СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы успешно справиться с частью С, ученикам  нужно овладеть теорией  и практикой создания связного текста, на что и направлен данный  курс.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по русскому языку в 11 классе»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г.О. НАЛЬЧИК

360009, КБР, г. о.Нальчик, ул. Тимирязева, 7 Телефон: (8662) 91-16-19, 91-17-29 e-mail: [email protected]


ОГРН 1020700750333 ИНН 0711038298 КПП 072601001 Сайт: www.future21.ru



«_______» __________________200__ г. №____________









Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ №21»
__________ З.М.Казакова
«__»_________20___ г.

Согласовано
Зам. директора по УВР
____________ И.А.Алехина
«__»___________20___ г.

Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № 1
«10» сентября 2016г.
Руководитель МО К
ошелева О,А,
___________________



Спецкурс

по русскому языку

Класс: 11 «А»

Учитель: Бленаова Зарема Ауесовна








Нальчик

2017- 2018 учебный год


Пояснительная записка

Задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение) – важный структурный компонент экзаменационной работы по русскому языку за курс средней школы. Это задание позволяет определить уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

Для учащихся написание сочинения является серьезным испытанием. Чтобы успешно справиться с частью С, ученикам нужно овладеть теорией и практикой создания связного текста, на что и направлен данный факультативный курс.

Программа факультативного курса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего среднего (полного) образования по русскому языку 2004 г.;

  • Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2017-2018 учебного года по русскому языку;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по русскому языку;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по русскому языку.

Цель факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к выполнению части С (задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение)).

Задачи курса:

- познакомить учащихся со структурными компонентами экзаменационного сочинения-рассуждения, технологией его написания;

- систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых), функциональных стилях, типах речи;

- способствовать совершенствованию навыков редактирования собственного текста;

- совершенствовать практическую грамотность учащихся;

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- способствовать формированию у учащихся культуры устной и письменной речи;

- психологически подготовить учащихся к процедуре ЕГЭ.

Программа данного факультативного курса рассчитана на 68 учебных часов (2 час в неделю) и предназначена для учащихся 11-го класса.

В качестве методического сопровождения используется учебно-методическое пособие – рабочая тетрадь Сениной Н.А. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (Ростов-на-Дону: «Легион-М», 2017). Оно содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, практические задания , методику подготовки к выполнению части С.

Основные формы организации занятий.

В основе обучения – органичное сочетание теоретической и практической форм работы с учащимися:

- занятие-лекция с элементами проблемного диалога (исследования);

- практические занятия (анализ текстов различных стилей и типов, тестовые задания, рецензирование сочинений-образцов, написание и редактирование сочинений-рассуждений);

- самостоятельная работа с учебной, справочной, художественной литературой;

- индивидуальные консультации.

Виды контроля уровня достижений учащихся:

  1. Текущий (на каждом занятии);

  2. Промежуточный (в конце изучения раздела);

  3. Итоговый (в конце курса) предполагает создание творческой работы (сочинения-рассуждения), соответствующей требованиям, предъявляемым к части С на Едином государственном экзамене.

Оценивание работ учащихся осуществляется по системе «зачет \ незачет» (более 50% выполнения задания – «зачет», менее 50% – «незачет»).

Формы контроля:

  • практическая работа

  • самостоятельная работа

  • тестирование

  • анализ текста

  • редактирование текстов-образцов

  • творческая работа (сочинение)

  • презентации, созданные учащимися

  • составление обобщающих схем, таблиц

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся, изучившие курс, должны

знать:

– структуру и компоненты экзаменационного сочинения-рассуждения;

– основные правила рецензирования, редактирования чужих текстов;

– нормы литературного языка (речевые и языковые), типологические особенности функциональных стилей, типов речи;

уметь:

– понимать и интерпретировать содержание прочитанного текста;

– формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

– выявлять авторскую позицию и грамотно ее формулировать;

– выражать и грамотно аргументировать собственное мнение по заявленной проблеме;

– структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

– последовательно и логично излагать мысли, используя разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

– совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные, речевые, языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

– оформлять собственное высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;

использовать приобретенные знания и умения

– для адекватного и компетентного оценивания той или иной языковой ситуации;

– для успешного выполнения задания части С на ЕГЭ, в том числе по другим предметам (написание эссе по обществознанию, истории);

– в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Содержание программы.

Теоретический блок :

Введение.

Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания.

Раздел 1. Проблема текста.

Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.

Как сформулировать проблему?

Типовые конструкции (клише).

Типичные ошибки при формулировании проблемы.

