Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Родитель Зам. руководителя по УР Руководитель ГБОУ
_______
Гурбанова Фамила кызы_ ______ С.В.Мисайлова «Селенгинская СКОШИ»
____________ Т.А.Яковлев
«____» ______ 2018 г. «____» ______ 2018 г. «____» ______ 2018г.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Акберова Алиакбара (4 -й год обучения)
Ответственный за реализацию программы:
учитель индивидуального обучения
А.А.Елизова
Селенгинск
2021
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ.
1. Индивидуальные сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Акберов Алиакбар Вугар оглы
Возраст ребенка: 17 лет
Место жительства: п.Селенгинск, мкр.Березовый д.8, кв. 14
Мать: Гурбанова Фамила кызы
Отец: Акберов Вугар Рамиз оглы
Год обучения в ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» 2021-2022
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности): 1
2. Структура СИПР.
Содержание | Стр. |
1. Индивидуальные сведения о ребёнке | 1 |
2. Структура СИПР | 1 |
3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и на конец учебного года | 3 |
4. Индивидуальный учебный план | 5 |
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 6 |
6. Содержание образования: | 7 |
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов | 8 |
6.2. Внеурочная деятельность | 9 |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 10 |
8. Программа сотрудничества с семьей 12 | 12 |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | |
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
Психолого-педагогическая характеристика
на начало учебного года.
Акберов Алиакбар Вугар оглы поступил в ГБОУ «Селенгинская СКОШИ» в октябре 2018 года.
Семья полная, состоит из 5 человек. Мама – Гурбанова Фамила, домохозяйка, отец - Акберов Вугар Рамиз, индивидуальный предприниматель. Сестра Фаида учится в медицинском колледже. Младший брат Джавид учится во 2 классе общеобразовательной школы.
Семья проживает в двухкомнатной благоустроенной квартире. У мальчика оборудовано отдельное спальное место, место для занятий. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка, стараются выполнять режим дня, гуляют с сыном. Все члены семьи доброжелательно и заботливо относятся к мальчику.
По заключению ПМПК у мальчика выявлены особенности в психофизическом развитии, рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4), 1 класс, на 2018-2019 учебный год.
Алиакбар физически развит, вынослив, редко болеет соматическими заболеваниями. Двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Есть пинцетный захват. Предположительно состояние зрения и слуха соответствует норме.
Эмоциональное состояние мальчика неустойчивое. Часто наблюдается повышенная возбужденность: двигательная активность, неадекватный смех, постоянная вокализация. В короткие моменты спокойного состояния мальчик частично доступен контакту. При общении во время занятий не избегает прямого взгляда в глаза человека. В контакт с посторонними, незнакомыми людьми мальчик не вступает. Проявляет агрессию: гримасничает, громко вокализирует.
Уровень основных мыслительных операций значительно снижен. Мальчик с трудом устанавливает конкретные связи между предметами и явлениями. Внимание неустойчивое, истощаемое. Наблюдается нарушение по объёму и концентрации, повышенная отвлекаемость, «соскальзывание». Продуктивность мнестических функций низкая. Преобладает механическое запоминание в моменты, когда мальчик удается отвлечь от привычного состояния -вокализации.
Собственная речь мальчика представлена наличием эхолалий. Акбер частично понимает обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые слова в контексте происходящего. Понимает названия действий (есть, пить, спать, мыть руки).
Социально значимые навыки и умения у мальчика не сформированы. Коммуникативные возможности затруднены. При кажущейся отстраненности, Акбер реагирует на похвалу и нуждается в ней. Игровая деятельность представлена. Мальчику нравятся игры, связанные с развитием мелкой моторики: нанизывание колец, бусинок, мозаика, лото. В свободной деятельности предпочитает стереотипные игры (конструктор, выстраивание башен из кубиков). Знакомые предметы использует в соответствие с их функциональным назначением. Без труда выполняет действия с мелкими предметами.
В течение учебного года налажен эмоциональный контакт с обучающимся. Мальчик понимает инструкции педагога (сядь, встань, дай, возьми), выполняет их, но не всегда с первого раза. Держит ручку, карандаш в правой руке. Выполняет штриховку, обводку фигур, цифр самостоятельно и с незначительной помощью. Соотносит и распределяет предметы по форме, цвету.
Акбер знает названия основных цветов, различает предметы по величине (большой/маленький). Считает от 0 до 20. Пространственные представления формируются.
Навыки самообслуживания формируются. Одевается и раздевается самостоятельно. Не различает лицевую и изнаночную стороны одежды, левый и правый предметы обуви. Необходим контроль над внешним видом. Помощь требуется при надевании и выворачивании одежды, завязывании шнурков.
Ест самостоятельно, часто без использования приборов, заглатывает большие куски пищи.
Мальчику необходима постоянная и эпизодическая помощь.
