СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика преподавания русского языка в условиях введения ФГОС.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результативность обучения русскому языку зависит от степени включенности учеников в различные виды речевой деятельности

Просмотр содержимого документа
«Специфика преподавания русского языка в условиях введения ФГОС.»

Специфика преподавания русского языка в условиях введения ФГОС Презентацию подготовила Учитель русского языка и литературы Огурцова Наталья Сергеевна Фенинский филиал МБОУ Павловской СШ

Специфика преподавания русского языка в условиях введения ФГОС

Презентацию подготовила

Учитель русского языка и литературы

Огурцова Наталья Сергеевна

Фенинский филиал МБОУ Павловской СШ

Вопросы Какова цель изучения русского языка в школе? Какие изменения, произошедшие в стране и мире, повлияли на изучение русского языка? Что должно измениться в преподавании русского языка и литературы в соответствии с новыми стандартами? Какова роль текста на уроках русского языка? Какими должны быть результаты на уроке русского языка? Какая методическая поддержка необходима учителю-словеснику для реализации ФГОС?

Вопросы

  • Какова цель изучения русского языка в школе?
  • Какие изменения, произошедшие в стране и мире, повлияли на изучение русского языка?
  • Что должно измениться в преподавании русского языка и литературы в соответствии с новыми стандартами?
  • Какова роль текста на уроках русского языка?
  • Какими должны быть результаты на уроке русского языка?
  • Какая методическая поддержка необходима учителю-словеснику для реализации ФГОС?
Изменения, влияющие на преподавание русского языка в школе Увеличение информационных потоков Развитие интернет-коммуникации и интернет-технологий Интенсивное изменение литературных норм в современном русском языке Введение ФГОС Деформация представлений об учителе в российском обществе

Изменения, влияющие на преподавание русского языка в школе

  • Увеличение информационных потоков
  • Развитие интернет-коммуникации и интернет-технологий
  • Интенсивное изменение литературных норм в современном русском языке
  • Введение ФГОС
  • Деформация представлений об учителе в российском обществе
Результаты образовательной деятельности Личностные Метапредметные Предметные

Результаты образовательной деятельности

  • Личностные
  • Метапредметные
  • Предметные
Универсальные учебные действия 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные

Универсальные учебные действия

  • 1) личностные;
  • 2) регулятивные;
  • 3) познавательные;
  • 4) коммуникативные
Метапредметные умения – это владение универсальными способами деятельности (познавательными и коммуникативными ) и способами регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Метапредметные умения – это

владение универсальными способами деятельности (познавательными и коммуникативными ) и способами регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Метапредметные умения

  • способность принимать и сохранять в процессе работы учебную цель;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы, диаграммы и пр.) для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям.;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Умение учиться – это владение совокупностью способов действий, обеспечивающей способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – это

владение совокупностью способов действий, обеспечивающей способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению.

Универсальные учебные действия – это

обобщенные действия, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях познания и мотивации к обучению.

Универсальный характер УУД  носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальный характер УУД

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Регулятивные действия  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий;  прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция как внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.

Регулятивные действия

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция как внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта), к преодолению препятствий.
Познавательные учебные действия (начало) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способность к выбору наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Познавательные учебные действия (начало)

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • способность к выбору наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
Познавательные учебные действия (продолжение) определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные учебные действия (продолжение)

  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Функциональная грамотность – это  способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать, хранить, передавать, эффективно использовать информацию, и прежде всего текстовую, в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни.

Функциональная грамотность – это

способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать, хранить, передавать, эффективно использовать информацию, и прежде всего текстовую, в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни.

Основные элементы проектирования  урока русского языка. мобилизация  целеполагание (вспомнить → узнать → научиться) осознание недостаточности имеющихся знаний  коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)  взаимопроверка, самоконтроль рефлексия

Основные элементы проектирования урока русского языка.

мобилизация

целеполагание (вспомнить → узнать → научиться)

осознание недостаточности имеющихся знаний

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)

взаимопроверка, самоконтроль

рефлексия

Индикаторы функциональной грамотности 1) коммуникативная грамотность; 2) информационная грамотность; 3) деятельностная грамотность.

Индикаторы функциональной грамотности

1) коммуникативная грамотность;

2) информационная грамотность;

3) деятельностная грамотность.

Родной язык – это средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества; форма хранения и усвоения знаний;  умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации; основа формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.

Родной язык – это

  • средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества;
  • форма хранения и усвоения знаний;
  • умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации;
  • основа формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы по русскому (родному) языку 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудированием и чтением, говорением и письмом; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в споре обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы по русскому (родному) языку

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудированием и чтением, говорением и письмом;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в споре обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Главная цель обучения русскому языку  в основной школе – развитие речи учащихся, и каждый урок русского языка должен стать уроком развития речемыслительных способностей учащихся, прежде всего – целенаправленного развития всех видов речевой деятельности: умения слушать и читать (осмысленно воспринимать устную и письменную речь) и умения говорить и писать (устно и письменно воспроизводить и продуцировать речевые высказывания).

Главная цель обучения русскому языку в основной школе –

развитие речи учащихся, и каждый урок русского языка должен стать уроком развития речемыслительных способностей учащихся, прежде всего – целенаправленного развития всех видов речевой деятельности: умения слушать и читать (осмысленно воспринимать устную и письменную речь) и умения говорить и писать (устно и письменно воспроизводить и продуцировать речевые высказывания).

