СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с тяжелыми и множественными нарушениями развития (на дому)

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Чистяково

Советского района Ростовской области





Директор МБОУ

Чистяковской ООШ____________

Приказ №________

«______» _______20_______г.





Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (на дому)


Класс 1

Составители: Шапорева Марина Борисовна, Позяева Людмила Алексеевна, Щучкина Светлана Сергеевна, Щепелева Анна Ивановна


Учебный год 2018 -2019



























Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2) в соответствии с ФГОС.


  1. Общие сведения об учащемся:

Имя, фамилия ребёнка: Иванников Егор

Возраст ребёнка: 9 лет

Класс: 1

Год рождения: 01.07.2009.

Место проживания: ул. Советская 38, с. Чистяково, Советский р-он, Ростовская обл.

Ребенок поступил  в 1-ый класс  МБОУ Чистяковской ООШ 01. 09. 2018 г.

Дошкольной подготовки не проводилось.

    Заключение ЦПМПК г.Ростова – на - Дону от 26.09.2017г. согласно протоколу обследования ребенка   № 1055: Тяжелая умственная отсталость, вследствие гидроцефалии, органического поражения ЦНС со значительным нарушением поведения, отсутствие навыков самообслуживания и адаптации.

  1. Нормативные документы:

  • Конституция РФ,

  • Конвенция ООН о правах ребенка,

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012

  • N 273-ФЗ (редакция 2016г);

  • - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;

  • - САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;



  1. Общая  характеристика развития обучающегося с ТМНР:

   У ребенка сложная структура нарушения развития - аутизм, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи,  со значительными нарушениями поведения.

   Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями  точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелой умственной отсталостью имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (5-10 мин) быстро истощается. Ребёнок с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками, проявляет плаксивость. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся зрительному ряду.

 Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью.  Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, узнает взрослых окружающих его. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства.  Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

  Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу маму, не всегда учителя.

   Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребёнок отказывается от выполнения трудных заданий. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (иногда с помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы. Режим дня не соблюдается. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы.

Ребенок сам  может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.

Умеет трясти бубен, бьет с учителем палочками по барабану, металлофону. Любит смотреть телевизор, слушать музыку.


4. Реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения

  • игровые технологии

  • информационно-компьютерные технологии

  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с  ребенком, применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, CD/DVD-проигрыватели, телевизор, компьютер с программным обеспечением, магнитная доска.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др.

Особая организация рабочего места: ребёнку не требуется особая организация рабочего места. Обстановка, созданная в комнате, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В кабинете  достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.

Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза.

Используется определенная структура занятия:

  1. Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).

  2.  Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).

  3. Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

  4. Повторение изученного, подача нового материала.

  5. Двигательная гимнастика.

  6. Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная   зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)

-  задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 35 минут. Обучение проходит в одну смену.

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):

«выполняет действие самостоятельно» (с),

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),

«выполняет действие по образцу» (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),

«не всегда узнает объект» (нву),

«не узнает объект» (н).

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Форма обучения: очная.



Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:

     - Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 35 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор  для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.

Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки)  с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

Нужно проводить с  ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем в группу» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.

- Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить  игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться жестами).

Развитие слухового восприятия: Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: - овечка, свинья,  кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).

    - Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети  глазки? Вот они! Покажи, где у тети  ручки? – Вот они».

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).

- Формирование активной речи: учить подражать действиям губ – «по», «мо», «то», «ту», делать улыбку - делать трубочку (повторить по подражанию).

Учить произносить гласные  звуки по подражанию. Закреплять произношение звукоподражаний: «гав-гав», «му-му», «мяу-мяу», «пи-пи» и т.д. Уточнить предметный словарь (картинки - мяч, кукла, кубик и др.) и знакомить с названиями новых предметов, необходимых в практических жизненных ситуациях.

- Формирование игровой деятельности: Учить воспроизводить цепочку игровых действий (2-3 действия): кормление, укладывание куклы спать - доступных для понимания ребенку.  Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом».

  1. Индивидуальный учебный план на обучающегося: Иванников Егор

Учебные предметы

Количество       часов в неделю

Количество

часов в год

1


Альтернативная коммуникация

2

66

2


Предметно-практические действия.

