СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальные образовательные условия для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание специальных образовтельных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Специальные образовательные условия для детей с тяжелыми нарушениями речи.»

  1. Специальные образовательные условия для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Включение ребенка с речевыми нарушениями в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно- методических и финансово-экономических условий. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается образовательная программа для данного ребенка с нарушением речи.

Варианты АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: Вариант 5.1. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Предполагает обучение в ОО классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого при совместной работе учителя-логопеда с учителем.

Вариант 5.2. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный – 4 классы)

II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет во II отделении 4 года (I – 4 классы).

Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс.

Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе. АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях.

Проведение профилактических мероприятий и консультативно-просветительная работа с детьми, имеющими нарушения речи и их родителями (законными представителями).

Профилактическая деятельность учителя-логопеда в образовательной организации заключается в помощи, методическом содействии воспитанникам/обучающимся в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности.

Для своевременного устранения речевых нарушений рекомендуется проводить с детьми ряд профилактических мероприятий.

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и сохранности его речевых органов;

-предупреждение ушибов головы;

- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;

- охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

- раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); - своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;

- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильной артикуляции которых мешает короткая уздечка);

- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

- охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания) – этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.


2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

- обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);

- поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

- воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;

- медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;

- отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

- приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

-систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);

- необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;

-полное исключение случаев "сюсюканья" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;

-занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

-развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.


Ведение логопедической документации.

Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учётом речевых нарушений детей, их психофизиологических особенностей, чётко фиксировать этапы логопедического сопровождения.

1. Журнал регистрации детей, занимающихся у логопеда. Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учёта, который ведётся каждым логопедом отдельно. (форма № 1; «Логопедическая работа в специальном детском саду» Т. Е. Филичева, Н. А. Чиркина, М. : Просвещение, 1987)

2. Журнал первичного обследования речи детей ДОО/ОО. Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи, в медицинском обследовании или лечении. Результаты обследования записываются в журнал первичного обследования речи детей ДОО/ОО. Дети с недоразвитием речи средней, старшей, подготовительной групп и младшие школьники направляются на ППк для комплектования логопедических групп или логопункта. Дети младшего возраста с грубым речевым недоразвитием, с анамалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения.

3. Речевые карты. Речевая карта № 1 – для детей с ОНР, речевая карта №2 – для детей с ФФН. (Форма составления речевой карты выбирается логопедом. Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребёнка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочёты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с её лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны быть приложены:

- педагогическая характеристика, которая составляется воспитателем группы/кл.руководителем, которую посещал ребёнок до поступления в логопедическую группу или на логопункт. (План составления характеристики указан в программе «Коррекция речевых нарушений» М.: Просвещение 2010, стр. 12-13);

- справка (выписка из м/карты) с заключениями психоневролога, окулиста и отоларинголога.

По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике (см. приложение № 2) и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребёнком на период обучения.

В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения ещё имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.

3. Сводные таблицы диагностики речи детей логопедической группы или логопункта (форма составления таблиц выбирается логопедом)

3. Годовой план. К началу учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором предусматриваются следующие разделы:

1. Обследование речи детей. Заполнение речевых карт, оформление документации.

2. Комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий.

3. Направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы.

4. Взаимодействие в работе учителя-логопеда

- с воспитателями групп (логопедических и обычных);

со специалистами образовательного учреждения (психолог, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, инструктор по физической культуре и т. д.).

Работа с родителями (родительские собрания, консультации для родителей, открытые логопедические занятия, оформление уголков и стендов и т. д.)

5. Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т. д.

6. Повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций; вопросы самообразования, аттестация и т. д.)

Годовой план заверяется администрацией и хранится у логопеда.

4. Перспективные планы коррекционной работы. Составляются на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями - составляется один перспективный план; если логопед занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы - перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей.

5. Календарно-тематический план фронтальных занятий. Составляется на основе программы, по которой работает логопедическая группа. В нём указывается месяц, неделя, тема и количество занятий по данной теме.

6. Расписание занятий на неделю. После проведения всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Расписание меняется по мере необходимости (при речевой динамики или изменении состава подгрупп).

7. План ежедневной работы логопеда. На титульном листе плана указывается наименование образовательной организации, учебный год и фамилия логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы: - дата; - фамилия, имя ребёнка; - форма занятия (индивидуальное, подгрупповое, фронтальное); - краткое содержание занятия;

В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т. д.)

8. Планы фронтальных занятий. Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование и примерный его ход.

9. Тетрадь посещаемости логопедических занятий. В тетради посещаемости указывается весь список детей логопедической группы или логопункта. Значком «н» отмечаются дети, которые отсутствовали в данный день. Если ребёнок длительное время не посещает детский сад, рекомендуется указывать причину пропусков.

10. Индивидуальные тетради детей. Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное его содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей и воспитателей). На выходные дни они могут выдаваться родителям для выполнения заданий дома, а в обычные дни по этим тетрадям с детьми занимается воспитатель (по указанию логопеда).

7. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. (форма ведения тетради выбирается логопедом). В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов и упражнений, отработанных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматической стороны речи и т. д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатели ведут учёт проведённой работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков.

9. Паспорт логопедического кабинета. Составляется независимо от того, имеется или нет отдельный кабинет у логопеда. Включает в себя перечисление всего, что находится у логопеда :

-оборудование;

-наглядные, учебные и методические пособия;

-учебники и методическая литература;

-дидактические игры и тренажёры.

Может быть представлен в виде схем, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда).

9. Годовой отчёт о работе учителя-логопеда. Это отчёт об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования города. Отчет заверяется администрацией дошкольного учреждения. Один экземпляр остается у логопеда.

Лучше составлять отчет в виде таблицы. К нему прилагается текстовой отчёт, в котором учитель-логопед рассказывает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год.


  1. Специальные образовательные условия для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Включение ребенка с речевыми нарушениями в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно- методических и финансово-экономических условий. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается образовательная программа для данного ребенка с нарушением речи.

Варианты АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: Вариант 5.1. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Предполагает обучение в ОО классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого при совместной работе учителя-логопеда с учителем.

Вариант 5.2. АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный – 4 классы)

II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи. Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет во II отделении 4 года (I – 4 классы).

Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс.

Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией, исходя из возможностей региона к подготовке детей с ТНР к обучению в школе. АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях.

Проведение профилактических мероприятий и консультативно-просветительная работа с детьми, имеющими нарушения речи и их родителями (законными представителями).

Профилактическая деятельность учителя-логопеда в образовательной организации заключается в помощи, методическом содействии воспитанникам/обучающимся в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности.

Для своевременного устранения речевых нарушений рекомендуется проводить с детьми ряд профилактических мероприятий.

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребёнка и сохранности его речевых органов;

-предупреждение ушибов головы;

- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное "долечивание" ушных заболеваний;

- охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

- раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); - своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются у ребёнка;

- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильной артикуляции которых мешает короткая уздечка);

- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);

- охрана нервной системы ребёнка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребёнку во время любой болезни и в течение некоторого времени после её окончания) – этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.


2. Забота о правильном речевом развитии ребёнка должна выражаться в следующем:

- обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребёнка людей);

- поощрение лепета ребёнка мимикой радости;

- воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребёнком начиная с первых дней его жизни;

- медленно и чёткое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребёнка жизненной ситуацией, а так же отчётливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребёнку постепенно "приступить" к овладению речью;

- отчётливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребёнком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;

- приучение ребёнка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;

-систематическое создание таких ситуаций, при которых ребёнок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться "понимать его с полуслова", и тем более с одного только жеста или взгляда);

- необходимо организовать жизнь ребёнка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого обращения, включая "разговор" с животными, игрушками и пр.;

-полное исключение случаев "сюсюканья" с ребёнком, лишающего его правильного образца для подражания;

-занятие ритмикой, музыкой и пением: последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

-развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.


Ведение логопедической документации.

Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учётом речевых нарушений детей, их психофизиологических особенностей, чётко фиксировать этапы логопедического сопровождения.

1. Журнал регистрации детей, занимающихся у логопеда. Дети, зачисленные в логопедические группы или на логопункт, обязательно регистрируются в журнале учёта, который ведётся каждым логопедом отдельно. (форма № 1; «Логопедическая работа в специальном детском саду» Т. Е. Филичева, Н. А. Чиркина, М. : Просвещение, 1987)

2. Журнал первичного обследования речи детей ДОО/ОО. Ежегодно в учреждении обследуются дети с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи, в медицинском обследовании или лечении. Результаты обследования записываются в журнал первичного обследования речи детей ДОО/ОО. Дети с недоразвитием речи средней, старшей, подготовительной групп и младшие школьники направляются на ППк для комплектования логопедических групп или логопункта. Дети младшего возраста с грубым речевым недоразвитием, с анамалиями прикуса, короткой подъязычной связкой, и заиканием вместе с родителями приглашаются к логопеду для консультирования, направления к специалистам для обследования и лечения.

3. Речевые карты. Речевая карта № 1 – для детей с ОНР, речевая карта №2 – для детей с ФФН. (Форма составления речевой карты выбирается логопедом. Речевые карты заполняются логопедом на каждого ребёнка в течение сентября месяца по результатам логопедического обследования. В карту вносятся ошибки и недочёты, допущенные детьми при выполнении заданий. Обязательно записываются образцы речи с её лексико-грамматическими и фонетическими ошибками. К речевой карте должны быть приложены:

- педагогическая характеристика, которая составляется воспитателем группы/кл.руководителем, которую посещал ребёнок до поступления в логопедическую группу или на логопункт. (План составления характеристики указан в программе «Коррекция речевых нарушений» М.: Просвещение 2010, стр. 12-13);

- справка (выписка из м/карты) с заключениями психоневролога, окулиста и отоларинголога.

По окончании обследования, в речевой карте формулируется логопедическое заключение в соответствии с рекомендациями по логопедической диагностике (см. приложение № 2) и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребёнком на период обучения.

В конце учебного года в речевой карте необходимо указать итог логопедической работы: какие нарушения ещё имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения.

3. Сводные таблицы диагностики речи детей логопедической группы или логопункта (форма составления таблиц выбирается логопедом)

3. Годовой план. К началу учебного года логопед составляет годовой план работы, в котором предусматриваются следующие разделы:

1. Обследование речи детей. Заполнение речевых карт, оформление документации.

2. Комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий.

3. Направления, задачи и основное содержание коррекционной работы по разделам, в соответствии с направлениями работы.

4. Взаимодействие в работе учителя-логопеда

- с воспитателями групп (логопедических и обычных);

со специалистами образовательного учреждения (психолог, музыкальный руководитель, руководитель ИЗО, инструктор по физической культуре и т. д.).

Работа с родителями (родительские собрания, консультации для родителей, открытые логопедические занятия, оформление уголков и стендов и т. д.)

5. Мероприятия по улучшению оснащенности логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом и т. д.

6. Повышение квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, методических объединений, конференций; вопросы самообразования, аттестация и т. д.)

Годовой план заверяется администрацией и хранится у логопеда.

4. Перспективные планы коррекционной работы. Составляются на учебный год (квартал, месяц). Если учитель-логопед занимается с детьми одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями - составляется один перспективный план; если логопед занимается с детьми, имеющими разные речевые нарушения или посещающими разные возрастные группы - перспективные планы составляются на каждую подгруппу детей.

5. Календарно-тематический план фронтальных занятий. Составляется на основе программы, по которой работает логопедическая группа. В нём указывается месяц, неделя, тема и количество занятий по данной теме.

6. Расписание занятий на неделю. После проведения всестороннего обследования речи детей составляется расписание занятий, в котором отражаются все виды логопедических занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Расписание меняется по мере необходимости (при речевой динамики или изменении состава подгрупп).

7. План ежедневной работы логопеда. На титульном листе плана указывается наименование образовательной организации, учебный год и фамилия логопеда. План можно вести в виде журнала, в котором есть графы: - дата; - фамилия, имя ребёнка; - форма занятия (индивидуальное, подгрупповое, фронтальное); - краткое содержание занятия;

В плане указываются все виды работ, которые проводятся логопедом в данный день (обследование речи детей, заполнение речевых карт, проведение диагностики, оформление логопедических уголков или буклетов, проведение консультаций, выступление на родительских собраниях, на педсоветах, участие в развлечениях, утренниках, посещение методических объединений и т. д.)

8. Планы фронтальных занятий. Составление планов на каждое фронтальное занятие обязательно. В плане указывается тема и цель занятия, оборудование и примерный его ход.

9. Тетрадь посещаемости логопедических занятий. В тетради посещаемости указывается весь список детей логопедической группы или логопункта. Значком «н» отмечаются дети, которые отсутствовали в данный день. Если ребёнок длительное время не посещает детский сад, рекомендуется указывать причину пропусков.

10. Индивидуальные тетради детей. Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. В них записывается дата проведения занятия, примерное его содержание. Тетради красочно оформляются (с участием родителей и воспитателей). На выходные дни они могут выдаваться родителям для выполнения заданий дома, а в обычные дни по этим тетрадям с детьми занимается воспитатель (по указанию логопеда).

7. Тетрадь для вечерних занятий воспитателя. (форма ведения тетради выбирается логопедом). В тетради записываются задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. При анализе указывается, насколько успешно усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий должны быть хорошо знакомы детям. Это могут быть отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов и упражнений, отработанных ранее с логопедом, упражнения по развитию внимания, памяти, фонематического слуха, формированию лексико-грамматической стороны речи и т. д. Тетрадь заполняется логопедом не реже 1 раза в неделю. Воспитатели ведут учёт проведённой работы. В вечерние занятия не должны включаться упражнения по постановке звуков.

9. Паспорт логопедического кабинета. Составляется независимо от того, имеется или нет отдельный кабинет у логопеда. Включает в себя перечисление всего, что находится у логопеда :

-оборудование;

-наглядные, учебные и методические пособия;

-учебники и методическая литература;

-дидактические игры и тренажёры.

Может быть представлен в виде схем, таблиц, рисунков по разделам или по центрам (зависит от творчества логопеда).

9. Годовой отчёт о работе учителя-логопеда. Это отчёт об эффективности работы логопеда за год, который предоставляется в комитет образования города. Отчет заверяется администрацией дошкольного учреждения. Один экземпляр остается у логопеда.

Лучше составлять отчет в виде таблицы. К нему прилагается текстовой отчёт, в котором учитель-логопед рассказывает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год.