Просмотр содержимого документа
«Специальная работа психолога системы образования с девиантными, деликвентными, склонными к экстремизму детьми и подростками. (презентация)»
Специальная работа психолога системы образования с девиантными, деликвентными, склонными к экстремизму детьми и подростками
Педагог – психолог
МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда
Рожкова Ольга Владимировна
Наибольший риск возникновения девиантного поведения у детей из неблагополучных семей, детей - обделенных любовью и заботой родителей
Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных группах включает следующие этапы:
1. Формулировка социально-педагогической и психологической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
частную (набор психопедагогических воздействий, представляющие собой адаптированные для данного возраста психокоррекционные приемы и методы)
специальную (комплекс приёмов, методик и организованных форм работы с участником или группой одного возраста, которые имеют схожие проблемы)
общую (мероприятия общекоррекционного порядка)
Психокоррекционный комплекс
Диагностический блок.
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
- Шкала самооценки личности (Дембо-Рубенштейн);
- Тест-опросчик «Шкала самоуважения Розенберга»;
- «Насколько вы уверены в себе?» (Анна Прихожан);
- Шкала Шварцландера «Уровень притязаний»;
- Методика диагностики самооценки уровня тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин);
- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»;
- Тест диагностики межличностных отношений: семантический дифференциал;
- Методика идеального измерения Я – оценок;
Проективные методики:
- Цветоассоциативный эксперимент;
- Проективный рисунок человека;
- Метод цветовых выборов (адаптированный вариант цветового теста Люшера);
- Методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга);
- Методика «Завершение предложения» (эгоцентризм)
- Методика Дембо - Рубинштейн;
- Тест руки (Hand test);
- Цветовой тест Люшера;
- Тест Роршаха;
- Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study);
- Тест Сонди (Szondi Test);
- Цветовой тест отношений (ЦТО);
- Метод незаконченных предложений (Казачкова В. Г.);
- Тест неоконченные предложения Сакса.
Установочный блок . Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни
. Используют следующие методы:
- - метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:
- а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;
- б) переориентировки самосознания;
- в) переубеждения;
- г) прогнозирования отрицательного поведения;
- - метод перестройки жизненного опыта:
- а) предписания;
- б) ограничения;
- в) переучивания;
- г) переключения;
- д) регламентации образа жизни;
- - метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:
- а) поощрения и наказания;
- б) соревнования;
- в) положительной перспективы .
Коррекционный блок . Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности .
- создание благоприятной атмосферы;
- включить в образовательный процесс: часы общения, групповые занятия, психолого-педагогическое сопровождение, необходимых для развития не только для сплочения коллектива, но и для формирования позитивной Я-концепции у подростка;
- на занятиях использовать такие методы для достижения поставленной цели как: игровой, упражнения на визуализацию образов, релаксация;
- выполнять такие приемы как: прием художественного творчества;
- давать возможность каждому подростку вносить свои предложения и пожелания.
- методы игровой психокоррекции;
- методы арттерапии и музыкотерапии;
- методы библиотерапии;
- методы гештальттерапии;
- телесно-ориентированной терапии.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!