ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»
Тема самообразования:
«Специфика занятий физической культурой детей с ОВЗ »
Составила:
учитель физической культуры
Шустова Е. А.
Улан-Удэ
2020 г.
Физкультура для детей с ОВЗ
Физкультура для детей с ОВЗ в школе — важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дефицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.
Значение и особенности АФК
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации. Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система. В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК.
Основные принципы АФК:
1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.
2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».
3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом.
4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.
5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.
6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные психотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников), разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние развитие речи (подвижные игры с речетативами) развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры) развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов).
7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.
Рекомендации по преподаванию физкультуры
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные. Рассмотрим два метода. "Эволюционный метод двигательной реабилитации" (автор Н.Н Ефименко). Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением.
Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или " 8 золотых формул.
Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепенным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках. в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленнее и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мышцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.
Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.
«Игра-эстафета «Двойная мотивация»
Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа.
Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ.
Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.
Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе: перед изучением нового материала для закрепления разученных движений после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях. Виды движений, от 2-х до 10 и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:
проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия
бег с перепрыгиванием препятствий
ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах
ходьба с переносом мячей
обручей и других предметов
бег с ведением мяча
передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах
бег змейкой между предметами
ходьба с перешагиванием предметов
передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам
Противопоказаны:
акробатические кувырки вперед и назад
бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)
лазанье по канату бег до стены и ее касание (опасность ударов о стенку)
В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений,точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовыручка. Противопоказания к АФК
Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, легочная недостаточность, заболевания крови, нарушения спинального кровообращения, злокачественные образования, почечная недостаточность, хронический гепатит, близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки, осложненный сахарный диабет, эпилепсия, остеохондроз позвоночника с осложнениями, психические заболевания.
В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствование и самореализации.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/fizkultura-dlya-detey-s-ovz/