучающейся с тяжелой умственной отсталостью»









Специальная

индивидуальная программа

развития.

обучающейся 3 класса

ХХХХХХХХХХХХ

на 2019 – 2020 учебный год.





























Структура СИПР



  1. Общие сведения о ребенке.



  1. Психолого-педагогическая характеристика.

  2. Индивидуальный учебный план.

  3. Расписание индивидуальных занятий.

  4. Содержание образования

    1. Базовые учебные действия.

    2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

    3. Нравственное воспитание.

  5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

  6. Программа сотрудничества с семьей.

  7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

  8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения



  1. Индивидуальные сведения о ребенке

Ф.И.О. ребенка:

Возраст ребенка: 12 лет

Место жительства:

Мать :

Отец :

  1. Диагноз ПМПК : F 72.18, СНР тяжелой степени.

  2. Психолого – педагогическая характеристика.

Валя до школы не посещала детский сад. Девочка проживает с мамой и папой .

У Вали отмечаются трудности в общей координации движений, которые характеризуются недостаточной произвольностью. Также отмечается несформированность статических движений (сидение за столом, длительное стояние, удержание позы при выполнении упражнений). Плохо удерживает равновесие, неловка при ходьбе. Движения плохо координированы. Способна удерживать только крупные предметы ( мяч, большие игрушки и др. ). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений. Осуществляет захват предметов и разжимает пальцы рук с трудом. Ребенок эмоционально неустойчив, капризна. В течение дня заметны колебания настроения. Плохо понимает обращенную речь, только некоторые слова. Соотносит себя с именем и эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ней. Характерно полное отсутствие словесных средств общения . Использует невербальные средства общения : мимику, жесты, позу, предметы. Замкнута при общении, боится незнакомых людей. Контакт с учителем непродолжителен. С детьми не общается, не замечает их на игровой площадке. При выполнении какого – либо задания доступны только совместные, поэтапные действия со взрослыми. Самостоятельные действия отсутствуют , не удерживает внимание при выполнении действий. Радуется похвале ( улыбке взрослого, одобрению и др. ) . Ученица испытывает потребность в сенсорных ощущениях: ощупывает разные по фактуре поверхности, стремится к получению ощущений от соприкосновения с разными по вязкости материалами. При знакомстве обнюхивает нового человека, трогает волосы. Наиболее привлекательны для Вали занятия с музыкальным сопровождением.

Режима дня у ребенка нет. Навыки социального поведения не сформированы. Навыки самообслуживания не сформированы. Во время приема пищи ложку берет редко, при одевании требуется помощь взрослого.

Приоритетные образовательные предметы:

  1. Речь и альтернативная коммуникация.

  2. Окружающий природный мир.

  3. Человек.

  4. Окружающий социальный мир.

3.Учебный план для индивидуального обучения на дому

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество часов в год

I обязательная часть



1.Язык и речевая практика

1.1.Речь и альтернативная коммуникация

3


102

2.Окружающий мир

2.1.Человек

2

68

2.2.Окружающий природный мир

2.3.Окружающий социальный мир

1


2

34


68




Итого

8




4.Расписание индивидуальных занятий.


Дни недели

12.30 – 13.00

13.00 – 13.10

13.10. – 13.40

13.40 – 13.50

13.50. – 14.20

вторник

Речь и альтернативная коммуникация

перемена

Человек

перемена

Окружающий социальный мир


среда

Речь и альтернативная коммуникация

перемена

Окружающий социальный мир

перемена

Человек


четверг

Речь и альтернативная коммуникация

перемена

Окружающий природный мир





5.Содержание образования.

5.1.Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью , с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи: 1. Формирование учебного поведения : - направленность взгляда ( на говорящего, на задание); - умение выполнять инструкции педагога (возьми, посмотри на меня, покажи); - использование по назначению учебных материалов; - умение выполнять действие по подражанию.

2.Формирование умения выполнять задания : - в течение определенного периода времени; -от начала до конца; -с заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Пояснительная записка.

Специальная индивидуальная программа развития предназначена для проведения коррекционно – педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе « Адаптивной образовательной программы для детей с ОВЗ ». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Основные цели и задачи коррекционного обучения :

1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.

2.Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих. 3.Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного повеления в социальной среде.

4.Формирование социально – бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность.