С января 2020 года Акбер посещает учебные занятия в школе, родители приводят его на 2 – 3 урока по расписанию, период адаптации прошёл хорошо, Акбер проявляет интерес к обстановке школы, оформлению класса, ему нравится работать у классной доски, заинтересованно с улыбкой смотрит на детей и педагогов. Ориентируется в школе, знает свой класс, здоровается с педагогами.
Приоритетные учебные предметы для педагогической работы:
1. Речь и альтернативная коммуникация;
2. Математические представления;
3. Окружающий природный мир.
4. Музыка и движение
4. Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год.
Название учебного предмета | |
Математические представления | 2 ч в неделю понедельник, среда |
Речь и альтернативная коммуникация | 3 ч в неделю понедельник, вторник, среда |
Окружающий природный мир | 1 ч в неделю, вторник |
Сенсорное развитие | 1 ч в неделю, понедельник |
Музыка и движение | 1 ч в неделю среда |
Расписание индивидуальных занятий.
Фамилия, имя | Понедельник | Вторник | Среда |
Акберов Алиакбар | Речь и альтернативная коммуникация 13.10 - 13.40 Сенсорное развитие 13.45– 14.15 | Речь и альтернативная коммуникация 13.10 – 13.40 Окружающий природный мир 13.45-14.15 Математика 14.20 – 14.50 | Музыка и движение 11.35 - 12.05 Математические представления 12.10 – 12.40 Речь и альтернативная коммуникация 12.45 -13.15 |
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Мальчик находится под постоянным присмотром мамы. Во время занятий присмотр и уход совершает педагог.
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:
влажные салфетки, бумажные полотенца. Все средства требуются ежедневно.
6. Содержание образования.
6.1. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
I. Содержание учебного предмета «Математические представления»
Количество часов
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
4 | 66 | 2 | 18 | 14 | 20 | 14 |
№ | Наименование разделов | Всего часов | Форма контроля |
1 | Выявление знаний, умений, навыков | 3 | Опрос, наблюдение |
2 | Представления о величине | 7 | Опрос, наблюдение |
3 | Представления о форме | 11 | Опрос, наблюдение |
4 | Количественные представления | 9 | Опрос, наблюдение |
5 | Пространственные представления | 10 | Опрос, наблюдение |
6 | Временные представления | 8 | Опрос, наблюдение |
7 | Представления о массе | 4 | Опрос, наблюдение |
8 | Нумерация | 14 | Опрос, наблюдение Контрольная работа |
| | | |
| Итого | 66 | |
Основное содержание учебного предмета.
Планируемые результаты:
Предполагаемые результаты – объём и прочность знаний, способность пользоваться ими в повседневной жизни, а также уровень воспитанности и общего развития учащихся.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов.
Достаточный уровень:
различать предметы по цвету, массе, форме;
сравнивать 5-7 предмета по величине методом наложения, «на глаз»: больше, меньше, равные, одинаковые;
сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте), наложением, приложением;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга, помещать предметы в указанное положение;
ориентироваться на листе бумаги;
узнавать, классифицировать геометрические фигуры, определять форму знакомых предметов;
создать условия для письма цифр 16,17,18,19,20 соотносить количество предметов с соответствующим числом, цифрой;
развитие мелкой моторики, межполушарных связей.
Минимальный уровень:
различать цвета, выделять из группы предметов один предмет, обладающий определенным свойством (цвет, величина, форма);
сравнивать два предмета по величине по величине методом приложения;
сравнивать два предмета по размеру (длине, высоте, ширине) с использованием приёмов наложения и приложения;
устанавливать взаимно-однозначное соответствие двух групп предметов, устанавливать их равенство (лишние, недостающие предметы);
различать правую, левую руки;
пространственные направления относительно себя: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
ориентироваться на листе бумаги (можно с помощью педагога);
узнавать, называть геометрические фигуры с помощью учителя;
узнавать цифры 16,17,18,19, 20 распознавать монеты в играх и упражнениях.
II. Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
4 | 99 | 3 | 27 | 21 | 30 | 27 |
Основное содержание учебного предмета.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Форма контроля |
1 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь. | 12 | Опрос, наблюдение |
2 | Экспрессивная речь. | 15 | Опрос, наблюдение |
3 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | 17 | Опрос, наблюдение |
4 | Чтение и письмо. Глобальное чтение | 20 | Опрос, наблюдение |
5 | Предпосылки к осмысленному чтению и письму. | 16 | Опрос, наблюдение |
6 | Начальные навыки чтения и письма | 19 | Опрос, наблюдение. Контрольная работа. |
| Итого | 99 | |
Планируемые результаты.
Возможные предметные результаты должны отражать.
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
III. Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
Количество часов.
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
3 | 33 | 1 | 9 | 7 | 10 | 7 |
Основное содержание учебного предмета.
№ | Наименование разделов | Всего часов | Форма контроля |
1 | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно- развивающей среде. | 4 | Опрос, наблюдение |
2 | Растительный мир. | 9 | Опрос, наблюдение |
3 | Объекты неживой природы. | 6 | Опрос, наблюдение |
4 | Временные представления. | 14 | Опрос, наблюдение |
| Итого | 33 | |
Планируемые результаты.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.