Раздел 2. Комментарий к проблеме.

Типы комментария. Типы информации в тексте.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

Типичные ошибки при комментировании.

Цитаты. Способы цитирования.

Раздел 3. Авторская позиция.

Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.

Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах.

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции.

Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции.

Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации.

Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации.

Раздел 5. Композиция сочинения.

Виды и формы вступления.

Виды заключения.

Типовые конструкции, используемые в заключении.

Раздел 6. Речевое оформление сочинения.

Средства связи предложений в тексте.

Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки.

Речевые ошибки.

Грамматические ошибки.

Практический блок :

Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики). Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).

Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция). Практическое занятие (аргументация собственной позиции).

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.

Редактирование собственного сочинения.

Творческие работы

Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Презентация собственной работы. Создание «Банка аргументов» и его презентация.



Календарно-тематическое планирование



№№



Дата



Тема занятия

Количество часов



Основные понятия

Введение

1.

Сент.

1 нед

Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания.

1

*структурные компоненты сочинения

Раздел 1. Проблема текста.

2-4.

1 нед

2 нед


Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы.

3

*проблема *типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные и т.д.) *алгоритм выявления проблемы

5-7.

3 нед

4 нед


Как сформулировать проблему? Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы.

3

*способы формулирования проблемы * штамп * клише

8-10.

4 нед

Окт

1 нед

Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики).

3


Раздел 2. Комментарий к проблеме.

11-12.

2 нед

Типы комментария. Типы информации в тексте.






2

*концептуальный комментарий *текстуальный комментарий *информация фактуальная, концептуальная, подтекстовая (скрытая)

13-14

3 нед

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментировании.

2


15-16

4 нед

Цитаты. Способы цитирования.

2

*цитата *прямая речь *косвенная речь *вводные конструкции

17-18

Ноя.

2 нед

Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов).

2


Раздел 3. Авторская позиция.

19-20.

3 нед

Позиция автора. Средства выражения авторской позиции.

2


*авторская позиция * слова-маркеры * оценочная лексика *средства выразительности (помогающие понять ПА) *вводные слова оценочного характера * побудительные предложения

21-22.

4 нед

Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах.



2

23-25.

Дек

1 нед

Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

3


26-27.

2 нед


Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция)

2


28-29

3 нед

Творческая работа (сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция).

2


Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции.

30-34

4 нед

Янв

2 нед

Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации.

4

*аргументация *аргумент *тезис * иллюстрация как элемент аргументации *виды аргументов (логические, иллюстративные, ссылки на авторитет) * «аргумент к обещанию» * «аргумент к угрозе»

35-36

3 нед


Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации.

2

37-38

4 нед


Практическое занятие (аргументация собственной позиции).

2


39-42

Фев

1 нед


Создание «Банка аргументов» и его презентация.

3


Раздел 5. Композиция сочинения.

43-44

2 нед


Виды и формы вступления.

2

*виды и формы вступления (проблемный вопрос, ссылка на авторитет, цитата, создание эмоционального настроя и т.д.)

45-46

3 нед


Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.

2

*виды заключения (обобщение, риторический вопрос, риторическое восклицание, цитирование)

47-49

4 нед

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.

3


Раздел 6. Речевое оформление сочинения.

50-51

Март

1 нед

Средства связи предложений в тексте.

2

*средства связи предложений в тексте (лексические, грамматические, синтаксические)

52-53

2 нед

Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки.

2

*виды фактических, логических ошибок

54-57

3 нед

Грамматические ошибки.

3

*виды грамматических ошибок

58-59

Апр

1 нед

Речевые ошибки.

2

*виды речевых ошибок

60-64

2 нед

3 нед

4 нед

Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов.

5


65-66

Май

1 нед

Творческая работа (сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста). Презентация собственной работы.

2


67-68

2 нед

Редактирование собственного сочинения. Индивидуальная консультация.

2


69-70

3 нед

Резервные уроки

2














Литература для учащихся:

Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2017.

Литература для учителя:

Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

Егораева Г.Т. ЕГЭ 2012. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Казарина С.Г. Милюк А.В. Усачева М.П. Стилистика и культура речи: учебное пособие по русскому языку. – Издательство: Феникс, 2004 г.;

Любичева Е.В. ЕГЭ – 2017. Русский язык. На пути к экзамену: Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2017.

Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С (модели сочинений). Учебное пособие для 10-11 классов. – Ростов-на-Дону: Легион, 2016.

Цыбулько И.П. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2017.

Интернет-ресурсы

http://www.saharina.ru

капканы егэ.рф




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!