Специальная индивидуальная программа развития
1. Индивидуальные сведения о ребенке:
ФИО ребенка: Д.
Возраст ребёнка: 16 лет
Место жительства: ...
Родители: ....
Год обучения в МБОУ СОШ - 1
Ступень обучения: начальная школа, 8 "а" класс
Группа (особые потребности): Умеренная умственная отсталость (вариант2)
2. Структура СИПР
№ | Содержание | Стр. |
1. | Индивидуальные сведения о ребенке | 1 |
2. | Структура СИПР | 1 |
3. | Психолого-педагогическая характеристика ребенка на начало учебного года. | 1-2 |
4. | Индивидуальный учебный план. | 2 |
5. | Содержание образования: | |
5.1 | Содержание учебных предметов | 2-12 |
5.2 | Нравственное развитие | 12 |
5.3 | Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 12 |
6. | Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 12 |
7. | Программа сотрудничества с семьёй | 12 |
8. | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. | 12-13 |
9. | Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 13-18 |
3. Психолого-педагогическая характеристика ребенка на начало года:
Семья полная, состоит из пяти человек. Воспитанием ребёнка занимается мать и отчим. У Даниила есть две младших сестры. Члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. У ребёнка имеется отдельная комната, рабочее место для занятий.
По заключению ПМПК у Даниила умеренная умственная отсталость.
Даниил хорошо развит физически. Рост и вес опережает физиологический возраст. Основные двигательные навыки сформированы недостаточно. Он с трудом выполняет простейшие физические упражнения. Плохо развита мелкая моторика. Пишет только печатные буквы, механически срисовывая с образца, очень крупно, строки не видит. Рисует по заданному шаблону, творчества не проявляет.
Даниил понимает обращённую речь на бытовом уровне. Понимает простые речевые инструкции ("встань", "сядь", "собери"), но не всегда их выполняет. В большинстве случаев не понимает более сложной словесной инструкции и цели задания. Даже после показа способа выполнения не может выполнить задания. Цвета знает плохо, может назвать 3-4 цвета, но часто путает их. Охотно занимается ручным трудом: лепит из пластилина, вырезает из цветной бумаги, наклеивает аппликации. Самостоятельно выполнить задание не способен, требуется пошаговая инструкция (обведи, вырежи, намажь клеем и т. д.). Знает названия некоторых предметов и может соотнести с их изображением. Но не способен рассказать о том, что видит на сюжетной картинке. Активная речь не развита. Говорит нечётко, отмечается сокращение слоговой структуры слова (птичка - "пита", дерево - "дево" и т. п.). Во время занятий часто произносит нечленораздельные звуки, смеётся. При общении избегает прямого взгляда в лицо или глаза человека.
Считает до десяти, но нарушая порядок и пропуская числа. Не способен соотнести цифру и количество предметов. Букв не знает. Игровая деятельность в целом не сформирована, однако ребёнок выполняет отдельные игровые действия.
Внимание в процессе работы неустойчивое. Быстро устаёт, отвлекается, отказывается выполнять задание (уходит в другую комнату или прячется под одеяло).
Навыки самообслуживания сформированы слабо. Одевается и раздевается самостоятельно, но необходим контроль над внешним видом.
Приоритетные области и предметы для педагогической работы:
- Математические представления
- Окружающий природный мир
- Адаптивная физкультура
- Изобразительная деятельность
4. Индивидуальный учебный план.
Общее количество часов -10 ч в неделю 34 учебных недели в год
№ п/п | Предмет | Количество часов в год | Специалист |
1 | Математические представления | 34 | Учитель |
2 | Окружающий природный мир | 34 | Учитель |
3 | Адаптивная физкультура | 34 | Учитель |
4 | ИЗО | 34 | Учитель |
5. Содержание образования.
5.1. Содержание учебных предметов.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Пояснительная записка
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности ребенок, имеющий умственную отсталость, нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме» «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник» «квадрат» «прямоугольник» «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево).
Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1-2 | Диагностика | 2ч | | |
3 | Пересчитывание предметов в доступных пределах. | 1 ч | | |
4 | Элементарные количественные (дочисловые) представления. | 1 ч | | |
5 | Элементарные математические представления о форме предметов. | 1 ч | | |
6 | Элементарные пространственные, временные представления. | 1 ч | | |
7 | Элементарные математические представления о величине. | 1 ч | | |
8-9 | Различение и сравнение предметов по форме, величине, удалённости. | 2 ч | | |
10-11 | Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами. | 2 ч | | |
12-13 | Соотнесение числа с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | 2 ч | | |
14-15 | Ориентирование в схеме тела, пространстве, на плоскости. | 2 ч | | |
16-17 | Различение, сравнение и преобразование множеств (один - много). | 2 ч | | |
18-19 | Знакомство с составом числа. | 2 ч | | |
20-21 | Представление множества двумя другими множествами в пределах пяти. | 2 ч | | |
22-23 | Умение обозначать арифметические действия знаками. | 2 ч | | |
24-25 | Решение простых задач с опорой на наглядность. | 2 ч | | |
26-27 | Решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц. | 2 ч | | |
28-29 | Использование математических знаний при решении простейших житейских задач. | 2 ч | | |
30-31 | Распознавание цифр, обозначающих номер дома, квартиры, автобуса и другое. | 2 ч | | |
32 | Различение частей суток, соотнесение действия с временными промежутками. | 1 ч | | |
33 | Определение времени по часам. Соотнесение времени с началом и концом деятельности. | 1 ч | | |
34 | Диагностика | 1 ч | | |
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с выраженным нарушением интеллекта является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений у детей с выраженным нарушением интеллекта должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование).
Материально техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т. ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио и видеоматериалы.
Растительный мир.
Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви).Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец).Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вёшенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).Представление о пряных травянистых растениях (петрушка укроп базилик кориандр мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).
Животный мир.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба ёж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).
Объекты природы.
Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.
Временные представления.
Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду.
Измерение времени (календарь, часы).
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1-2 | Диагностика | 2ч | | |
3 | Представления об объектах неживой природы (вода). | 1 ч | | |
4 | Представления об объектах неживой природы (воздух). | 1 ч | | |
5 | Представления об объектах неживой природы (огонь). | 1 ч | | |
6-7 | Представление о земле и небе. | 2 ч | | |
8 | Представление о водоеме. | 1 ч | | |
9 | Представление о лесе и луге. | 1 ч | | |
10 | Представление о растениях (дерево, куст, трава). | 1 ч | | |
11 | Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан и т.д.) | 1 ч | | |
12 | Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук и т. д.) | 1 ч | | |
13 | Представление о ягодах (смородина, клубника, малина и т. д.) | 1 ч | | |
14 | Представление о грибах (белый гриб, мухомор...) | 1 ч | | |
15 | Представление о травянистых растениях (цветах). | 1 ч | | |
16 | Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, мята). | 1 ч | | |
17 | Представление о комнатных растениях, особенностях ухода за ними. | 1 ч | | |
18 | Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза ...) | 1 ч | | |
19 | Значение растений в жизни человека. | 1 ч | | |
20 | Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза...) | 1 ч | | |
21 | Представление о птице. Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь, индюк). | 1 ч | | |
22 | Представление о рыбе. Речные рыбы (сом, окунь, щука). Морские рыбы (акула, сельдь, камбала). | 1 ч | | |
23 | Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей и т. д). | 1 ч | | |
24 | Значение животных в жизни человека. | 1 ч | | |
25-26 | Представление о частях суток, о неделе. | 2 ч | | |
27-28 | Представление о годе, о временах года (осень, зима, весна, лето). | 2 ч | | |
29-30 | Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, ветер). | 2 ч | | |
31 | Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. | 1 ч | | |
32-33 | Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. | 2 ч | | |
34 | Диагностика | 1 ч | | |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим нарушение интеллекта. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребенок учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка с нарушением интеллекта интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности, например, изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик.
Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами.
Разминание пластилина, теста, глины; раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска; откручивание кусочка материала от целого куска; отщипывание кусочка материала от целого куска; отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); получение формы путем выдавливания формочкой; вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо; закручивание колбаски в жгутик; переплетение колбасок (плетение из 2 х колбасок, плетение из 3 х колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом.