2

66

3


Сенсорное развитие

1

33

4


Двигательное развитие

1

33

5


Окружающий мир

1

33

6


Музыка и движение

1

33



Формирование учебного поведения: Продолжительность учебной недели на 2018-2019 учебный год  – 4 дня в неделю. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного  года в соответствии с ФГОС. В феврале для обучающегося есть дополнительные недельные каникулы.


   5. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 2) и включает следующие задачи:


- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание)

- умение выполнять инструкции педагога

- использование по назначению учебных материалов

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени

- от начала до конца

- с заданными качественными параметрами



Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем  ряд факторов:

- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства  - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий.

- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога.  

- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).

На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.

  1. Содержание и отслеживание результатов обучения.

При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии, предложенные ЦЛП в г. Псков, дополненные нами. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице .

Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

Действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого

Пп

- с частичной помощью взрослого

П

- по последовательной инструкции (по изображению или  вербально)

И

- подражая или по образцу

О

- самостоятельно

С

- узнает объект

У

- не всегда узнает объект

Нву

- не узнает объект

Н




















Содержание образования специальной индивидуальной программы развития

    Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, которые актуальны для Иванникова Егора в силу его психофизических способностей.

Предметные области (учебные предметы):

Альтернативная коммуникация:

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа






1) Коммуникация с использованием вербальных средств.

2.

Формирование умения устанавливать контакт с собеседником

        I четверть



установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником

3.

Формирование умения реагировать на собственное имя

реагирование на собственное имя

4.

Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом

приветствие собеседника звуком, словом

5.

Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом

прощание с собеседником звуком, жестом, словом

2) Коммуникация с использованием невербальных средств.

6.

Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации

II четверть






выражение приветствия, прощания с использованием мимики

7.

Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

выражение жестом приветствие, прощание

3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

8.

Формирование умения реагировать на собственное имя

III четверть






реагирование на собственное имя

9.

Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять)

Экспрессивная речь.

10.

Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы

IV четверть





называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата


1 четверть

15


1-4

Диагностический период

4

5.09

7.09

12.09

14.09

5

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. «Здравствуй, привет!»

«Доброе утро»

1

19.09

6

Реагирование на собственное имя.

1

21.09

7

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). «Ку-ку!»

1

26.09

8

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).«Привет! Здравствуй!»

1

28.09

9-10

Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова, словом.

2

3.10

5.10

11

Приветствие сказочных персонажей.

1

10.10

12-14

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя.

3

12.10

17.10

19.10

15

Моя любимая игрушка.

1

24.10


2 четверть.

16


16

Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний.

1

7.11


17

Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении согласия.

1

9.11

18

Моя любимая игрушка. Выражение мимикой удовольствия.

1

14.11

19

Моя любимая сказка. Выражение мимикой удовольствия.

1

16.11

20

Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия (несогласия).

1

21.11

21

Моя любимая сказка. Выражение жестом своих желаний.

1

23.11

22

Моя любимая сказка.  Выражение мимикой приветствия (прощания).

1

28.11

23

Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия (несогласия).

1

30.11

24

Моя любимая сказка.  Выражение жестом удовольствия (неудовольствия).

1

5.12

25-

26

Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим предметом

2

7.12

12.12

27

Моя любимая игра. Обращение за помощью с использованием звучащего предмета.

1

14.12

28

Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа.

1

19.12

29-30

Моя любимая игра. Выражение благодарности с предъявлением предметного символа.

2

21.12

26.12

31

Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением предметного символа.

1

28.12

3 четверть.

18


32

Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа.

1

11.01

33

Мои желания. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний с использованием графического символа.

1

16.01

34

Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием графического символа.

1

18.01

35

Привлечение внимания с использованием пиктограмм.

1

23.01

36

Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием пиктограмм.

1

25.01

37

Мои желания. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа).

1

30.01

38

Мне нравится. Понимание близких по звуковому составу слов (бабушка, дедушка).

1

1.02

39

Мне нравится. Понимание простых по звуковому составу слов (тётя, дядя).

1

6.02

40

Мне нравится. Понимание близких пониманию слов (учитель, воспитатель).

1

8.02

41

Мне нравится. Узнавание (различение) имён.

1

20.02

42

Мне нравится. Узнавание (различение) имён членов семьи.

1

22.02

43

 Приветствие учителя (узнавание). Понимание слов, обозначающих предмет: стол, стул.

1

27.02

44

Приветствие учителя (узнавание). Понимание слов, обозначающих предмет: шкаф, кровать.

1

1.03

45-

46

Приветствие учителя (узнавание). Подбор картинок, предметов к заданному слову. Понимание обобщающих понятий: мебель.

2

6.03

13.03

47

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: зайка (мягкий, пушистый, маленький).

1

15.03

48

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: мишка (большой, мягкий).

1

20.03

 49

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: машинка (большая, маленькая, легковая, грузовая).

1

22.03.

4 четверть

17


50-

51

Приветствие учителя. Подбор картинок, предметов к заданному слову.

Понимание обобщающих понятий: игрушки.

2

3.04

5.04

52

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: яблоко (большое, маленькое, вкусное, румяное, красное, жёлтое, зелёное, сочное).

1

10.04

53

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: груша (большая, маленькая, зелёная, жёлтая, сочная, вкусная).

1

12.04

54

Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: банан (длинный, жёлтый, мягкий, вкусный).

1

17.04

56

Вместе слушаем сказки. Подбор предметов к заданному (услышанному) слову.

1

19.04

56

Вместе слушаем сказки. Понимание обобщающих понятий: фрукты.

1

24.04

57

Вместе слушаем сказки. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: помидор (большой, маленький, круглый, красный, жёлтый, спелый, зелёный, незрелый).

1

26.04

58

Вместе слушаем сказки. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: огурец (длинный, овальный, зелёный, сочный).

1

8.05

59

Я и учитель играем (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: лук (большой, маленький, жёлтый, фиолетовый, злой)

1

15.05

60-61

Я и учитель играем (игры с правилами). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову.

2

17.05

18.05

62-63

Я и учитель играем (игры с правилами). Понимание обобщающих понятий: овощи.

2

20.05

22.05


64

Понимание слов указывающих на объекты: я, ты.

1

24.05

65

Понимание слов указывающих на объекты: мой, свой.

1

29.05

66

Понимание слов указывающих на объекты: это. Итоги года.

1

30.05



























Предметно-практическая деятельность.

Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Действия с материалами.

2.

Формирование умения сминать материал двумя руками

Iчетверть

сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками

3.

салфетки

4.

газета

5

калька

6.

Формирование умения сминать материал одной рукой

II четверть

сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой

        

7.

салфетки

8.

газета

9.

калька

2) Действия с предметами.

10.

Формирование умения захватывать предмет

III-IV четверть

захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)

11.

Формирование умения  удерживать  предмет

удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)

12.

Формирование умения  отпускать предмет

отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1-4

Диагностический период

4

03,07,10,14.09

5-6

Сминание бумаги

2

17,21.09

7-8

Отрывание кусочков бумаги от целого листа

2

24,28.09

9-11

Работа с бумагой (сгибание, разгибание)

3

01.,05,08.10

12-14

Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей

3

12,15,19.10

15

Разминание пластилина

1

22.10

16-18

Размазывание материала по плоскости

3

06,09,12.11

19-20

Лепка шариков

2

16,19.11

21-22

Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета

2

23,26.11

23-24

Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки»)

2

30.11

03.12

25-26

Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки»)

2

07,10.12

27-29

Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями

3

14,17,21.12

30-32

Пересыпание различных круп в емкости

3

24,28.12

11.01

33-34

Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях

2

14,18.01

35-36

Переливание воды из одной ёмкости в другую

2

21,25.01

37-40

Захватывание, удерживание предмета

4

28.01

01,04,08.02

41-42

Опускание предмета в коробку

2

18,22.02

43-44

Закрывание коробок разной величины

2

25.02

01.03

45-47

Бросание мелких предметов в коробку

3

04,11,15.03

48-49

Работа с пирамидками

2

18.01

01.04

50-52

Встряхивание предметов (погремушки, бубны)

3

05,08,12.04

53-55

Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)

3

15,19,22.04

56-58

Вращение различных предметов

3

26.04

29.04

03.05

59-61

Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем)

3

06,10,13.05

62-64

Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)

3

17,20,24.05

65-66

Подтягивание предметов за веревочку.

