СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфические особенности развития внимания детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Специфические особенности развития внимания детей с нарушением слуха»

Нарушение слуха у ребёнка приводит к речевому недоразвитию, снижающему произвольность. В процессе освоения общественно-заданной знаковой системы, то есть языка, новые формы и операции становятся доступны человеку. Кроме того, речь выступает как средство контроля собственной деятельности, через неё осуществляется произвольность. Выполняя инструкцию взрослого, ребёнок знакомится с речью, как с формой контроля, и спустя некоторое время внешняя инструкция переходит во внутреннюю. В норму ребенка внимание следует за формированием речи, которая, в свою очередь, помогает при обучении управлением собственным вниманием. Однако, нарушение слуха приводит к отставанию в развитии речи, и внимание характеризуется недостаточностью развития. Вследствие несформированности речи у ребенка с нарушением слуха отсутствует внутренняя инструкция, необходимая для сосредоточения на чём-либо. Направленное на внутренние процессы внимания слабо развито что существенно затрудняет высшие процессы мышления, и новые понятия образуются с трудом.

Путь к развитию его внимания связан с развитием речи, а за ней и произвольности [4]. Так как этот фактор находится в значительной зависимости от уровня сформированности речи, он обладает достаточно высокой вариативностью. Ко времени обучения в школе речь у слабослышащих может быть сформирована на разном уровне. Часть обучающихся владеет лишь зачатками речи, их отличает крайне бедный словарь, который может включать владение лишь обрывками слов, значительное количество проявлении несформированности как произносительной, так и грамматической сторон речи. В то же время у многих слабослышащих детей на этом этапе речь может быть относительно сложившейся, имеющей лишь отдельные лексикосемантические, фонетические и грамматические недостатки. Чем лучше ребёнок распознаёт речь окружающих, тем выше его способности к самостоятельному овладению ею, а при сформированной речи внимание более устойчиво.

Вторым фактором, влияющим на развитие внимания у ребёнка с нарушением слуха, являются особенности коммуникативного взаимодействия. Функция указаний первична, что подтверждают особенности речи опирающегося на жесты. Он указывает и обращает внимание на людей или объекты, о которых идёт речь при их присутствии, или назовет их при помощи жеста, если их нет рядом. Л. С. Выготский утверждал, что указательный палец – это первая вещь, определяющая направление внимания. Другими словами, первоначально направление внимания ребёнка определяют, руководя им. Ребенок с нарушением слуха рано овладевает контактом с использованием указательного жеста, однако отсутствие соответствующего слова лишает его связанного с ним руководства для направления внимания. Это обуславливает слабое развитие внимания.

Характеризуя его тип внимания можно назвать его внешне опосредствованным вниманием. На наличие при любых затруднений в опыте ребенок пользуется вспомогательным приемом, то есть к опосредствованному вниманию, но в ситуациях, требующих произвольного внимания, в которых требуется самостоятельное руководство вниманием ребенком, он предпочитает использовать внешнюю опору. Для этих детей затруднительно установление связи между указывающей и значащей функциями знака.

Таким образом, у ребенка с нарушением слуха проявляется сочетание двух разных симптомов. С одной стороны, внимание задерживается на этапе внешнего знака, связь указывающей и обозначающей функций отсутствует в силу отсутствия слова. С этим связана редкость использования ребёнком употребления указывающего значения в случаях, когда отсутствуют наглядно представленные предметы. Другой симптом является прямо противоположным первому. Часто встречается тенденция использовать опосредствованное внимание. При возникновении трудностей ребёнок сразу совершает переход от прямого пути решения задачи к использованию опосредованного внимания [4]. Его внимание не подвергается обработке и руководству с помощью речи взрослого, происходит с вниманием ребенка без нарушения слуха. Это обуславливает длительность пребывания внимания в пределах элементарных, внешних операций, на этапе указания жестом. Но выход из этой ситуации заключается в том, что ребенок всё же способен к формированию произвольного типа внимания.

Низкий тонус и особенности психики также играют роль в формировании внимания при данной аномалии. Так для слабослышащих детей характерен сниженный объем внимания, по причине сложностями восприятия ими большого числа элементов в один промежуток времени. Для данной категории детей характерна нестабильность внимания, вызванная быстрой утомляемостью. Особенностью развития внимания у детей с нарушением слуха является большая, чем в норме значимость зрительного анализатора, на который приходится большая часть поступающей информации. Даже обычный разговор на устной или дактильной речи требует устойчивого и напряжённого внимания ребёнка. Слышащий школьник в течение школьного урока пользуется различными анализаторами. Ведущим становится то зрительный анализатор (например, при чтении), то слуховой (например, при объяснении материала). У ребенка с нарушением слуха отсутствует подобная смена, и оба анализатора постоянно задействованы. Для ребёнка данной категории характерен низкий темп переключения, связанный с необходимостью определенного времени для перехода от одного учебного действия другому. Часто встречаются трудности в распределении внимания, проявляющиеся в невозможности одновременного слушания и письма [25]. Использование преимущественно зрительного анализатора приводит к значительной зависимости между продуктивностью выполнения задания и художественной выразительностью предоставленного материала. Чем выше выразительность материалов задания, тем более высокую продуктивность и точность выполнения заданий показывают школьники с нарушением слуха. Например, это проявляется в том, что наибольшая успешность при выполнении корректурных проб наблюдается, когда дети работают с фигурным материалом. При работе с цифрами допускается большее число ошибок, просматривается меньше знаков. Хуже всего взаимодействуют с буквенными таблицами, работая медленно и с большим количеством ошибок.

