Цель программы:
В игровой форме познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности, в том числе пожарной безопасного поведения в квартире, в доме.
Задачи программы:
познакомить с телефонным номером 01;
закрепить, какие бытовые электрические приборы могут быть опасны в пожарном отношении и почему;
довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если они попадут в руки невнимательного, безответственного человека;
закрепить с детьми знания о том, что огонь может приносить людям пользу и вред;
воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с электроприборами и огнём.
Ход программы. Дети находятся в зале.
Незнайка вбегает в зал, держа в руках большой спичечный коробок.
Незнайка: (подзывает детей к себе) Привет!
Давайте будем, знакомится! Меня зовут…(ждет, пока дети назовут его имя)
Молодцы! А сейчас я буду с вами, знакомится.
Игра «Познакомимся»
Незнайка: Давайте будем здороваться.
Игра «Поздороваемся»
Незнайка: Ой, совсем забыл, смотрите, что у меня есть!(Показывает коробок и достаёт одну спичку) Знаете, что это? (Дети отвечают) Ну, что пошалим? Раз, два, три…
Ведущая: Так вот ты где?
Незнайка: (прячет спички за спиной) Кажется, меня сейчас отчитывать будут!
Ведущая: Незнайка, у меня со стола пропали спички. Ты, случайно не знаешь, где они? (Если дети расскажут про Незнайку, похвалить.) Молодцы, ребята, что всё мне рассказали. Поступайте так всегда, чтобы с вами не приключилась беда.
Незнайка: Какая ещё беда? На придумывали тут. А чего я такого сделал? Подумаешь, всего лишь спичку ребятам показал. Я же ведь её даже зажечь не успел. Правда, ребята? (Дети отвечают).
Ведущая: Не успел, говоришь. Да я же тебя очень хорошо знаю, Незнайка. Ты обязательно бы её зажёг, если бы я вовремя не пришла. А спички детям не игрушка. Незнайка, отдай мне, пожалуйста, коробок со спичками.
(Незнайка с не охотой отдаёт коробок).
Ведущая:
Для забавы для игры спички в руки не бери
Коробка спичек хоть мала
Но много может сделать зла.
Даже крошка огонёк
От пожара недалёк.
Незнайка: Что вы меня всё учите, да учите? Я и без вас все знаю! Вот задайте мне простенький вопрос.
Ведущая: Хорошо. Для чего людям нужны спички?
Незнайка: А полегче ничего нельзя было спросить? Эх, я, пустая голова! Ребята, подскажите, для чего? (Дети отвечают)
Ведущая: Молодцы, ребята! Значит огонь – это наш друг. Но когда огонь может превратиться во врага? (Дети отвечают) От чего возникает пожар? (Дети отвечают)
Незнайка: Получается, что если бы я зажёг спичку, и она упала на пол, то начался бы пожар? Ни чего себе!
Ведущая: Да, ведь вокруг нас находятся различные предметы, которые могут загореться от одной спички!
Незнайка: Из-за одной спички? Ни чего себе!
Игра «Что лишнее?». (На столе картинки с различными предметами: кипятильник, расчёска, шкатулка, кастрюля, стакан, зажигалка, ложка, фен, ваза, колечко, спички, зажигалка, свеча, подушка, утюг, телевизор, ведро, пылесос, стиральная машина, электрокофемолка,фломастер и т.д., ребёнок должен взять только одну картинку).
Ведущая: Ребята, подойдите, пожалуйста, сюда. Возьмите картинки, где изображены те предметы, из-за которых может вспыхнуть пожар.
(Дети показывают педагогу картинки).
Незнайка тем временем снова берёт спичечный коробок, садится на диван и начинает разглядывать картинки на коробке.
Ведущая: Ты опять взял спички?
Незнайка: Да подождите вы (называет имя и отчество педагога)! Ребята, смотрите, какие на коробке картинки нарисованы! Идите сюда. (Усаживает детей рядом с собой)
Незнайка показывает пожарного, который изображен на коробке. А это кто такой? (Дети отвечают) Ни чего себе! А чем занимаются пожарные? (Дети отвечают) Интересно, а откуда они узнают, что где-то начался пожар???