5.Бытовая ориентация и социальная адаптация – как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков – занятий – коммуникативный, основанный на предметно – практической деятельности. Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом,

чтобы были задействованы 3 составляющие деятельности : мотивационная, целевая и исполнительная. Уроки – занятия включают в себя практические упражнения.

Виды деятельности учащегося на уроке :

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции, двигательные, аудиально – визуальные (слушание, показ);

- игры – имитации, жестово – образные игры;

- предметно – практическая деятельность : складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов.

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Данная программа рассчитана на 1 год.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде. Ребенок ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

1.Язык и речевая практика.

1.1.Речь и альтернативная коммуникация.

1)Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- Понимание слов, обозначающих объекты природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

2)Овладение доступными средствами коммуникативного общения – вербальными и невербальными.

- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков;

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации : жестами, взглядом.

3)Умение пользоваться доступными средствами коммуникации и в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения : использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

2.Окружающий мир.

1.Окружающий природный мир.

1)Представления об объектах неживой природы, смене времени года и соответствующих изменениях в природе.

- интерес к объектам и явлениям неживой природы;

- представления об объектах неживой природы (вода, земля, лес); -представления о временах года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека. 2)Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- интерес к объектам живой природы;

- представления о животном и растительном мире (растения, животные).

3.Человек.

1)Представление о себе как «я», осознание общности и различий «я» от других.

- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

- представление о собственном теле;

- отнесение себя к определенному полу;

- умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.

2)Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

- умение обслуживать себя : держать ложку, кружку, выполнять гигиенические процедуры, одеваться, раздеваться;

- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3)Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям, ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

- умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

-умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (мытье рук перед едой и после посещения туалета).

4)Представления о своей семье.

4. Окружающий социальный мир.

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения) ;

- формирование представлений о предметном мире, созданным человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действий с ними).

Программы учебных предметов

Речь и альтернативная коммуникация.

Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает целенаправленную работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное , планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Ученица не владеет устной (звучащей) речью, ей подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся : взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи проводится параллельно.

Содержание предмета.

1.Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему : поддержание зрительного контакта с собеседником.

Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) ; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний ; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом ; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом ; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, тетя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет ( посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Понимание слов , обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета ( цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) . Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2 – 3 слов.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление)отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Экспрессия с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации.

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета « Речь и альтернативная коммуникация».

Предметные результаты.

Минимальный уровень :

- понимание простых по звуковому составу слов ( мама, папа, тетя и др.) ;

- реагирование на собственное имя ;

- узнавание (различение) имен членов семьи, педагога;

- называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов;

- называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, тетя и др.)

Достаточный уровень :

- называние (употребление) звуком , звукоподражанием, звуковым комплексом слов, обозначающих предмет, действия предмета, признаки предмета;

- использование графического изображения для обозначения предметов и объектов.

Личностные результаты :

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение доступными социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.



Материально – техническое обеспечение :

- графические средства : карточки с изображениями объектов, людей, животных, птиц, действий (фотографии, пиктограммы, символы) ;

- аудио и видеоматериалы.

Учебно – методическое обеспечение :

Литература для учителя :

Основная : - Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983 г. Научно – исследовательский институт дефектологии АПН СССР. - Программы подготовительного и I – IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / под ред. В.В.Воронковой. – М., «Просвещение» ,1999 г.

- Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, 3 – е издание, исправленное. Под ред. И.М. Бгажноковой . – М., «Просвещение», 2011 г.

Дополнительная :

- Методический сборник «Альтернативная коммуникация» , автор – составитель Е.А. Штягинова , Новосибирск, 2012 г.





Окружающий природный мир.

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой и неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой , бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются : формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами : «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь и др.), цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна). Ребенок знакомится с 2 – 3 объектами растительного и животного мира.

Примерное содержание предмета.

1.Растительный мир. Узнавание (различение) растений (дерево, цветок, трава). Узнавание ( различение ) фруктов (лимон, апельсин, банан, яблоко, груша). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (лук, чеснок, морковь, картофель) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща.

2. Животный мир.

Узнавание (различение) домашних животных . Знание способов передвижения домашних животных. Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными . Узнавание (различение) диких животных . Знание способов передвижения диких животных.

3.Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир».

Предметные результаты.

Минимальный уровень :

- узнавание изученных объектов на иллюстрациях, картинках.