Таким образом, нарушение слуха ведёт к недоразвитию речи и к замедлению или специфичному развитию когнитивных функций, опосредованно связанных с нарушением слуха, таких как зрительное восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь. Формирование произвольного внимания у детей с нарушением слуха происходит медленнее, чем у их слышащих сверстников. Это связано с более поздним формированием умения пользоваться средствами, организующими внимание, недостаточность управления ими и отставание в развитии речи. Речь даёт возможность внутреннего контроля собственных действий, и её задержка влечёт за собой отставание в становлении произвольного внимания. Также присутствуют высокая утомляемость и нестабильность внимания, вызванные нагрузкой на зрительный анализатор. Так как формирование произвольного внимания в младшем школьном возрасте оказывает влияние развитие всех когнитивных функций, его нарушения могут негативно сказаться всей познавательной сфере ребёнка, а так же стать причиной трудностей в учебной деятельности. Это подводит нас к выводу о важности своевременного вмешательства в данный процесс специалиста и необходимости подбора и разработки эффективных психолого-педагогических технологий для развития и коррекции внимания для детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

2.3 Содержание коррекционной работы по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, в процессе игры

Исследование результатов педагогической деятельности по этой теме показывает, что современные педагоги и психологи занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста посредством методов и видов игровой деятельности: дидактическая игра (Перевертайлова В.В., Селитухина А.П.), театрализованная игра (Алымов Е.В.), сюжетно-ролевая игра (Власова Е.Ю.), наглядность (Маранцева Л.В., Петрикова Л.А.).

Рассмотрим вышеуказанные методы более подробно.

Дидактическая игра — это детальное, сложное и познавательное явление: это и игровой метод дошкольного воспитания, и способ обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, и способ всестороннего воспитания ребенка.

Обязательное условие дидактических игр — это активное участие ребенка в них. На практике постановка игр иногда состоит из игры учителя и наблюдающих детей. Такие игры неэффективны. Учитель должен ничего не делать в игре за ребенка, ему необходимо просто помочь. Обучение должно быть непринужденное, игривое и ненавязчивым. Необходимо создать условия для игр: подобрать подходящие материалы и дидактические игры, игрушки.

Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач. Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.

Театральная игра — это прежде всего импровизация, возрождение предметов и звуков, именно она связывает детей друг с другом, детей со взрослыми в единое целое. И когда учитель выступает в роли партнера в детской игре, ребенок начинает доверять ему, чтобы он мог творить, фантазировать и воображать. Наблюдения показывают, что в игре ребенок получает информацию не только о внешней среде, законах общества, но и о красоте человеческих отношений, учится жить в этом мире, строить свои отношения, что требует от человека творческой активности, то есть навыки и знания культуры поведения в детском обществе.

Сюжетно-ролевые игры — это вид деятельности детей, при котором они воспроизводят определенную сферу деятельности и общения взрослых в условных ситуациях, чтобы овладеть основными социальными ролями и развить навыки формального и неформального общения. Такая игра требует умственной и двигательной активности, при которой ребенок должен переключать, распределять и концентрировать свое внимание.

Конструктивные игры – это игры, в которых из имеющихся деталей или элементов надо что-то построить, сложить или собрать. Они способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.).

Коррекция внимания представлена упражнениями, направленными на развитие этого навыка у детей с нарушениями слуха, посредством игровой деятельности. Целью этих игр является запоминание изображений, внешних знаков и названий объектов. Тренирует способность видеть разницу в деталях при сравнении объектов. Формирование способности детей концентрироваться на определенных явлениях или предметах способствует началу перехода к произвольному вниманию.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим объектам и выполняемым с ними действиям. Ребенок концентрируется только на одном объекте или действии до тех пор, пока его интерес к этому объекту или действию не уменьшится. Появление нового объекта вызывает переключение внимания, поэтому дети редко делают одно и то же в течение длительного времени. Чтобы справиться со всем этим, он должен уметь управлять своим вниманием и подчинять его своей воле.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

Целенаправленное использование рассмотренных нами методов развития внимания детей дошкольного возраста будет эффективным при включении их в работу педагогов, психологов ДОУ. На основании анализа опыта современных специалистов, нами будет разработана коррекционно-развивающая программа, эффективность которой будет оценена по завершении опытно-экспериментальной деятельности.

Внимание является важным условием успешности всех видов деятельности. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха не могут управлять своим вниманием, им требуется для этого поддержка взрослого, без которого они не могут преодолеть свои недостатки.

Игровая деятельность способна развивать произвольное внимание, так как содержит цели, задачи, которые требуют сосредоточенности при их выполнении. Для эффективного развития определенных свойств внимания необходимо проводить дополнительные занятия, на которых данная задача является приоритетной.

Устойчивость внимания зависит особенно от интереса детей. Если детям интересно, - они внимательны, если нет, - никакие упреки воспитателя, ни его замечания и “призывы”, вроде: “Дети, будьте внимательны” - не помогают.

Воспитатели старшей и подготовительной групп, пытаясь поддержать неустойчивое детское внимание, проявляют большую изобретательность в том, чтобы сделать каждое занятие интересным. Широко используются разные виды наглядности, детям даются для работы индивидуальные наборы разных дидактических материалов: геометрических фигур, предметов, картинок, карточек с цифрами и др. Конечно, такое оснащение занятий повышает интерес к нему детей, и они охотно выполняют предъявляемые руководителем требования, сохраняя длительно устойчивость внимания [6].

Для коррекции обнаруженных особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, нами был составлен комплекс игр и упражнений на развитие внимания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!