СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовые учебные действия

-умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

-использование невербальных и вербальных средств коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

-готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;

-проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»»

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района

«Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



РАССМОТРЕНО:

на заседании ППк

протокол №________

«___»___________2020г.

СОГЛАСОВАНО:

Родители______________________________

«___»_________2020г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

школы по УВР

О.А. Кожемякина______

«___»____________2020г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

Тогучинского района

«Тогучинская школа для

обучающихся с ОВЗ»

О.В. Матецкая_________

«___»___________2020г.




Специальная индивидуальная программа развития

по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

обучающегося 3 класса Ивана Б.

учителя Коноваловой Оксаны Викторовны

МКОУ Тогучинского района

«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

на 2020-2021 учебный год





Корректировка ИПР:


п/п

Тема

Приказ

Подпись

















г. Тогучин 2020г.





Пояснительная записка


Специальная индивидуальная программа развития по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.


Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное, поэтапное, планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

Ученик не владеет устной (звучащей) речью, ему подобраны альтернативные средства коммуникации. К ним относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (пиктограмма, фотография, цветная картинка, черно - белая картинка, пиктограмма), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.


Содержание предмета


Коммуникация.

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).

  Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с

использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание) , ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда).

Чтение и письмо

(Начальные навыки чтения и письма

Выполнение движений кистями рук по подражанию.

Действие отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию.

Выделение указательного пальца своей руки, пользование им при выполнении определенных действий.

Захватывание щепотью сыпучие материалы, предметы.

Выполнение движений кистями и пальцами рук, используя карандаш.

Выполнение определенных движений кистями рук на бумаге.

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

Называние буквы.

Чтение слога (слова).

Написание буквы (слога, слова, предложения).

Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.



Описание места учебного предмета

Специальная индивидуальная программа развития по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 68 часов, 2 занятия в неделю, (1 индивидуальное,1 подгрупповое). 34 учебные недели. Часы в рабочей программе распределяются с учетом подготовленности Арсения к усвоению им учебного материала.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Речь и альтернативная коммуникация».

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • Понимание простых по звуковому составу слов, предложений

  • Реагирование на собственное имя.

  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.

  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

  • Называние (употребление) простых по звуковому составу слов

Достаточный уровень:

  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет

  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета

  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)

  • Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).

  • Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства).

  • Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов.

Личностные результаты

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение доступными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;

  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, отзывчивости.


Базовые учебные действия

-умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

-использование невербальных и вербальных средств коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

-готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;

-проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.


Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

теоретич

практич

1

Обследование

2

2


2

«Ребёнок и семья»


10

10


3

«Ребёнок и домашние животные»

2

2


4

«Еда»

9

9


5

«Привычное окружение»

5

5


6

«Еда»

6

6



Итого:

34ч.

34ч


Тематическое планирование

Индивидуальные занятия ИВАН

Тема раздела

Планир

Фактич

Темы занятий

Цель и задачи

Материалы и

оборудование







1

2

Обследование



07.09

14.09



  1. Обследование

  2. Обследование

Цель: Провести диагностику.

Пробы

альбомы, наглядно- дидактические пособия, дидактические игры.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

«Ребёнок и семья»

10ч


21.09


28.09


05.10


12.10


19.10


26.10


09.11




1.Повторение жестов и символов «Дом, мама, папа»

2. Повторение жестов и символов «Брат, сестра, бабушка»

3.Знакомство с жестом и символом «Дедушка»

4.Знакомство с жестом и символом «Мужчина/Дядя»

5. Знакомство с жестом и символом «Женщина/Тётя»

6. Знакомство с жестом и символом «Мальчик»

7.Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

Символы, рисунки, фотографии, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.



16.11


23.11


30.11



8. Знакомство с жестом и символом «Девочка»

9. Сюжетно-ролевые игры

«Моя семья»

10.Глобальное чтение

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.



13

14

«Ребёнок и домашние животные» 2ч

07.12


14.12


  1. Знакомство с жестом и символом «Кошка»

  2. Знакомство с жестом и символом «Собака»

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи: 1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.


15

16

17

18

19

20

21

22

23

«Еда» 9ч

21.12

28.12

11.01

18.01

25.01

01.02

08.02

15.02

22.02




  1. Знакомство с жестом и символом «Хлеб»

  2. Знакомство с жестом и символом «Суп»

  3. Знакомство с жестом и символом «Яблоко»

  4. Знакомство с жестом и

символом «Макароны»

5. Знакомство с жестом и символом «Пирог»

  1. Знакомство с жестом и символом «Молоко»

  2. Знакомство с жестом и символом «Чай»

  3. Сюжетно-ролевая игра

«Накрываем на стол»

9. Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить

использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

5.Учить глобальному чтению

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические

игры.





