СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика изображений в полиграфии

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Специфика изображений в полиграфии" знакомит учащихся с особенностями книжной графики, с работами выдающихся художников-оформителей; содержит творческую работу, которая сделает урок насыщеннее и интереснее.

Просмотр содержимого документа
«Специфика изображений в полиграфии»

Специфика изображений в полиграфии

Цели и задачи: познакомить учащихся со спецификой книжной графики; познакомить учащихся с работами выдающихся художников-графиков; развивать умение находить и обрабатывать необходимую информацию; развивать интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа. Целеполагание.

Скажите, пожалуйста, кто из вас сейчас читает какую-либо художественную литературу?

Если в тексте встречаются иллюстрации, вы останавливаетесь и рассматриваете их или они вам мешают?

Всегда ли возникший в вашем воображении образ героя или происходящего события созвучен с иллюстрацией в книге?

И так, тема нашего урока специфика изображений в полиграфии. Запишите тему в тетради.

3. Работа по теме урока (лекция-беседа с показом презентации)

Слайд 1 Кто может ответить, что означает слово «полиграфия»?

Слайд 2 Полиграфия (от греч. πολὺ- — «много» и γραφειν — «писать») — это отрасль промышленности, занимающаяся размножением печатной продукции. Назовите, какой? (книжно-журнальной, деловой, газетной, этикеточной, упаковочной и сувенирной продукции). Запишите определение.

Нас с вами сегодня интересует особенности книжной графики.

Книга – синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий. Назовите их. (писатели, редакторы, дизайнеры, художники).

Слайд 3. Основные задачи книжной графики: оформление и иллюстрирование книги.

Оформление книги - ее декоративный наряд, украшение, рисованные шрифтовые элементы, обложка, титульный лист, и пр.

Иллюстрирование книги - образное раскрытие литературного текста при помощи рисунков.

В зависимости от цели, которую преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на: научно-познавательные и художественно-образные.

Слайд 4 В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: заставка, полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная, разворотная (на двух страницах), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Существуют различные виды литературы и различные типы книг: детская книга, художественная книга, учебник, книга по искусству, энциклопедия и т.д. В зависимости от их назначения, от того, к какому кругу читателей обращена книга, и какие цели она преследует, будет зависеть ее тираж, формат, характер оформления и иллюстрирования.

Слайд 5 История книги теснейшим образом связана с историей изобразительного искусства и графики, в частности художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг.  Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.

Создание  иллюстраций  к  художественному  произведению  - дело сложное и деликатное. Художнику иллюстратору  недостаточно  владеть  материалом,  техникой  и  художественными приемами, недостаточно  знать  эпоху  и ее  материальную  культуру,  необходима  особая  интуиция,  умение  почувствовать  подтекст  произведения в духовном  единении  с автором. Только  в  этом  случае  возникает  феномен слияния  изобразительного  и  литературного  образа. 

Замечательный иллюстратор Н. Кузьмин  пишет  о  том,  что  художник,  вложивший  свой  труд  и  вдохновение  в создание  книги,  всегда  мечтает  о  том, что  его  рисунки  станут  для  этой  книги  «вечными  спутниками». Слайд 6 Для  многих поколений  читателей  романа М. Сервантеса «Дон  Кихот» неотделимы  от  иллюстраций французского  графика    Г.  Доре.

Слайд 7 Выдающийся иллюстратор, мастер гравюры В.Фаворский создал много серий к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. 
«Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он умел читать!», сказал о Фаворском художник и искусствовед Д. Бисти.

Слайд 8-10

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России наряду с В. Фаворским были В. Лебедев, А. Пахомов, Е. Чарушин, И. Билибин и др.

Скажите, пожалуйста, только ли иллюстрацией можно усилить впечатление при прочтении литературного произведения? Какие ещё искусства помогают нашему восприятию?

Слайд 11

Примером в данном случае могут служить «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова.

4. Творческая работа. Создание иллюстрации или обложки к повести А.С. Пушкина «Метель» (работа под музыку Свиридова)

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 Мы с вами сегодня говорили о специфике изображений в полиграфии. Скажите, пожалуйста, что нужно художнику, который собирается иллюстрировать роман, рассказывающий о событиях Древней Руси или 17- 18 веков?

Сейчас много спорят, что лучше: прочесть хорошую книгу или посмотреть фильм, созданный на её основе. Каково ваше мнение?

Как вы думаете, какие психические процессы работают при просмотре фильма, а какие при чтении книги?

Что полезнее для вашего развития?



6. Домашнее задание.

Разработать идею и выполнить виртуальный макет сборника стихов, или любимого художественного произведения, или детской сказки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!