Достаточный уровень :

- узнавание изученных объектов на иллюстрациях, картинках ;

- соблюдение элементарных гигиенических норм.

Личностные результаты :

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире ;

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях ;

-Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.





Материально – техническое обеспечение :

- графические средства : карточки с изображениями объектов, людей, животных, птиц, действий (фотографии, пиктограммы, символы );

- аудио и видеоматериалы.

Учебно –методическое обеспечение :

Литература для учителя.

Основная :

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.,1983 г. Научно – исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

- Программы подготовительного и I – IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / под ред. В.В.Воронковой / М., «Просвещение», 1999 г.

- Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, 3 – е издание, исправленное. Под ред. И.М.Бгажноковой. – М., «Просвещение», 2011 г.

Дополнительная литература :

- Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

- « Ознакомление с окружающим миром», Л.В.Кмытюк, А.В.Усвайская, М., «Просвещение», 1998 г.



Человек.

Пояснительная записка.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Программа представлена следующими разделами : «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», « Прием пищи».

Представления о себе.

Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как девочки. Узнавание (различение) частей тела ( голова, волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, пальцы). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) . Знание назначения частей лица. Представление о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни ( режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена).

Гигиена тела.

Вытирание рук полотенцем. Мытье рук с мылом.

Обращение с одеждой и с обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды. Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, застежки). Узнавание (различение) предметов обуви. Расстегивание (развязывание) шнурков, липучек, кнопок. Снятие предмета одежды. Снятие обуви. Раздел включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.

Туалет.

Сообщение о желании сходить в туалет.

Прием пищи.

Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой. Использование салфетки во время приема пищи.

Семья.

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Формирование представлений о своем ближайшем окружении

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Человек».

Предметные результаты. Минимальный уровень : -Узнавание (различение) девочки и мальчика по внешнему виду;

- идентификация себя как девочки;

- сообщение о желании пить, есть;

- узнавание (различение) предметов одежды.

Достаточный уровень :

- узнавание (различение) частей тела;

- узнавание (различение) деталей предметов одежды, обуви;

- еда ложкой;

- снятие предметов одежды., обуви.

Личностные результаты :

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение доступными социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;

- развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.



Материально – техническое обеспечение :

- графические средства : карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы);

- аудио и видеоматериалы.

Учебно – методическое обеспечение.

Литература для учителя.

Основная :

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.,1983 г. Научно – исследовательский институт дефектологии АПН СССР.

- Программы подготовительного и I – IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под ред. В.В.Воронковой/ . – М., «Просвещение», 1999 г.

- Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. 0 – 4 классы, 3 – е издание, исправленное. Под ред. И.М.Бгажноковой. – М., «Просвещение», 2011 г



Окружающий социальный мир.

Пояснительная записка.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умения ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Программа представлена следующими разделами : «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Поселок», «Транспорт».

В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном поселке, в котором он проживает, о современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях : избегать риска и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа педагога и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях : поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только дома, но и в местах общего пользования (парк, магазин, улица, детская площадка и др.). Ребенок выходит в поселок, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Содержание предмета.

Представление о частях дома : окно, дверь, пол. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о помещениях квартиры : прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет. Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели : стол, стул, диван, кресло и др. Представление о предметах посуды : тарелка, кружка, ложка. Представление об электроприборах : телевизор, чайник, пылесос, обогреватель. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора : место для отдыха, игровая площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон. Ориентация во дворе.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Представление о бумаге. Представление об основных свойствах бумаги. Представление о применении бумаги. Представление о ткани. Представление об основных свойствах ткани. Представление о применении ткани.

Поселок.

Представление об улицах родного поселка. Представление об улице, на которой расположен дом. Ориентация в поселке : умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Соблюдение правил поведения на улице.

Транспорт.

Представление о различных видах транспорта.

Предметные результаты.

Минимальный уровень.

- умение ориентироваться в помещениях квартиры ;

- знать предназначение предметов мебели ;

- знать предметы посуды ;

- иметь представление о территории двора ;

- уметь ориентироваться во дворе.

Достаточный уровень.

- иметь представление об электроприборах ;

- соблюдать правила поведения в общественных местах ;

- соблюдать правила поведения на улице.

Личностные результаты.

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире ;

- овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни ;

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях ;

- развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.