2

27,30.05



















Сенсорное развитие.


Цель: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного


систематического воздействия на сохранные анализаторы.


тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


1) Зрительное восприятие.

2.

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

I четверть

фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

2) Слуховое восприятие.

3.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука

II четверть

локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха

3) Кинестетическое восприятие.

4.

Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека

III четверть

адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

4) Восприятие запаха и вкуса

5.

Формирование адекватной реакции на запахи

IV четверть

адекватная реакция на запахи

адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1-2

Диагностический период

2 часа

4.09

11.09


Зрительное восприятие

6 часов


3

- фиксация взгляда на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки

1

18.09

4

- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, светящиеся игрушки), расположенном на расстоянии до 1 м

1

25.09

5

- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (справа, слева) на уровне глаз на расстоянии 45-50 см

1

2.10

6

Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом по кругу

1

9.10

7

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

16.10

8

- узнавание (различение) цвета объектов (красный, желтый, зеленый)

1

23.10


Слуховое восприятие

8


9

Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне уха

1

6.11

10

Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне плеча

1

13.11

11

Локализация неподвижного источника звука расположенного на уровне талии

1

20.11

12

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

27.11


13

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

4.12

14

Соотнесение звука с его источником

1

11.12

15-16

Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

2

18.12

25.12


Кинестетическое восприятие

9


17

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

1

15.01

18

Адекватная реакция на соприкосновение с деревом

1

22.01

19

Адекватная реакция на соприкосновение с металлом, пластмассой

1

29.01

20

Адекватная реакция на соприкосновение с водой

1

5.02

21

Адекватная реакция на соприкосновение с бумагой

1

19.02

22

Адекватная реакция на соприкосновение с тканью

1

26.02

23

Адекватная реакция на соприкосновение с холодным, теплым

1

5.03

24

Адекватная реакция на соприкосновение с гладким, шероховатым

1

12.03

25

Адекватная реакция на соприкосновение с густым, сыпучим, жидким

1

19.03


Восприятие запаха и вкуса

8


26

Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

1

2.04

27

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

1

9.04

28-29

Узнавание продукта по вкусу.

2

16.04

23.04

30-31

Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

2

30.04

14.04

32-33

Диагностика детей для определения уровня развития  сенсорных процессов.

2

21.04

28.04



















































Двигательное развитие




Цель: социализация и интеграция детей с ТМНР средствами лечебной физической культуры, развитие у них двигательных качеств.

тема

период

планируемый результат

1.

Диагностический период

4 часа


    • Формирование и укрепление мышечного корсета.

2.

Профилактика выполнения общеукрепляющих упражнений. Овладение пространственными ориентировками. Развитие подвижности в суставах

I четверть


Правильно выполнять общеукрепляющие упражнения


2)  Развитие точности движений пространственной ориентировки.

3.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Овладения пространственными ориентировками.


II четверть

III четверть

Выполнять упражнения на координацию.

Научиться держать равновесие


3) Коррекция и развитие сенсорной системы.

4.

Овладение упражнениями для развития тактильно-двигательного восприятия; Развитие зрительного анализатора. Овладения играми на совершенствование сенсорного развития


IV четверть

Правильно выполнять упражнения на развитие двигательного восприятия




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1-4

Диагностический период

4

6.09

13.09

20.09

27.09


Формирование и укрепление мышечного корсета.

4


5

 Выполнение движений пальцами рук

(сгибать фаланги пальцев, разгибать фаланги пальцев, сгибать пальцы в кулак, разгибать пальцы)

1

4.10

6

 Ползание (ползание на животе, на четвереньках)

1

11.10

7

Вставание ( на четвереньки, на колени из положения «сидя на пятках», из положения лежа на спине в сед с помощью тренажера)

1

18.10

8

Стояние (с опорой; на коленях).

1

25.10


Развитие точности движений, пространственной ориентировки.

