СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика работы музыкального руководителя в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальный руководитель знакомит детей с увлекательным миром музыки, прививает им интерес и любовь к этому виду искусства, развивает их эмоциональный интеллект, способствует их раскрепощению. Под его руководством дети учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Это работа, с одной стороны, творческая, с другой – требующая наличия педагогического таланта.

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы музыкального руководителя в ДОУ»

Специфика работы музыкального руководителя в ДОУ


Целью работы музыкального руководителя является: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Как основные задачи музыкального воспитания можно выделить:

- развитие чувства ритма у детей;

- содействие пониманию и чувствованию форм музыкального произведения;

-прививание навыков чистого интонирования;

-формирование основ музыкальной культуры и музыкального вкуса детей, обогащая их внутренний мир высокохудожественными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов;

-формирование навыков игры на доступных для своего возраста детских музыкальных инструментах;

-ознакомление старших дошкольников с основами элементарной музыкальной грамоты.

- стимулирование использования полученных детьми знаний в музыкальной деятельности и повседневной жизни.

Решая задачи по развитию у детей музыкальных способностей, сформулированные выше, работа организована в соответствии со следующими принципами:

- принцип постепенности;

- принцип последовательности;

- принцип повторности;

- принцип систематичности.

Выработка двигательных навыков требует постоянного повторения, т.к. здоровые двигательные динамические стереотипы образуются именно при многократных повторах, поэтому в ООД, наряду с новым материалом, надо не забывать повторять уже знакомые детям музыкальные игры и танцы.

Навыки, обретённые малышами, развивают в последующие годы, но требования усложняют. Так, например, если от младших детей достаточно добиться только реакции на громкую и тихую музыку, то старших дошкольников необходимо научить воспринимать и откликаться на динамику (т. е. на усиление и ослабление звучания). Если в младшей группе дети только меняют движение со сменой музыки двухчастной формы, то у старших детей важно обращать внимание на то, насколько вовремя они это делают. Если малыши учатся реагировать на музыку с ярко контрастными частями преимущественно двухчастной формы, то старшие дети – на музыку с менее контрастными частями трёхчастной формы, формы рондо или вариаций.

Над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно. Необходимо научить детей ощущать пульс музыки, слышать сильную долю и акценты. Большое значение при выполнении различных заданий уделяется тому, чтобы каждый ребёнок индивидуально повторил ту или иную ритмическую формулу. Принимая к сведению принцип последовательности и постепенности усвоения музыкально - ритмических навыков, не следует разучивать много новых элементов на одном занятии.

При развитии вокально-певческих навыков у детей, необходимо использовать различные методические приёмы, которые можно разнообразить. Разучивание песни непременно проводится в несколько этапов. Сначала дети слушают песню, потом с ними проводится беседа, в результате которой музыкальный руководитель выясняет, понятно ли детям содержание песни, разъясняет незнакомые слова и выражения. На следующем этапе работы над песней педагог обращает внимание детей на выразительные и изобразительные средства музыки, исполняя отдельные отрывки со словесным комментарием. Затем приступает к разучиванию. Очень хорошо и полезно использовать приём «эхо» по музыкальным фразам, когда педагог поёт, дети слушают, а затем повторяют. Особо трудные места обязательно повторяются несколько раз (проучиваются при необходимости в более медленном темпе). Можно использовать такой игровой приём: дети произносят текст песни, чётко артикулируя одними губами сначала беззвучно, потом шёпотом, а затем вслух.

При формировании у детей звуковысотной ориентации используют наглядные пособия - лесенку, картинки, а также ручные знаки. Обязательно отдельно работают над метроритмической структурой песни, прохлопывая ритм в ладоши. Хлопки в ладоши не только помогают запомнить ритм, но и, как известно, раздражают рецепторы внутренней стороны ладоней и пальцев и тем самым активизируют работу мозга. С этой же целью хорошо попутно использовать пальчиковые игры и различные мимические этюды - произвольная лицевая моторика тоже влияет на развитие речи.

Музыкальные занятия должны не только соответствовать возрасту ребенка, но и быть максимально полезными и интересными, быть построены таким образом, чтобы всё шло от музыки. Музыка – это главное. «Какая она, как звучит, какой у неё характер, динамика, темп?» - эти вопросы задаются детям. Затем переходят к следующим вопросам: «Что это может значить? Что музыка выражает или кого изображает? Как это можно показать движением? Где поменяется движение, каким оно станет – что нам подсказывает по этому поводу музыка?». Учитывая, что музыка - самое абстрактное из искусств, не надо ограничивать детей в откликах на музыку. Слушая произведение на занятии, не следует спешить с раскрытием идейного замысла композитора. Нужно предложить детям самим рассказать о прослушанной музыке, дать своё название произведению, подобрать движение, созвучное музыке, или музыкальный инструмент, отвечающий её настроению (а, возможно, и подыграть на нём). Только после этого, сравнив варианты ответов, можно сообщить детям название произведения и проанализировать замысел автора.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. И, хотя выступление оркестра обычно готовится к конкурсам или праздникам (если этот вид деятельности не проходит в кружковой работе), на занятиях и в повседневной жизни детского сада дети часто играют на ложках, бубенцах, металлофонах. Инструменты помогают детям понять разницу между метром и ритмом (например, метрическую пульсацию дети передают игрой на бубнах, а ритмическую – на ложках, при этом барабанщик отбивает только сильную долю), освоить навык коллективного творчества, где необходимо не только самому правильно сыграть свою партию, но и прислушиваться к другим участникам. При исполнении попевок или коротких песенок для развития слуха и голоса дети также часто помогают себе, подыгрывая на шумовых инструментах, что способствует не только приобретению навыков игры на инструментах, но и активизирует внимание детей.

В работе с детьми используют различные методы и приёмы, выбор которых зависит от конкретных задач, вида деятельности, возраста детей, но основными методами являются наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный) облегчает усвоение музыкальных знаний детьми. Так, звучащее произведение хорошо сопровождать кратким рассказом о музыке, использовать приём контрастных сопоставлений стилей, жанров или музыкальных настроений. В разделе слушания музыки хорошо использовать показ репродукций картин художников, портретов композиторов, изображения звучащих инструментов оркестра, игрушки, музыкальные лесенки. Когда нужно разъяснить детям, как применить тот или иной приём исполнения или сообщить какие-то сведения о музыке, используют словесный метод. Ну и конечно, ребёнок всегда сам хочет попробовать сыграть на музыкальном инструменте или выполнить какое-то движение. Эта его потребность помогает закрепить на собственном опыте полученные музыкальные знания. Практические приёмы - оркестровка, передача характера музыки в движениях - позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому во всех видах музыкальной деятельности надо применять игровые приёмы. В игровой форме дети разучивают различные хлопки, притопы, взмахи и вращения кистями рук. Дети старшего дошкольного возраста учатся более быстрой реакции на музыку, передаче характерных особенностей поведения того или иного героя. При помощи мимики и жестов детей учат передавать развитие событий, конфликтные или дружеские отношения героев, при этом используют личный показ или наглядные материалы. Необходимо, чтобы каждый ребёнок показал другим детям образ так, как он его понимает. Застенчивых детей обязательно подбадривают, хвалят даже за незначительные успехи.

Требования ФГОС ДО внесли корректировки в работу всех педагогов детских дошкольных учреждений. Комплексно – тематическое планирование охватило все образовательные области. Музыкальному руководителю необходимо решать не только задачи музыкального развития детей, но и закреплять знания детей по математике, прививать нормы общения между детьми и взрослыми, заботиться об укреплении физического здоровья, развитии речи, развивать психические процессы, без которых в свою очередь невозможно успешное решение музыкальных задач. Идея интеграции образовательных областей стала ведущей. Она дала возможность взаимопроникновения в разные сферы развития детей. Поэтому продуманное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения играет решающую роль в становлении личности воспитанников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!