Возможные предметные результаты:
- Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).
- Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.
- Указывать жестами, узнавать предметы и явления природы (яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)
- Проявление интереса к природным объектам.
- Узнавание природного объекта, показывание.
- Производить практические действия с различными природными материалами
- Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных.
IV. Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие».
Количество часов
класс | год | неделя | I | II | III | IV |
3 | 33 | 1 | 9 | 7 | 10 | 7 |
Основное содержание учебного предмета.
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Зрительное восприятие | 6 |
2 | Слуховое восприятие | 3 |
3 | Кинестетическое восприятие | 3 |
4 | Восприятие запаха | 2 |
5 | Восприятие вкуса | 2 |
6 | Развитие моторики, графомоторных навыков | 6 |
7 | Тактильно-двигательное восприятие | 4 |
8 | Восприятие формы, величины | 5 |
9 | Диагностика сформированности сенсорных процессов | 2 |
| Итого | 33 |
Планируемые результаты.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов.
Достаточный уровень:
1. Фиксировать взгляд на лице человека.
2. Фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете, расположенном на
различных уровнях относительно ребенка.
3. Прослеживать взглядом за движущимся предметом.
4. Узнавать цвета объектов.
5. Локализовать неподвижный источник звука.
6. Прослеживать за перемещающимся источником звука.
7. Реагировать на прикосновения человека.
8. Реагировать на соприкосновение с материалами, различными по температуре,
фактуре, вязкости.
9. Реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.
10. Реагировать на запахи.
11.Реагировать на продукты, различные по вкусовым качествам и консистенции.
Минимальный уровень:
1. Выполнять действия по образцу и по подражанию;
2. Выполнять задание в течение определенного периода времени;
3. Выполнять задание в соответствии с алгоритмом;
4. Выполнять задание от начала до конца;
5. Проявлять интерес к обогащению чувственного опыта;
6. Различать цвета объектов.
7. Соотносить звук с его источником.
8. Находить одинаковые по звучанию объекты.
9. Различать материалы по температуре, фактуре, влажности, вязкости.
10.Различать объекты по запаху.
11.Различать продукты по вкусу.
12.Различать предметы по форме, величине.
6.2 Внеурочная деятельность.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, на основе которых реализуется содержание программы, являются: режим труда и отдыха, проекты, спортивноразвлекательные мероприятия, дни здоровья, беседы, походы и др.
Задачи внеурочной деятельности:
• развитие творческих способностей у обучающегося;
• развитие интересов, склонностей, способностей обучающегося к различным
видам деятельности;
• создание условий для развития индивидуальности обучающегося;
• формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми,
• сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающегося с обычно развивающимися сверстниками.
Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное развитие личности.
Развитие личности происходит в ходе организации проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Также работа с обучающимся осуществляется в рамках рабочих программ, разработанных школой по разным направлениям
внеурочной деятельности.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | присутствие на торжественной линейке | |
«Декада инвалидов» | присутствие на празднике, посильное участие в соревнованиях? частие в мастер -классах. | |
«Новый год» | подготовка к мероприятию: изготовление украшений для ёлки, новогодней открытки; участие в новогоднем празднике | |
«23-февраля» | знакомство с атрибутами праздника, рисунок на тему «Наша армия». | |
«8 –е марта» | знакомство с атрибутами праздника, разучивание стихотворения для поздравления мамы. | |
Игра | игры с мячом, куклой, настольные дидактические игры «Лото», «Домино». | |
Последний учебный день | присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке. | |
7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель надомного обучения, учитель музыки, родители.
8. Программа сотрудничества с семьей.
Программа сотрудничества с семьей Акбера направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах «особого» ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
• повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка;
• обеспечение единства требований к обучающейся в семье и в школе;
• обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
• организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей) индивидуальные консультации родителей по темам: «Реализация СИПР в домашних условиях», «Кинестетическое развитие ребенка», «Двигательное развитие детей с ДЦП». | |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | участие родителей в разработке СИПР посещение родителями уроков/занятий; консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы; домашнее визитирование | |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | информирование электронными средствами; личные встречи, беседы; ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка; просмотр и обсуждение видеозаписей занятий с ребенком в школе и дома. | |
организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях | привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: «1 Сентября – День Знаний» «Новый год» Последний учебный день | |
9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
• Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал
• Персональный компьютер, музыкальные игрушки, аудиозаписи, музыкальные инструменты.
• Пиктограммы, кубики, счетный материал, лото, мозайка.
10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | _ |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | Дд |
- с частичной помощью взрослого | Д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | Ди |
- по подражанию или по образцу | До |
- полностью самостоятельно | + |
Сформированность представлений |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | Пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | П |
- самостоятельное использование | + |
Учитель надомного обучения: Елизова А.А.
Учитель музыки: Макарьева Н.В.
Родители: Гурбанова Ф.