Материально-техническое обеспечение.

- натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки , пиктограммы с изображением объектов, действий и правил поведения и т.д.

- видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.

Учебно-методическое обеспечение.

- Адаптированная образовательная программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- А.Р.Маллер. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.,2011 г.

-Л.А.Бабушкина, М.В.Ковтонюк. Социально-бытовая ориентировка.-М.,2013 г





































Специалисты, участвующие в реализации СИПР : учитель – дефектолог.

5.3. Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающейся :

- отношение к себе и другим как к самоценности.

- формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми.

- поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.

- укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», и то, что « мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагог, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

- Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

- Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом и являющиеся носителями гуманистических ценностей и социально одобряемых норм поведения. Любому ребенку, а с нарушениями интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с инвалидностью, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений, каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются экскурсии.

Содержание.

Наблюдения.

Доброжелательное отношение к окружающим ; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных.

Общается только со знакомыми людьми. С детьми не общается. При общении использует жесты, предметы.

Доверительное отношение и желание взаимодействовать со взрослым.

Доверительные отношения возникают только при длительном контакте.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, в учебе, досуге.

Правила совместной деятельности усваивает с трудом.



Программа сотрудничества с семьей обучающейся.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия педагога и родителей обучающейся в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка – инвалида, путем организации проведения различных мероприятий.

Задачи :

- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

- обеспечение единства требований к обучающейся в семье и на занятиях;

- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР ;

- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

Задачи.

Мероприятия.

Отчет о проведении.

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.

Консультации родителей по темам : «Реализация СИПР в домашних условиях».

«Формирование социально – бытовых навыков у ребенка с ТМНР»



Начало учебного года.


Постоянно в течение учебного года.

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организации.

Участие родителей в разработке СИПР.

Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Сентябрь 2019 года.



1 раз в неделю.

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.

- личные беседы;

- присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов.

Постоянно в течение учебного года.



Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов :

- Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации. Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются : картинки, презентации, пиктограммы, символы и т.п.

- Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающейся с миром живой природы ( растительным и животным миром).

- Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающейся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающейся на окружающую действительность. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. По возможности для освоения социальных ролей и принятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей : мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т.д. Информационно – методическое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией СИПР, организацией образовательного процесса и обеспечение условий его осуществления.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания.

Уровни освоения (выполнения) действий (операций).

1.Пассивное участие (соучастие) – действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что – нибудь сделать с ним).

!

2.Активное участие – действие выполняется ребенком : - со значительной помощью взрослого; - с частичной помощью взрослого ; - по последовательной инструкции (изображение или вербально).


дд

д

ди

- по подражанию или образцу ; - самостоятельно с ошибками ; - самостоятельно.

до

сш

с

Сформированность представлений.

1.Представления отсутствуют.

-

2.Не выявить наличие представлений.

?

3.Представления на уровне : - использования по прямой подсказке ; - использование с косвенной подсказкой (изображение) ; - самостоятельное использование.


пп

п

+

- узнает объект ; - не всегда узнает объект ; - не узнает объект.

у

нуо

н



Содержание, задачи обучения (возможные, ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода) 2017 – 2018 .

Оценка результативности освоения СИПР.

I

II

Общение.

!

дд

Реагирует на голос учителя.

!

+

Реагирует на свое имя.

+

++

Реагирует на прикосновение.

!

+

Эмоциональный отклик на контакт.

н

++

Реагирует на голоса ближайшего окружения.

++

++

Проявляет эмоциональную реакцию ( улыбается, кивает головой, отталкивает, протягивает руку и т.д.).

н

у

Использование жестов и эмоций.

+

++

Понимание жестов и выразительных движений (кивок головы, указательный жест, привет, до свидания и др.)

+

++

Выполнение инструкций со словами «дай», «на», «еще» и др.

сш

с

Выполнение действий, связанных с гигиеной.

дд

д

Мытье рук мылом

дд

дд

Вытирание рук полотенцем.

дд

дд

Выполнение действий, связанных с самообслуживанием.

дд

д

Пить

д

д

Кушать

д

д

Раздеваться

дд

д

Ходить в туалет

дд

д

Выполнение действий с предметами

дд

д

Выполнение действий с материалами

дд

д







Учитель-дефектолог : Георгиева Наталья Викторовна.

Родители :