Аппликация.
Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
Рисование.
Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске, стекле. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов, по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по сырому», рисование с солью, граттаж, «под батик»).
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Диагностика | 1 | | |
2 | Лепка. Катание колбаски (на доске, в руках). | 1 | | |
3 | Лепка. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик. | 1 | | |
4 | Лепка. Переплетение колбасок (плетение из 2- х колбасок, из 3- х колбасок). | 1 | | |
5 | Лепка. Катание шарика (на доске, в руках). | 1 | | |
6 | Лепка. Получение формы путем выдавливания формочкой. | 1 | | |
7 | Лепка. Вырезание заданной формы по шаблону стекой. | 1 | | |
8 | Лепка. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). | 1 | | |
9 | Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. | 1 | | |
10 | Лепка. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение декоративного материала, дополнение мелкими деталями. | 1 | | |
11 | Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом. | 1 | | |
12 | Аппликация. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). | 1 | | |
13 | Аппликация. Скручивание листа бумаги. | 1 | | |
14 | Аппликация. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). | 1 | | |
15 | Аппликация. Вырезание по контуру. | 1 | | |
16 | Аппликация. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. | 1 | | |
17 | Аппликация. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). | 1 | | |
18-19 | Аппликация. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | 2 | | |
20 | Рисование карандашом линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). | 1 | | |
21 | Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). | 1 | | |
22 | Рисование. Закрашивание внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). | 1 | | |
23 | Рисование. Заполнение контура точками. | 1 | | |
24 | Рисование. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). | 1 | | |
25 | Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). | 1 | | |
26-27 | Рисование. Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета). | 2 | | |
28-29 | Рисование. Дополнение готового орнамента отдельными элементами. | 2 | | |
30-31 | Рисование сюжетного рисунка (по образцу срисовывание готового сюжетного рисунка). | 2 | | |
32-33 | Рисование. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. | 2 | | |
34 | Диагностика | 1 | | |
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью адаптивной физической культуры является повышение двигательной активности детей с выраженным нарушением интеллекта и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; укрепление и сохранение здоровья детей с тяжелыми и множественными нарушениями, профилактика возникновения вторичных заболеваний.
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Диагностика. | 1 | | |
2-3 | Общеразвивающие упражнения. | 2 | | |
4-5 | Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий. | 2 | | |
6-7 | Передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе. | 2 | | |
8-9 | Ходьба с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями. | 2 | | |
10 | Воспроизведение заданной игровой позы. | 1 | | |
11-12 | Игры на переключение внимания. | 2 | | |
13-14 | Игры на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя). | 2 | | |
15 | Жонглирование малыми предметами. | 1 | | |
16-17 | Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами. | 2 | | |
18 | Равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия. | 1 | | |
19-20 | Упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие. | 2 | | |
21-22 | Упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. | 2 | | |
23 | Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги. | 1 | | |
24 | Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах | 1 | | |
25 | Прыжковые упражнения: на месте и с продвижением; | 1 | | |
26 | Прыжковые упражнения: в длину и высоту. | 1 | | |
27 | Спрыгивание и запрыгивание. | 1 | | |
28-29 | Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность. | 2 | | |
30 | Комплекс дыхательных упражнений. | 1 | | |
31-32 | Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове. | 2 | | |
33 | Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета. | 1 | | |
34 | Диагностика. | 1 | | |
5.2. Нравственное развитие
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; умения выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и принимать результаты своих действий; контроль своих эмоций и поведения.
5.3. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбереженья, режима дня.
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
Умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание).
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Учитель, учитель- логопед, педагог- психолог.
7. Программа сотрудничества с семьёй
Задачи | Мероприятия | Отчёт о проведении |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка. | Индивидуальные консультации родителей со специалистами ( раз в триместр и по запросу родителей | |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР. | Участие родителей в разработке СИПР | |
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке и ходе реализации СИПР и результатах её освоения. | Личные встречи, беседы. Обсуждение занятий с ребёнком | |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
- Наглядный и дидактический материал по темам
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори материал и др.); пазлы (из 2 х, 3 х, 4 х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений, доступных представлений о природе;
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки.
- расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
- наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающемуся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики.
- предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради,
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Карта контроля за динамикой усвоения материала по программе
(адаптированный вариант методики Л.М. Шипицыной)
Цифры соответствуют названиям учебных предметов из индивидуального учебного плана (1- Математические представления, 2 - Окружающий природный мир,
3-Адаптивная физкультура, 4 - Изобразительная деятельность)
Дата | Преобладающие способы деятельности |
| Только в совместной деятельности | С помощью поддержки взрослого | Под контролем взрослого | Под выборочным контролем | Самостоятельно |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Бланк регистрации содержания актуального опыта обучающегося
ДЕЙСТВИЯ | ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ |
Динамика |
КОГНИТИВНЫЕ | Начало учебного года | Конец учебного года |
1. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: |
а) сосредоточение и концентрация взгляда на объекте; | ДА | ДА |
б) перевод взгляда с одного объекта на другой; | ДА | ДА |
в) сопровождение взглядом движущегося объекта; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
г) сопровождение взглядом объекта, передвигаемого самим ребенком | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
Выводы: | По образцу | По образцу |
2. СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: |
а) перемещение «косточек» по проволочной рамке; | ДА | ДА |
б) переворачивание плоских предметов (страниц); | ДА | ДА |
в) «адресация» предметов по форме; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
г) дифференциация форм по размерам; | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
д) использование пишущих предметов (мелок, грифель, карандаш, ручка) | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
Выводы: | По инструкции | По инструкции |
3. ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ: |
а) захватывание карандаша; | ДА | ДА |
б) правильное удерживание карандаша; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
в) пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно); | НЕТ | НЕТ |
г) дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков); | НЕТ | НЕТ |
Выводы: | По подражанию | По подражанию |
4. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: |
а) установление визуального контакта с собеседником; | ДА | ДА |
б) ориентация на лицо взрослого; | ДА | ДА |
в) удержание позы во время диалога (сидя, стоя); | ДА | ДА |
г) соблюдение коммуникативной и физической дистанции; | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
д) адекватное использование мимики и выражения лица; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
е) умение выражать желание жестами, мимикой; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
Выводы: | С привлечением внимания | С привлечением внимания |
5. ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ: |
восприятие и понимание речи: | | |
- выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда»); | ДА | ДА |
- выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня»); | ДА | ДА |
- выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь»); | 1-ДА 2-ДА 3-ПОМОЩЬ | 1-ДА 2-ДА 3-ПОМОЩЬ |
- выбрать названный предмет из двух; | ДА | ДА |
- выбрать названный предмет из трех; | ДА | ДА |
- принести выбрать названный предмет, выбрав из ряда объектов; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
- указать названную часть тела; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
- указать две и более названных частей тела; | НЕТ | НЕТ |
- указать названный цвет; | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
-указать большой или маленький предмет; | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
- показать названный предмет на картинке; | ДА | ДА |
- выполнить инструкцию с числительным («Покажи, где пять яблок»); | НЕТ | НЕТ |
- найти парные предметы; | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
- найти парные картинки; | НЕТ | НЕТ |
-убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу; | НЕТ | НЕТ |
- повторить предложение из 3-4 слов; | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
- назвать события рассказа в любом порядке; | НЕТ | НЕТ |
- назвать ключевые события рассказа в правильном порядке | НЕТ | НЕТ |
Выводы: | По образцу | По образцу |
1. ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТЬВЫЕ НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: | | |
а) знание наименований одежды: | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
б) пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее; | НЕТ | НЕТ |
в) самостоятельное раздевание; | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
г) различение обуви по схеме тела (правая, левая); | ПОМОЩЬ | ПОМОЩЬ |
д) самостоятельный прием пищи; | ДА | ДА |
е) самостоятельное пользование туалетом; | ДА | ДА |
ж) навыки личной гигиены | ЧАСТИЧНО | ЧАСТИЧНО |
Выводы: | По подражанию | По подражанию |
2. НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОБИХОДА: | | |
для приготовления напитков: -чайник; -чай, кофе; -молоко; -заварной чайник; -чашка; -блюдце; -стакан; -сахарница; - ложка | НЕТ ДА НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ПОМОЩЬ ДА | НЕТ ДА НЕТ ДА ДА НЕТ ДА ПОМОЩЬ ДА |
Выводы: | Частичное | Частичное |
3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНОЙ ПИЩИ: |
-приготовление бутербродов из нарезанных продуктов; -пользование ножом; -приготовление салатов; -узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов; -использование консервированного ножа; -пользование плитой (газовой или электрической); -выбор кухонной посуды; - жиры и масла | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ |
Вывод: | Отсутствует | Отсутствует |
4. СТИРКА ВЕЩЕЙ: |
-пользование раковиной; -пользование водопроводными кранами; -моющие средства; -стиральная машина; -одежда и цветные ткани | ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ | ДА ДА НЕТ НЕТ НЕТ |
Выводы: | По подражанию | По подражанию |
5. УБОРКА ПОМЕЩЕНИЯ: |
-щетки, совок; -швабра; -пылесос; -выключатели, электророзетки; -ведро; -тряпка; - моющие средства | ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ | ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ ПОМОЩЬ ПОМОЩЬ НЕТ |
Выводы: | По подражанию | По подражанию |
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: |
-бакалея (каши, хлеб); -мясные продукты (колбасы, сосиски); -яйца; -молоко и молочные продукты (сыр, творог, кефир); -овощи; - напитки | НЕТ НЕТ ДА ЧАСТИЧНО ПОМОЩЬ НЕТ | НЕТ НЕТ ДА ЧАСТИЧНО ПОМОЩЬ НЕТ |
Выводы: | По инструкции | По инструкции |
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ УПАКОВКИ ПРОДУКТОВ: |
-консервные банки; -пакеты, коробки; -бутылки; -замороженные продукты; - тюбики | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ |
Выводы: | Отсутствуют | Отсутствуют |
8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕГ: |
-узнавание достоинства купюр и монет; -ориентировка в стоимости товара; -выбор необходимого товара; - оплата и получение сдачи | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ |
Выводы: | Отсутствуют | Отсутствуют |
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | | |
1. ПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕФОНОМ: |
-действия при поступлении звонка; -умение вести разговор самостоятельно; -знание телефонов экстренной помощи | ДА НЕТ НЕТ | ДА НЕТ НЕТ |
Выводы: | Отсутствуют | Отсутствуют |
2. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ УЛИЦЫ: |
-узнавание места перехода; -распознавание сигналов светофора; - меры предосторожности на улице | НЕТ НЕТ НЕТ | НЕТ НЕТ НЕТ |
Выводы: | Отсутствуют | Отсутствуют |
3. ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАСПОРТОМ: |
-нахождение места остановки; -чтение и узнавание номера маршрута; -целевое ожидание на остановке; -оплата проезда; -распознавание конечного пункта поездки; -соблюдение норм поведения в общественном транспорте | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ | НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ НЕТ |
Вывод: | Отсутствуют | Отсутствуют |
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:
- действие сформировано – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ»;
-действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО»;
- действие пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Профиль развития обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью
Действия | Уровень овладения |
Когнитивные |
Сенсорно - перцептивные | По образцу |
Сенсорно - двигательные | По инструкции |
Графомоторные навыки | По подражанию |
Навыки невербальной коммуникации | С привлечением внимания |
Общение и речь | По образцу |
Хозяйственно - бытовые |
Навыки самообслуживания | По подражанию |
Знание назначения предметов обихода | Частичное |
Приготовление холодной пищи | - |
Стирка вещей | По инструкции |
Уборка помещения | По инструкции |
Определение видов пищевых продуктов | - |
Определение видов упаковки продуктов | - |
Использование денег | - |
Социальные |
Пользование телефоном | - |
Ориентация на проезжей части улицы | - |
Пользование общественным транспортом | - |
18