СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по русскому языку»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

Гимназия № 30 имени Музалева Д.Н.”





Программа курса

«Трудные вопросы

орфографии и пунктуации»





Класс: 11



Срок реализации:  2017-2018 учебный год










Автор: Панова Галина Александровна,

учитель высшей квалификационной категории








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

Программа курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана и предназначена для обучающихся 11 классов.

Данный курс дает возможность повторить, систематизировать и обобщить курс русского языка за курс основной школы.

В процессе занятий обучающиеся совершенствуют орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки, так как программа имеет высокую практическую направленность.

Одним из путей повышения эффективности обучения русскому языку может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволяют реализовать интеграцию обучения, широко применять задания по комплексному анализу текста.

Тема курса актуальна, так как специалисты самых разных профилей должны быть прежде всего грамотными людьми, свободно владеть родным языком.

Данный курс позволяет не только привести в систему знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», но и разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, углубить знания по этим разделам лингвистики.


Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся 10, 11 классов разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.


Основные образовательные задачи курса:

-расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

-повысить уровень логического мышления учащихся;

-создать условия для формирования языковой компетенции ;

-восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики.


Развивающие задачи курса:

-развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

-способствовать развитию речи учащихся;

-совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

-способствовать эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.


Воспитательные задачи курса:

-формировать ключевые компетенции;

-повышать интерес к гуманитарному образованию;

-воспитывать грамотного гражданина РФ.

По окончании курса учащиеся должны знать:

-принципы русской орфографии и пунктуации;

-основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность.


По окончании курса учащиеся должны уметь:

-использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

-применять теоретические знания по разделам «Орфография» и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях курса);

-уметь работать с текстами ЕГЭ по русскому языку;

-грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

-владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).


Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 год, должен способствовать подготовке учащихся 11 классов успешной сдаче ЕГЭ.

Курс рассчитан на учащихся с разной степенью мотивации и обученности.

Контроль, формы и методы работы отражены в содержании программы.


Результатом изучения курса является успешное применение предметных компетенций на практике (умелое использование литературы научного характера в тех случаях, когда возникают трудности орфографического или пунктуационного плана, уверенное применение полученных и отработанных знаний в решении вариантов ЕГЭ, в нестандартной ситуации).

Основное содержание

Первый раздел. Трудные вопросы орфографии.

Введение. Морфема как минимальная значимая часть слова. (1 час).

Система орфограмм данного раздела орфографии (12 часов).

Правописание гласных корня: безударные, чередующиеся гласные. Правописание согласных корня.

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными.

Правописание приставок на з-(с), пре-, при-.

Правописание суффиксов. Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях.

Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжений, -тся и -ться. О и Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и в окончании. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Слитные, дефисные и раздельные написания (З часа)

НЕ с разными частями речи.

НЕ и НИ с местоимениями.

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

Работа с орфографическим словарём (1ч.)

Второй раздел. Трудные вопросы пунктуации.

Знаки препинания внутри простого предложения (9 часов)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Знаки препинания между однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Вводные слова. Обращения. Междометия.

Знаки препинания между частями сложного предложения. (6 часов).

Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Выбор знаков препинания в бессоюзном сложном предложении на основе семантико-интонационного анализа.

Знаки препинания при передаче чужой речи (2 часа)

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.


Учебно-тематический планирование

Название раздела (темы)

Кол- во

часов

Формы проведения

Формы контроля

1

Введение. Морфема - значимая часть слова.

1

Беседа

Мини-сочинение

«Состав слова»


Система орфограмм.

17



2.

Безударные гласные в корне.

1

Практикум

Диктант по данной орфограмме

3-4.

Группы корней с чередованием гласных

2

Практикум. Работа с таблицей.

Составление опорной схемы.

5.

Правописание согласных корня. Чередование согласных в корне.

1

Практическая работа

Составление

тренировочного

опросника

6.

Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными. Правописание иноязычных словообразовательных

элементов (лог, фил, фон, агро, био и т.п.)

1

Практикум. Работа со словарями

Составление словаря трудных слов, словаря иностранных слов, составление тестовых

заданий.

7.

правописание приставок на з-(с-), пре,-при-.

1

Практикум. работа со словарём.

Составление таблицы, сообщения о происхождении слов.

8.

Правописание суффиксов разных частей речи.

1

Семинар- практикум

Словообразовательный анализ слов, составление таблицы

9.


Н и НН в полных и кратких прилагательных и причастиях

1

Практикум

Составления алгоритма написания Н и НН в

словах разных частей речи.

10

Правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, -тся и -ться.

1

Тренинг

Составление опорной схемы для самоконтроля.

11

Гласные О-Е после шипящих и Ц в корнях слов, в окончаниях и суффиксах разных частей речи

1

Практикум. Работа с опорной таблицей, со словарём.

Словарный диктант

12

Ь после шипящих в словах разных частей речи

1

Тренинг с опорой на таблицу

Проверочная тестовая работа, составление словаря трудных написаний.


Слитные, дефисные и раздельные написания.

3



13

Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов и союзов.

1

Практикум

Сочинение на лингвистическую тему

14-

15

Правописание не с разными частями речи. HE и НИ с местоимениями

2

Семинар-

практикум

Сообщения учащихся с подбором примеров из

художественной литературы,

составление опорной схемы.

16

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

1

консультация

Составление словаря трудных написаний.

17


Работа с орфографическим словарём.

1

практикум

Составление словарного диктанта из трудных для запоминания слов. Сочинение «О чём может рассказать словарь»


Знаки препинания внутри простого предложения

9



18.

Знаки препинания внутри простого предложения.

1

Беседа. Практикум

Комплексный анализ текста.

19.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Интонационные особенности этих предложений.

1

Практикум

Составление опорных схем, конструирование по ним предложений.

20-21

Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщающее слово при однородных членах предложения

2

Семинар- практикум

Составление схем рядов однородных членов, конструирование по ним предложений.

22-

23

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

2

Семинар- практикум

Сообщения учащихся, составление обобщающей таблицы

24

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

1

Практикум

Комплексный анализ

текста

25

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Отличие их от членов предложения:

1

Практическая забота

Составление сообщения на тему «Назначение вводных слов и их роль в предложении»

26

Знаки препинания при обращении. Пунктуационное выделение междометий

1

Беседа, практикум

Сочинение-

эассуждение о роли в поэтическом тексте риторического обращения.


Знаки препинания между частями сложного предложения

6



27

Виды сложных предложений

1

Исследование

Комплексный анализ текста

28

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

1

Тренинг

Комплексный анализ текста

29- 30

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

2

Практикум

Комплексный анализ текста

31- 32

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

2

Практикум

Пунктуационный анализ текста


Знаки препинания при передаче прямой речи

2



33

Знаки препинания при прямой речи

1

Практикум

Составление микротекстов, диалогов, их запись.

34

Цитирование. Способы оформление цитат в письменной речи.


1

Лекция. Практикум

Сочинение-миниатюра с включение цитат.

ИТОГО: 34 часа



Учебно-методическое обеспечение

1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.

2. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.

3. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Айрис-пресс, 1999.

5. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2010. – Ростов н/Д, 2009

6. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.

7. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.

8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!