Учебные задачи при работе с текстом на уроках русского языка Понимание текста и описание смысла. Определение связи языковых значений и смысла текста. Выявление языковых средств воздействия. Проникновение в авторский замысел. Актуализация читательского опыта.

Учебные задачи при работе с текстом на уроках русского языка

  • Понимание текста и описание смысла.
  • Определение связи языковых значений и смысла текста.
  • Выявление языковых средств воздействия.
  • Проникновение в авторский замысел.
  • Актуализация читательского опыта.
Текст СТАВНЯ Каждое утро Ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит. И каждый вечер Ставня поплотнее закрывает окна: наш свет, как бы другие не попользовались! (Ф. Кривин)

Текст

СТАВНЯ

Каждое утро Ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит.

И каждый вечер Ставня поплотнее закрывает окна: наш свет, как бы другие не попользовались!

(Ф. Кривин)

Комплекс лингвистических вопросов к тексту Какому стилю и жанру можно отнести этот текст? О чем этот текст? На сколько частей делится текст? Как связаны части между собой? Как понимается значение фразеологизма «делать широкий жест»? Почему автор использует форму несовершенного вида настоящего времени глагола? Какова роль повторов (повторяющихся слов) в тексте? Каково значение слов «чего там» и «как бы … не»? Какие средства выразительности использует автор? О каких качествах людей пишет Ф. Кривин?

Комплекс лингвистических вопросов к тексту

  • Какому стилю и жанру можно отнести этот текст?
  • О чем этот текст?
  • На сколько частей делится текст? Как связаны части между собой?
  • Как понимается значение фразеологизма «делать широкий жест»?
  • Почему автор использует форму несовершенного вида настоящего времени глагола?
  • Какова роль повторов (повторяющихся слов) в тексте?
  • Каково значение слов «чего там» и «как бы … не»?
  • Какие средства выразительности использует автор?
  • О каких качествах людей пишет Ф. Кривин?
Комплекс лингвистических вопросов (продолжение) О каких качествах людей пишет Ф. Кривин? Какова авторская позиция, отношение к Ставне? Как ты относишь к людям, которые охотно пользуются чужим, но не желают делиться? На какие известные вам тексты похожа «Ставня» Ф. Кривина? Чему учит эта сказка?

Комплекс лингвистических вопросов (продолжение)

  • О каких качествах людей пишет Ф. Кривин?
  • Какова авторская позиция, отношение к Ставне?
  • Как ты относишь к людям, которые охотно пользуются чужим, но не желают делиться?
  • На какие известные вам тексты похожа «Ставня» Ф. Кривина?
  • Чему учит эта сказка?
Анализ vs интерпретация К какому стилю (подстилю) принадлежит текст? Какова проблема (проблематика) текста? Какова тема (микротемы) текста? Как развертывается проблематика в тексте? На какие части можно поделить текст? В чем заключается авторская позиция в тексте? Какие языковые средства используются для связи частей текста? Согласны ли вы с позицией автора?

Анализ vs интерпретация

К какому стилю (подстилю) принадлежит текст?

Какова проблема (проблематика) текста?

Какова тема (микротемы) текста?

Как развертывается проблематика в тексте?

На какие части можно поделить текст?

В чем заключается авторская позиция в тексте?

Какие языковые средства используются для связи частей текста?

Согласны ли вы с позицией автора?

Анализ vs интерпретация  (продолжение) Анализ Интерпретация Какие языковые средства выразительности, воздействия на читателя обнаруживаются в тексте? Какие аргументы, отражающие позицию читателя, можно привести? Какие языковые средства указывают на отношения автора (образа автора) и читателя (образа читателя)? С какими известным вам текстами можно сравнить прочитанное? Каков авторский замысел текста? Что (новое/ интересное/ полезное) открыл для вас текст?

Анализ vs интерпретация (продолжение)

Анализ

Интерпретация

Какие языковые средства выразительности, воздействия на читателя обнаруживаются в тексте?

Какие аргументы, отражающие позицию читателя, можно привести?

Какие языковые средства указывают на отношения автора (образа автора) и читателя (образа читателя)?

С какими известным вам текстами можно сравнить прочитанное?

Каков авторский замысел текста?

Что (новое/ интересное/ полезное) открыл для вас текст?

Цитата Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Фазиль Искандер

Цитата

Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

Фазиль Искандер

Вывод Отказ от аналитической деятельности на уроках русского языка, максимально проявляющейся при выполнении разборов языковых единиц, губителен для формирования языковой компетенции. Тренировка исключительно интепретационных умений при отсутствии аналитических выбивает из-под ног ученика собственно лингвистическую почву.

Вывод

Отказ от аналитической деятельности на уроках русского языка, максимально проявляющейся при выполнении разборов языковых единиц, губителен для формирования языковой компетенции. Тренировка исключительно интепретационных умений при отсутствии аналитических выбивает из-под ног ученика собственно лингвистическую почву.

Вывод Изменения в практике преподавания произойдут только в том случае, если учителя осознают их необходимость. Результативность обучения русскому языку зависит от степени включенности учеников в различные виды речевой деятельности.

Вывод

  • Изменения в практике преподавания произойдут только в том случае, если учителя осознают их необходимость.
  • Результативность обучения русскому языку зависит от степени включенности учеников в различные виды речевой деятельности.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!