Ведущая: Какой номер нужно набрать на телефоне, чтобы вызвать пожарную команду? (Дети отвечают, если знают). Правильно 01. Этот номер нужно запомнить хорошенько! Повторите его дружно. И ты, Незнайка повторяй вместе с нами. А можно без причины пожарных вызывать? (Дети отвечают) Кто объяснит, почему нельзя вызывать пожарных, если нет пожара? (Потому, что они опоздают на настоящий пожар.)
А чем пожарные тушат огонь? (Водой.)
Незнайка из кармана достаёт красные и 2 синие ленточки.
Ведущая: Я смотрю, Незнайка, ты запасливый. Ленточки, это хорошо! А давайте с ними поиграем. Красные ленточки – это будет огонь, а синие – вода.
Игра «Огонь и вода».
(Всем детям надо закрепить по одной красной ленты сзади (как хвостики) – это «огонь», а двум привязать синие ленты - это «вода». Дети «огонь» встают в кружок. А дети «вода» в середину круга.
По сигналу дети с синими ленточками должны собрать все красные «хвостики» с убегающих детей, то есть «потушить огонь».)
Разгорайся огонь
Пламя выше, пламя круче
Достает до самой тучи.
Но появится вода, и огню тогда беда!
Раз-два-три: вода огонь туши! (Игра началась)
Ведущая: Очень часто, когда пожарные приезжают на пожар, прежде чем тушить огонь они ведут спасательные работы. Выносят из огня детей, животных, стариков, инвалидов.
Эстафета «Спаси игрушку из огня».
Ведущая: Если начался пожар, нельзя прятаться под кровать, в шкаф или куда- либо надо сразу бежать к выходу, в безопасное место. А когда окажешься в безопасности, вызывай пожарных.
Если близко телефон
И тебе доступен он
Нужно 01 набрать
И скорей пожарных звать.
Незнайка ставит на полу кегли и ползает вокруг них.
Ведущая: Ты чего там опять придумал, Незнайка?
Незнайка: А знаете, что я знаю. Когда пожар прятаться нельзя, а надо ползти быстро к выходу.
Ведущая: Какой ты молодец, Незнайка! Ведь дым от пожара поднимается к верху и, чтобы не задохнуться от него лучше ползти.
Эстафета «Вперёд, к выходу!».
Незнайка: А я вот всё думаю. Так получается, что пожарные, как спортсмены?
Ведущая: Почему?
Незнайка: Так они же бегают туда-сюда, туда-сюда.
Ведущая: Они не всегда бегают, иногда и на машине едут.
Незнайка: На машине? На какой?
(Ведущая показывает картинку с изображением пожарной машины).
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета?
Незнайка: Вы столько всего знаете, ребята. Но давайте вместе повторим, что мы сегодня узнали.
Игра "Топаем, хлопаем"
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (Хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (Топают)
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром. (Топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает. (Хлопают)
Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают. (Топают)
Ян увидел: дом горит, Мальчик "01" звонит. (Хлопают)
Незнайка: Ребята вы такие молодцы! Всё запомнили. А можно я вам спою частушки? (Дети отвечают)
У пожара, у пожара, очень много есть причин
Путь единственный к спасенью набираем 01.
Не играй, дружок, со спичкой помни ты - она мала
Но от спички - невелички может дом сгореть дотла.
Ведь нельзя шутить с огнём, помни ты всегда о том,
Кто с огнём не осторожен у того пожар возможен.
Ведущая.
Не шути, дружок с огнём
Чтобы не жалеть потом!
Ребята, не забывайте о том, что спички детям не игрушка. И тогда с вашей семьёй не случится беда. Незнайка, давай детям подарим книжки на память о нашем празднике. (Вручение книг).
Незнайка: Всем пока! Побегу Знайке всё расскажу.
Тема: «Спички не тронь, в спичках – огонь!»
Цели: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, тренировать у учащихся умение находить решения в чрезвычайных ситуациях.
Форма проведения: занятие-практикум
Оборудование: плакаты, рисунки, 23 серия мультфильма «Спроси у Альберта» («Огонь друг или враг?»), пословицы об огне и спичках, сигнальные карточки.
Перед началом занятия дети знакомятся с представленными на выставке рисунками, поделками по противопожарной теме, различными приспособлениями для тушения пожаров.
Плакаты «Спички- не тронь. «Не играй, дружок, со спичкой
В спичках- огонь!» Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть до тла!»
«Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнем осторожны всегда!»
Ход мероприятия
1. Загадка
а)У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжешься!
Я – …(огонь)
б) По деревне прошел, ничего не осталось. (Пожар)
в) В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (Спички)
2. — Ребята, слово пожар вам приходилось слышать много, много раз. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшейся стихии. Но огонь не всегда такой. Огонь- давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Ребёнок читает стихотворение:
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было.
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В компьютер тоже б не играли.
В общем, плохо было б жить. (Н.Афанасьева)
3. - Но случается и так. Огонь вдруг из верного друга превращается в беспомощного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
Дети читают стихи:
- Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
- Да, огонь бывает разный-
Бледно- желтый, ярко- красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.
- Злой огонь-огонь пожара,
Злой огонь- огонь войны.
От безжалостного жара
Дни темны.
Поля черны.
- Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны.
- При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин.
При пожаре, при пожаре
Набирают «Сто-один»
4. Просмотр мультфильма «Спроси у Альберта» (Серия 23: «Огонь друг или враг?»)
5. - Чтобы, ребята, не было этой страшной беды - пожара, надо знать элементарные правила пожарной безопасности и помнить о них постоянно, когда вы и ваши мамы и папы имеют дело с огнем, электроприборами, газом. Запомните, дети, правила эти…
Чтоб огонь не стал твоим врагом
Будь осторожен с утюгом!
Не суши белье под газом
— Всё сгорит единым разом!
Когда без присмотра оставлена печь-
Один уголек целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Ты о пожаре услыхал-
Скорей об этом дай сигнал.
Хором
Пусть помнит каждый гражданин-
Пожарный номер
Сто-один!
- Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся поблизости.
· Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
· Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
· Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань.
· Запомни это сам и расскажи другим.
6. Составьте пословицу из отдельных частей. (Работа в группах.)
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
Спички – не игрушка, огонь - не забава.
Искра мала, а великое пламя рождает.
Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
7. Игра «Если возник пожар»
Работа в группах. Решение ситуационных задач. (Дети в ходе коротких тестов выбирают правильный ответ и поднимают соответствующий сигнал: красный, желтый, зеленый)
1. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:
а) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;
б) начну тушить пожар в квартире;
в) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.
2. Если комната начала наполняться густым едким дымом?
а) открою окно и дверь;
б) буду продвигаться к выходу;
в) закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.
3. Что делать, если огонь в квартире еще маленький?
а) оповестить соседей и приступить к тушению огня;
б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;
в) открыть в комнате окна.
4. Что ты будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
а) залью сковороду водой;
б) вынесу ее из кухни;
в) выключу газ, накрою сковороду крышкой.
5. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым?
а) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;
б) залью телевизор водой;
в) убегу в другую комнату.
6. Что делать, если включенную конфорку газовой плиты залило водой из кипящего чайника?
а) проветрить кухню;
б) зажечь конфорку снова;
в) выключить газ, проветрить кухню, протереть плиту.
8. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
- Молодцы! А сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу,
И квартиру от огня?
(Это я, это я, это все мои друзья)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Молчат)
Кто соседней детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья)
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел.
(Молчат)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто помочь другому рад?
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья)
— Молодцы, ребята! Я вижу, вы знаете, что с огнем шутить опасно.
9. Подведение итогов.
- Ребята, вы хорошо запомнили правила противопожарной безопасности, выполнили предложенные задания, ответили на все вопросы, поэтому пожар вам теперь не страшен!
Спички в хозяйстве – нужный предмет.
В этом сомнения ни у кого из нас нет.
Знать надо цели их примененья –
В этом должны проявить вы уменье.
В играх спичкам места нет!
Друг, запомни сей совет.
Мы, взрослые, спички подальше кладём,
Чтоб не играли дети с огнём.
Мы им рассказываем о страшной беде,
Которая происходит с людьми в огне.
К сожалению, этому вопреки – вот беда,
Дети не слушают нас никогда.
Ребята, прошу вас, не допускайте пожара!
Верьте, нет ужасней такого кошмара.