24

25

26

27

28

«Привычное окружение» 5ч

01.03

09.03

15.03

29.03

05.04


  1. Знакомство с жестом и символом «Дверь»

  2. Знакомство с жестом и символом «Окно»

  3. Знакомство с жестом и символом «Телевизор»

  4. Знакомство с жестами и символами «Телефон», «Звонить (по телефону)»

  5. Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1.Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.






ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

5.Учить глобальному чтению



29

30

31

32

33

34

«Еда» 6ч

12.04

19.04

26.04

11.05

17.05

24.05


  1. Знакомство с жестом и символом «Каша»

  2. Знакомство с жестом и символом «Банан»

  3. Знакомство с жестом и символом «Картошка»

  1. Знакомство с жестом и символом «Яйцо»

  2. Знакомство с жестом и символом «Сок»

  3. Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

  1. Формировать первичные коммуникативные навыки.

5.Учить глобальному чтению

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.



Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

теоретич

практич

1

Обследование

2

2


2

«Ребёнок и семья»


10

10


3

«Ребёнок и домашние животные»

2

2


4

«Еда»

9

9


5

«Привычное окружение»

5

5


6

«Еда»

6

6



Итого:

34ч.

34ч










Подгрупповые занятия ИВАН

Тема раздела

Планир

Фактич

Темы занятий

Цель и задачи

Материалы и

оборудование







1

2

Обследование



02.09

09.09


  1. Обследование

  2. Обследование

Цель: Провести диагностику.

Пробы

альбомы, наглядно- дидактические пособия, дидактические игры.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

«Ребёнок и семья»

10ч

16.09

23.09

30.09

07.10

14.10

21.10

28.10

11.11

18.11

25.11


1.Повторение жестов и символов «Дом, мама, папа»

2. Повторение жестов и символов «Брат, сестра, бабушка»

3.Знакомство с жестом и символом «Дедушка»

4.Знакомство с жестом и символом «Мужчина/Дядя»

5. Знакомство с жестом и символом «Женщина/Тётя»

6. Знакомство с жестом и символом «Мальчик»

7.Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

Символы, рисунки, фотографии, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.






8. Знакомство с жестом и символом «Девочка»

9. Сюжетно-ролевые игры

«Моя семья»

10.Глобальное чтение

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.



13

14

«Ребёнок и домашние животные» 2ч

02.12

09.12


  1. Знакомство с жестом и символом «Кошка»

  2. Знакомство с жестом и символом «Собака»

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи: 1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

4. Формировать первичные коммуникативные навыки.

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.


15

16

17

18

19

20

21

22

23

«Еда» 9ч

16.12

23.12

30.12

13.01

20.01

27.01

03.02

10.02

17.02




  1. Знакомство с жестом и символом «Хлеб»

  2. Знакомство с жестом и символом «Суп»

  3. Знакомство с жестом и символом «Яблоко»

  4. Знакомство с жестом и

символом «Макароны»

5. Знакомство с жестом и символом «Пирог»

  1. Знакомство с жестом и символом «Молоко»

  2. Знакомство с жестом и символом «Чай»

  3. Сюжетно-ролевая игра

«Накрываем на стол»

9. Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. Задачи: 1. Учить

использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

5.Учить глобальному чтению

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические

игры.





24

25

26

27

27

«Привычное окружение» 5ч

24.02

03.03

10.03

17.03

31.03


  1. Знакомство с жестом и символом «Дверь»

  2. Знакомство с жестом и символом «Окно»

  3. Знакомство с жестом и символом «Телевизор»

  4. Знакомство с жестами и символами «Телефон», «Звонить (по телефону)»

  5. Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1.Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать понимание

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.






ситуативной и бытовой речи.

4.Формировать первичные коммуникативные навыки.

5.Учить глобальному чтению


28

29

30

31

32

33

34

«Еда» 7ч

07.04

14.04

21.04

28.04

05.05

12.05

19.05


  1. Знакомство с жестом и символом «Каша»

  2. Знакомство с жестом и символом «Банан»

  3. Знакомство с жестом и символом «Картошка»

  4. 4. Знакомство с жестом и символом «Йогурт»

  1. Знакомство с жестом и символом «Яйцо»

  2. Знакомство с жестом и символом «Сок»

  3. Глобальное чтение

Цель: Учить

овладевать невербальными (альтернативными) средствами коммуникации.

Задачи:

1. Учить использовать

доступные жесты для передачи сообщений.

2. Учить соотносить жест со словом.

3.Развивать

понимание

ситуативной и бытовой речи.

  1. Формировать первичные коммуникативные навыки.

5.Учить глобальному чтению

Символы, рисунки, технические средства обучения (презентации), дидактические игры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!