Специально оборудованные помещения для проведения коррекционно - развивающих занятий для детьй с ОВЗ
Социальный педагог
Кутова Наталья Анатольевна
Кабинет учителя - логопеда
- Логопедический кабинет должен обеспечивать лечебно - охранительный режим, отвечает гигиеническим требованиям к условиям обучения школьников в соответствии с СанПиН 2.4.990 – 00.
- Освещенность кабинета соответствует уровню освещенности, при котором создается зрительный комфорт для обучающихся и педагога, а также гигиеническим и светотехническим нормам, т.е. 300 лх от светильников общего освещения.
- С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, лечебно-восстановительной деятельности в кабинете прослеживаются 4 зоны: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки.
Зонирование
- в рабочей зоне учителя – логопеда
размещается: письменный стол, рабочее кресло; шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации; полка для методической литературы;
тумба для
канцелярских
принадлежностей;
магнитофон,
компьютер,
принтер, сканер.
Зонирование
- в зоне индивидуальных занятий: зеркала для индивидуальной работы (9х12), логопедический инструментарий (зонды, шпатели), дидактический материал
(индивидуальные
кассы букв, настольные
игры, игрушки,
конструкторы,
пособия для занятий)
Зонирование
- в учебной зоне для групповых занятий:
комплекты мебели (парта-стул) для групповых занятий, наборное полотно, лента букв, настенная
разрезная азбука,
магнитная доска,
фланелеграф,
индивидуальные
зеркала, часы.
Зонирование
- в зоне эмоциональной разгрузки: диван,
аквариум, тумба, полка
для цветов, цветы в кашпо,
горшках, цветы
напольные.
Кабинет учителя - дефектолога
- Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.
Дефектолог проводит занятия с детьми с отклонениями в психофизическом развитии : дети с задержкой психического развития, дети умственно отсталые,
дети-аутисты, дети с ДЦП,
дети с нарушениями
речи.
Занятия могут
быть как индивидуальными,
так и подгрупповыми.
Зонирование
- Рабочая зона учителя – дефектолога оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования обучающихся, консультативной помощи. Оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов,
обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными
документами и содержит оформленную
текущую документацию дефектолога.
Данная зона отвечает задачам организационно
-планирующей деятельности специалиста и
содержит также рабочий стол,
стилажи или шкафы для хранения
материалов.
Зонирование
- По отношению к обучающимся - учебная зона это место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
- По отношению у учителю - коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для
развития и коррекции
учебно-познавательной
деятельности обучающихся.
Необходимо предусмотреть
рациональное размещение
наглядности с тем, чтобы
пособиями было удобно
пользоваться и в то же время,
они не перегружали видимое
пространство кабинета.
Зонирование
- Двигательно-релаксационная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных
упражнений и игр. Зона может
использоваться для проведения
нестандартных по форме занятий,
чередования работы за партой и
упражнений на ковре (например, дети
располагаются на ковре по
кругу для выполнения
игры-задания).
Зонирование
- Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону
может оборудоваться
отдельное помещение
или быть выделено
пространство в кабинете
– отдельный игровой стол или шкаф
с игровым материалом
и местом для игры).
Кабинет педагога-психолога
Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 м2, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 7-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях
Зонирование
- Зона первичного приема и беседы
оснащается рабочим столом, картотекой с данными о детях, учителях, родителях как клиентах кабинета, закрытой картотекой (сейф),
содержащей
данные и
результаты
обследований
Зонирование
- Зона консультативной работы
оформляется максимально комфортно. Журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра создают обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению,
способствуют открытому,
доверительному
общению в условиях
индивидуального,
группового или
семейного
консультирования .
Зонирование
имеет особое значение и поэтому должна быть соответствующе оснащена: мягкое покрытие полов; передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете; игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы.
Цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняют друг друга в создании «детского
пространства».
Все это обеспечивает
простоту адаптации
детей к условиям
работы в кабинете
и способствует снятию
напряженности.
Зонирование
- Зона релаксации и снятия психоэмоционального
напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. Эффект релаксации и снятия, мышечного напряжения может быть достигнут под воздействием определенных элементов обстановки (аквариум, светомузыка, слайдовые изображения), а также функциональной музыки.
Поэтому необходим
магнитофон с набором кассет.
Все эти зоны, по сути,
соответствуют целям и
задачам функционирования
кабинета школьного
педагога-психолога,
основным контингентом
которого являются
обучающиеся
различного возраста,
их родители и учителя.
Кабинет ритмики и ЛФК
- Площадь помещения составляет не менее 12 кв. метров. Цель работы кабинета: коррекция двигательных навыков, навыков
пространственной
ориентировки, средствами
ритмических и танцевальных
движений, а также
поддержание оптимального
уровня здоровья детей с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата.
Оснащенность кабинета
- Материально-техническое оснащение кабинета:
- музыкальный центр;
- аудио-диски с песнями и музыкальным сопровождением;
-детские музыкальные инструменты;
- гимнастические палки;
- погремушки;
- мячи резиновые;
- сенсорные мячики;
- музыкальная панель;
- обручи;
- гимнастические коврики;
- батут;
- ковровое покрытие;
- учительский стул;
- ученические стулья;
- учительский стол;
- зеркала настенные;
- стойка открытая.