СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спирты. Влияние спиртов на организм

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека.  Для наглядности использую видеоматериалы, схемы, таблицы, статистические данные. Основная цель такого урока – показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организм в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. В ходе объяснения основной акцент делаю на определение алкоголя как наркотического средства и ядовитого вещества, вызывающего тяжелое психическое заболевание – алкоголизм.

Просмотр содержимого документа
«Спирты. Влияние спиртов на организм»



Шаповалова И.А.

учитель химии I квалификационной категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального

образования город Ноябрьск

г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области



Предмет: Химия.

Класс: 10.

Тема урока: «Спирты. Влияние спиртов на организм»


Цели урока:

  • Показать вредное влияние алкоголя на здоровье человека.

  • Показать связь химии, анатомии с жизнью.

  • Способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: видеофильм, таблица «Потребление алкоголя на душу населения

в год в разных странах», схема действия наркотического средства.

План изучения:

  • Вступительное слово учителя

  • Этиловый спирт - наркотик

  • Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком

  • Влияние алкоголя на организм человека

  • Статистические данные

  • Заключительное слово учителя

Пояснительная записка

Каждый год при изучении темы «Предельные одноатомные спирты» я провожу урок о влиянии алкоголя на организм человека. Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека. Для наглядности использую видеоматериалы, схемы, таблицы, статистические данные. Основная цель такого урока – показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организм в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. В ходе объяснения основной акцент делаю на определение алкоголя как наркотического средства и ядовитого вещества, вызывающего тяжелое психическое заболевание – алкоголизм.

Эпиграф:

«Лоза приносит три грозди:

- гроздь наслаждения,

- гроздь опьянения,

- гроздь омерзения»

Скифский мудрец Анахарсис

1. Вступительное слово учителя

Люди веками использовали множество полезных веществ: поваренная соль, сахар, металлы, каучук. И этот перечень можно продолжить. Однако есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет. И все-таки их употребляют во всех странах люди разных рас, вероисповеданий и культур. Почему это происходит? Что мы знаем, и что надо знать об алкоголе? Как алкоголь влияет на организм в целом и отдельные системы органов? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Методические рекомендации

Вопросы лучше всего записать на доске

2. Этиловый спирт – наркотик


Главная составляющая любого алкогольного напитка – этиловый спирт или этанол. Химическая формула – C2H5OH

Этанол – ядовитое наркотическое вещество, вызывающее тяжелые заболевания нервной, пищеварительной, кровеносной системы. Различают эндогенный или внутренний спирт, который содержится в организме и участвует в окислении питательных веществ. И экзогенный или наружный спирт, который потребляет человек. 50 мл экзогенного спирта снижает количество эндогенного в 10 раз. Этанол действует на организм как любое другое наркотическое вещество.

Схема действия наркотического вещества


Прием вещества




Эйфория (кайф )


Защитная

реакция

организма



Психологическая

зависимость




Физиологическая

зависимость




Абстиненция

(«ломка», «похмелье»)


Методические рекомендации

Сформировать понятия «наркотик», «эйфория»

Основной акцент сделать на то, что этиловый спирт – это наркотическое вещество.

Обратить внимание, что к спиртным напиткам относятся не только водка, но и пиво самых различных марок. Это можно сделать посредством демонстрации видеофильма или сообщения ученика.


3. Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком


Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.

  1. Биологическая

Существует 5-7% людей с большим содержание эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается и организм требует введения спирта извне.

  1. Теория неправильного питания

При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.

  1. Теория социальной псевдоадаптации

В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.

4.Теория эмоционального комфорта

Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.

5.Теория удовлетворения потребностей

(физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные)

6. Генетическая

У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.

7. Психологическая

Традиции, устои.


Методические рекомендации

. Отразить психологические, нравственные, экономические, социальные, генетические аспекты пьянства. Перечень теорий записать на доске.


4. Влияние алкоголя на организм


- на пищеварительную систему;

- на сердечно-сосудистую систему;

- на нервную систему;

- на половую систему

Методические рекомендации

Влияние алкоголя на организм можно продемонстрировать с помощью видеофильма, сообщений учащихся, таблиц по анатомии.

Обратить внимание на постепенное привыкание организма к спиртному, в результате чего развивается заболевание – алкоголизм.

Указать, что пьянство – одна из причин разрушения семьи, рождения детей- инвалидов

5. Статистические данные


Таблица «Потребление алкоголя (в расчете на одного человека в год) в разных странах.


16 ,литры


Россия


Франция

12


Бельгия



Италия

8

Англия


США


Канада

4





0


Срок жизни укорачивается на 10-15 лет.

Несчастные случаи в 35 раз чаще:

50% ДТП, 65% тонущих в воде, 83% пожаров.

Ежегодно погибает 6 млн. человек.

С пьянством связано 50% преступлений, 75 % детской преступности,

45% детской беспризорности, 96% убийств.


Если содержание алкоголя в крови принять за единицу, то окажется, что содержание его в разных органах человека при этом составит:

селезенка – 1,
сердце – 1,
почки – 1.3,
печень – 1.45,
надпочечники – 1.5,
желудок – 1.7,
мозг – 1.75;
половые органы:
у женщин – 1.35,
у мужчин – 1.55.


Алкогольный синдром плода (АСП) и его проявление у новорожденных

Внутриутробная гипотрофия

80-90 %

Аномалия конечностей

18-41 %

Недоношенность

40-70 %

Нарушение физического развития

80-90 %

Врожденный порок сердца

30-49 %

Косоглазие

10-20 %

Микроцефалия

84-88 %

Неврологические нарушения

85-89 %

Аномалии лица

65-70 %

Уродства половых органов

38-49 %




















6. Заключительное слово учителя.


О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.

Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива, ведь внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка, должны служить руководством во всех действиях и поступках.

«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой

Список литературы


  1. И.И.Балаев «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе» №6,1988г.

  2. Н.Ю.Волжская «Деловая игра «Здоровье нации», Химия, еженедельное приложение к газете «Первое сентября». №43,1998г.

  3. Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» Тобольского государственного университета

4. Братусь Б. С. , "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма",

Москва, 1984 г.
5. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе",

Архангельск, 1977 г.

6. http://www.nfvo.ru/stat/2007/04/15/stat_6.html

7. http://vestnik.volgmed.ru/?p=6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!