СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

СИПР(специальная индивидуальная программа развития)

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО заместитель директора по Директор МКОУ

Руководитель МО УВР МКОУ «Специальная





__________ Расторгуева АА. «Специальная(коррекционная) (коррекционная)

Протокол № ____ от общеобразовательная школа-интернат общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными для обучающихся с ограниченными

«_____»__________20_____г. возможностями здоровья" возможностями здоровья"

_____________ Грищенко Н.П. ______________ И.В.Королева

«_____»___________20____г. « _____»___________20____г.







Специальная индивидуальная программа развития


обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),с тяжелыми и множественными нарушениями развития


Киселев Никита Дмитриевич

2016-2017 учебный год









Составитель:

Вагнер Татьяна Гергардовна

Учитель первой квалификационной категории









Троицк, 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (далее АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариант D) .

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п


Раздел специальной индивидуальной образовательной программы


Количество занятий

1

Окружающий природный мир

1

2

Окружающий социальный мир

0,5

3

Речь и альтернативная коммуникация

1

4

Математические представления

1

5

Музыка и движения

0,5

6

Изобразительная деятельность

0,5

7

Адаптивная физкультура

1

8

Сенсорное развитие

1

9

Предметно-практические действия

0,5

10

Двигательное развитие

0,5

11

Альтернативная коммуникация

0,5

итого:8 часов в неделю, 264 занятия в год




ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ



Формирование интереса к изучению объектов живого и неживого мира. Формирование представлений о себе и ближайшем окружении. Знакомство детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомство детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащение чувственного опыта: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

Развитие понимания обращенной речи, формирование активной речи на основе звукоподражания. Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.


СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Обучение детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона, дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов. Обучение детей различать свойства и качества предметов: мягкийтвердый, мокрый-, большой-маленький, громкий-тихий, сладкийгорький. Формирование умения выделять определяемое свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи). Формирование у детей поисковых способов ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач. Создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Создавать условия для накопления детьми опыта практической деятельности с дискретными и непрерывными множествами. Развитие у детей активных действий с предметами и непрерывными множествами. Обучение детей выделять и группировать предметы по заданному признаку; выделять 1,2 и много предметов из группы; различать множества по количеству:1,2, много, мало, пустой, полный. Формирование умения составлять равные по количеству множества предметов «столько, сколько…»; сопоставлять численности множеств, воспринимаемых разными анализаторами в пределах двух без пересчета. Формирование количественных представлений с учетом ведущих видов деятельности. Обучение анализированию, сравнению, обобщению. Обучение детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование) в пределах пяти.

ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формирование целенаправленной предметно-орудийной деятельности в процессе выполнения игрового задания. Формирование у детей обобщенных представлений о вспомогательных средствах и предметах-орудиях. Формирование у детей навыка использования предметов-заместителей. Обучение детей пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач. Создавать предпосылки к развитию наглядно-образного мышления: формирование обобщенных представлений о предметах-орудиях, их свойствах, качествах. Формирование у детей зрительной ориентировки и основных функций речи (фиксирующей, сопровождающей, планирующей). Формировать предпосылки к развитию словесно-логического мышления.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Ожидаемые личностные результаты:

1. осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

2 эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности ребенка с педагогом;

3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4. формирование уважительного отношения к окружающим;

5. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


Ожидаемые предметные результаты:


Раздел «Ознакомление с окружающим миром» Дети должны научиться:

- называть свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;

- показывать и называть части тела лица; выделять на фотографии себя и членов своей семьи;

- показывать и называть отдельные предметы одежды, посуды, игрушек, мебели и т.д.

-узнавать реальные и изображенные на картинках знакомых животных и птиц;

- знать, что делает человек определенной профессии;

- выделять по обобщающему слову продукты, игрушки, предметы посуды и одежды;

- называть некоторые предметы и объекты живой и неживой природы;

- определять по изображениям времена года;

- определять текущее состояние погоды и т.д.


Раздел «Формирование элементарных математических представлений». Дети должны научиться:

- выделять 1,2 и много предметов из группы; находить 1,2 и много однородных предметов в окружающей обстановке; составлять равные по количеству группы предметов;

-различать дискретные и непрерывные множества по количеству;

- понимать выражение «столько…, сколько…»;

- осуществлять группировку предметов по количественному признаку;

- выполнять операции объединения и разъединения в пределах трех;

- осуществлять счет в прямом и обратном порядке;

- определять количество предметов на картинках, расположенных в ряд и при различном расположении, в пределах пяти;


Раздел «Формирование мышления».

