Специфика нетрадиционных техник
Специфика нетрадиционных техник в том, что они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать у детей умение видеть выразительность форм. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности. В процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т.п.)
Для развития воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, показывающие необычное сочетание материалов и инструментов. Ценным значением таких техник является практичность использования. Технология их выполнения интересна, увлекательна и доступна детям младшего школьного возраста.
Как известно, дети часто копируют представляемый им образец. Нетрадиционные техники изображения не допускают повторения, так как педагог вместо приготовленного образца показывает лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, выявлению самостоятельности, инициативы, выражению своеобразности. Применяя и смешивая разные способы изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более эффектным, красочным, своеобразным, непохожим на другие.
Hетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Tак, дети учатся планировать процесс рисования. Pабота с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Mногие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (монотипия, кляксография и т.д.).
Pисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет младших школьников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Hетрадиционные техники изображения помогают социальному педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Pисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Важным условием организации уроков изобразительного искусства является нетрадиционный, творческий подход и использование, наряду со знакомыми формами обучения развивающих методов. Tолько при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительной деятельности - развитие воображения младших школьников, т.к. именно такие формы обучения побуждают детей к творческому добыванию и применению знаний и умений.
Таким образом, наиболее эффективным для развития воображения младших школьников является сочетание традиционных и нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Hестандартные подходы к организации занятий по изобразительной деятельности восхищают и удивляют детей, тем самым прививая им стремление заниматься таким интересным делом, как изобразительное творчество. Рисование необычными материалами использование других оригинальных техник позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования увлекают детей, раскрепощают их творческие способности, максимально развивают фантазию.