10


9

 Удерживание головы (в положении лежа на спине, в положении лежа на животе, в положении на правом боку, в положении на левом боку. в положении сидя)

1

8.11

10-11

 Выполнение движений руками (вперед, назад, вверх, в стороны,«круговые»)

2

15.11

22.11

12

Выполнение движений пальцами рук ( сгибание /разгибание фаланг пальцев; сгибание пальцев в кулак /разгибание)

1

29.11

13-14

 Наклоны головы в положении лежа на спине (вправо, влево, вперед)

2

6.12

13.12

15-16

Изменение позы в положении лежа (поворот со спины на живот, поворот с живота на спину)

2

20.12

27.12

17-18

Выполнение движений плечами (вверх, вперед, назад,«круговые»)

2

10.01

17.01


Коррекция и развитие сенсорной системы.

15


19-22

Упражнения с мячами (бросание мяча двумя руками от груди, от уровня колен, из-за головы)

4

24.01

31.01

7.02

21.02

23-27

Упражнения с мячами одной рукой (бросание от груди, от уровня колен, из-за головы)

5

28.02

7.03

14.03

21.03

4.04

28-33

Упражнения с мячами (ловля мяча на уровне груди , на уровне колен, над головой)

6

11.04

18.04

25.04

16.05

23.05

30.05




«Окружающий природный мир».


Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1-2

Дикие животные на предметах и картинках: заяц, волк, медведь, лиса.

2

03, 10.09

3-4

Домашние животные на предметах и картинках: кот, собака, корова, свинья.

2

17, 24.09

5

Различение диких и домашних животных.

1

01.10

6

Показ и узнавание отдельных частей тела животных: голова, туловище, хвост, лапы, рога.

1

08.10

7

Птицы (утки, куры, гуси).

15.10

8

Различение животных и птиц.

1

22.10

9

Узнавание растений (дерево, куст, трава).

1

06.11

10-11

Овощи. Показ предметов и узнавание картинок овощей.

2

12,19.10

12-13

Фрукты. Показ предметов и узнавание картинок фруктов.

2

26.11

03.12

14-15

Различение овощей и фруктов.

2

10,17.12

16-17

Ягоды. Показ предметов и узнавание картинок.

2

24.12

14.01

18

Объекты природы: «земля» «небо» на картинках.

1

21.01

19

Показ и узнавание объектов природы: Солнце и Луна на картинках.

1

28.01

20

Представление о воде: (озеро, река).

1

04.02

21-22

Формирование представлений о рыбах (щука, сом).

2

18,25.02

23-24

Формирование представлений о насекомых.

2

04,11.03

25

Формирование представлений об огне.

1

18.03

26-27

Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: осень.

2

01, 08.04

28-29

Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: зима.

2

15,22.04

30-31

Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: весна.

2

29.04

06.05

32-33

Показ и узнавание картинок, обозначающих время года: лето.

2

13, 20.05



Музыка и движение.

Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Слушание

1-2

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки.

2

04,11.09

3-4

Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.

2

18,25.09

5-6

Слушание (различение) колыбельной песни и марша.

2

02,09.10

7-8

Слушание (различение) веселой и грустной музыки.

2

16,23.10

Пение

9-10

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.

2

07,13.11

11-12

Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов.

2

20,27.11

Движение под музыку

13

Топанье под музыку.

1

04.12

14

Хлопки в ладоши под музыку.

1

11.12

15

Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании.

1

18.12

16-17

Движения: ходьба, кружение под музыку.

2

25.12

15.01

18-19

Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом (мяч, флажок).

2

22,29.01

20-21

Выполнение движений разными частями тела под музыку «фонарик», «пружинка», наклоны головы.

2

05,19.02

Игра на музыкальных инструментах. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда. Тихая и громкая игра на музыкальных инструментах.

22-23

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов.

2

26.02

05.03

24-25

Слушание (различение) сходных по звучанию музыкальных инструментов.

2

12,19.03

26 - 27

Игра на барабане.

2

02,09.04

28-29

Игра на бубне.

2

16,23.04

30-31

Игра на деревянных ложках.

2

30.04

07.05

32-33

Игра на трещотке.

2

14,21.05