Дети должны научиться:

- пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;

- использовать вспомогательные средства (сачок, тесьму, молоточек, стул для приближения к себе далеко или высоко стоящих предметов);

-использовать предметы-заместители в проблемно-практических ситуациях;

- пользоваться методом проб как основным способом решения задачи;

- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;

- воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.


Раздел «Сенсорное развитие». Дети должны научиться:

- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;

- различать свойства и качества предметов: мокрый-сухой, большой-маленький, сладкий-горький, горячий-холодный;

- сличать основные цвета «Покажи, где такой кубик»;

- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов;

- складывать разрезную картинку из 2-х, 3-х частей;

-доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;

- выполнять группировку предметов по заданному признаку;

- называть в собственной речи знакомые свойства и качества предметов.



Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год).


Показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)

!

Действие выполняется ребёнком:


- со значительной помощью взрослого

зп

- с частичной помощью взрослого

чп

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

пи

- по подражанию или по образцу

по

- самостоятельно с ошибками

со

- самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н






Оценка результативности освоения СИПР




Учебные предметы и коррекционные курсы

I

II

Речь и альтернативная коммуникация

- приветствие собеседника жестом (помахать рукой из стороны в сторону)



- установление зрительного контакта с собеседником



-реагирование на собственное имя



- выражение согласия жестом (кивок головы)



-выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону)



- прощание с собеседником жестом (помахать рукой)



-элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата



-выполнение одного действия по словесной инструкции («посмотри на меня»)



- установление визуального контакта с собеседником



- ориентация на лицо взрослого



- удерживание позы во время диалога (сидя, стоя)



- соблюдение коммуникативной и физической дистанции



- адекватное использование мимики и выражения лица



- понимание обобщающих понятий:

птицы

животные

цветы



- понимание слов, указывающих на предмет, его признак:

мой

твой



Математические представления

- выбрать названный предмет из двух



- указать названную часть тела



- показать названный предмет, выбрав из ряда объектов



- перемещение «косточек» по проволочной рамке



-определение месторасположения предметов в пространстве:

близко (около)

вверху-внизу

справа-слева



- перемещение в пространстве в заданном направлении:

вверх

вниз

вправо

влево



-обводка геометрической фигуры (круг, квадрат) по шаблону



- рисование геометрической фигуры:

точка

круг



Окружающий социальный мир

- представление о себе



- реагирование на свое имя



-умение пить из чашки и из стакана



- умение надевать и снимать предметы одежды (обуви)



- знание частей тела человека



Изобразительная деятельность

- сминание бумаги



- разрывание бумаги на части



- разминание пластилина



- размазывание материала:

клей

краска



- умение ориентироваться на листе бумаги



- рисование точек



- рисование линий



- умение рисовать предметы округлой формы



- нахождение цвета



- закрашивание внутри контура



Адаптивная физкультура

- умение показать себя (реакция на «я», свое имя)



- реакция на учителя, воспитателя



-умение следовать несложной словесной инструкции учителя



-умение пользоваться невербальными средствами общения



- сжимание и разжимание кистей рук



- круговые движения кистью



Коррекционно – развивающие занятия

- артикуляционная (речевая) гимнастика



- упражнения для языка



- упражнения для губ



- логопедические игры



Сенсорное развитие

-зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека



- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете



-фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него



-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)



-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом



-узнавание и различение цвета объекта



-восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый



Предметно – практические действия

-сминание бумаги



-отрывание кусочков бумаги от целого листа



- работа с бумагой (сгибание, разгибание)



-разминание пластилина



-встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях



-захватывание, удерживание предмета



-опускание предмета в коробку



-бросание мелких предметов в коробку



-работа с пирамидками



-встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы)



-толкание предметов (мячи, коляски, машинки)



-вращение различных предметов



-нажатие на предметы (всей рукой, пальцем)



-сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)



-подтягивание предметов за веревочку



Двигательное развитие

-выполнение движений головой



-выполнение движений руками



-выполнение движений пальцами рук



-выполнение движений плечами



-бросание и ловля мяча



-изменение позы в положении лежа



-изменение позы в положении стоя



-обучение вставать на четвереньки



-обучение ползать



-обучение сидеть ровно





Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата начала СИПР 1.09.2016 г. Подпись учителя:



Дата окончания СИПР 26.05.2017 г. Подпись опекуна: