Шаповалова И.А.
учитель химии I квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального
образования город Ноябрьск
г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Предмет: Химия.
Класс: 10.
Тема урока: «Спирты. Влияние спиртов на организм»
Цели урока:
Показать вредное влияние алкоголя на здоровье человека.
Показать связь химии, анатомии с жизнью.
Способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: видеофильм, таблица «Потребление алкоголя на душу населения
в год в разных странах», схема действия наркотического средства.
План изучения:
Вступительное слово учителя
Этиловый спирт - наркотик
Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком
Влияние алкоголя на организм человека
Статистические данные
Заключительное слово учителя
Пояснительная записка
Каждый год при изучении темы «Предельные одноатомные спирты» я провожу урок о влиянии алкоголя на организм человека. Урок является интегрированным, так как опирается на знания учащихся в области анатомии, химии, физиологии и гигиены человека. Для наглядности использую видеоматериалы, схемы, таблицы, статистические данные. Основная цель такого урока – показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организм в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья. В ходе объяснения основной акцент делаю на определение алкоголя как наркотического средства и ядовитого вещества, вызывающего тяжелое психическое заболевание – алкоголизм.
Эпиграф:
«Лоза приносит три грозди:
- гроздь наслаждения,
- гроздь опьянения,
- гроздь омерзения»
Скифский мудрец Анахарсис
1. Вступительное слово учителя
Люди веками использовали множество полезных веществ: поваренная соль, сахар, металлы, каучук. И этот перечень можно продолжить. Однако есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет. И все-таки их употребляют во всех странах люди разных рас, вероисповеданий и культур. Почему это происходит? Что мы знаем, и что надо знать об алкоголе? Как алкоголь влияет на организм в целом и отдельные системы органов? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Методические рекомендации
Вопросы лучше всего записать на доске
2. Этиловый спирт – наркотик
Главная составляющая любого алкогольного напитка – этиловый спирт или этанол. Химическая формула – C2H5OH
Этанол – ядовитое наркотическое вещество, вызывающее тяжелые заболевания нервной, пищеварительной, кровеносной системы. Различают эндогенный или внутренний спирт, который содержится в организме и участвует в окислении питательных веществ. И экзогенный или наружный спирт, который потребляет человек. 50 мл экзогенного спирта снижает количество эндогенного в 10 раз. Этанол действует на организм как любое другое наркотическое вещество.
Схема действия наркотического вещества
Защитная реакция организма |
Психологическая зависимость |
Физиологическая зависимость |
Абстиненция («ломка», «похмелье») |
Методические рекомендации
Сформировать понятия «наркотик», «эйфория»
Основной акцент сделать на то, что этиловый спирт – это наркотическое вещество.
Обратить внимание, что к спиртным напиткам относятся не только водка, но и пиво самых различных марок. Это можно сделать посредством демонстрации видеофильма или сообщения ученика.
3. Теории, объясняющие употребления алкоголя человеком
Почему человек тянется к рюмке? Существуют различные теории, объясняющие употребление алкоголя.
Биологическая
Существует 5-7% людей с большим содержание эндогенного спирта (северные народы). При употреблении алкогольных напитков его количество резко снижается и организм требует введения спирта извне.
Теория неправильного питания
При употреблении пищи, перенасыщенной углеводами, понижается количество эндогенного спирта.
Теория социальной псевдоадаптации
В период неблагоприятных изменений в обществе или жизни человека, он старается отгородиться от внешнего мира.
4.Теория эмоционального комфорта
Каждый человек ищет удовольствия: от работы, спорта, культуры, пьянства.
5.Теория удовлетворения потребностей
(физиологические, безопасности, любви, уважения, духовные)
6. Генетическая
У ребенка, пьющих родителей происходят генетические изменения, и не вырабатывается эндогенный спирт.
7. Психологическая
Традиции, устои.
Методические рекомендации
. Отразить психологические, нравственные, экономические, социальные, генетические аспекты пьянства. Перечень теорий записать на доске.
4. Влияние алкоголя на организм
- на пищеварительную систему;
- на сердечно-сосудистую систему;
- на нервную систему;
- на половую систему
Методические рекомендации
Влияние алкоголя на организм можно продемонстрировать с помощью видеофильма, сообщений учащихся, таблиц по анатомии.
Обратить внимание на постепенное привыкание организма к спиртному, в результате чего развивается заболевание – алкоголизм.
Указать, что пьянство – одна из причин разрушения семьи, рождения детей- инвалидов
5. Статистические данные
Таблица «Потребление алкоголя (в расчете на одного человека в год) в разных странах.
16 ,литры
12
8
4
0
Срок жизни укорачивается на 10-15 лет.
Несчастные случаи в 35 раз чаще:
50% ДТП, 65% тонущих в воде, 83% пожаров.
Ежегодно погибает 6 млн. человек.
С пьянством связано 50% преступлений, 75 % детской преступности,
45% детской беспризорности, 96% убийств.
Если содержание алкоголя в крови принять за единицу, то окажется, что содержание его в разных органах человека при этом составит:
селезенка – 1,
сердце – 1,
почки – 1.3,
печень – 1.45,
надпочечники – 1.5,
желудок – 1.7,
мозг – 1.75;
половые органы:
у женщин – 1.35,
у мужчин – 1.55.
Алкогольный синдром плода (АСП) и его проявление у новорожденных |
Внутриутробная гипотрофия | 80-90 % |
Аномалия конечностей | 18-41 % |
Недоношенность | 40-70 % |
Нарушение физического развития | 80-90 % |
Врожденный порок сердца | 30-49 % |
Косоглазие | 10-20 % |
Микроцефалия | 84-88 % |
Неврологические нарушения | 85-89 % |
Аномалии лица | 65-70 % |
Уродства половых органов | 38-49 % |
6. Заключительное слово учителя.
О вредном влиянии алкоголя на организм, много говорят в средствах массовой информации, пишут в книгах и учебниках. С последствиями пьянства мы встречаемся в повседневной жизни. Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.
Но пусть сегодняшний урок заставит вас задуматься о собственном здоровье, перед тем как взять бутылку пива, ведь внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка, должны служить руководством во всех действиях и поступках.
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой
Список литературы
И.И.Балаев «Противоалкогольная пропаганда при изучении спиртов», «Химия в школе» №6,1988г.
Н.Ю.Волжская «Деловая игра «Здоровье нации», Химия, еженедельное приложение к газете «Первое сентября». №43,1998г.
Видеофильм «Влияние алкоголя на организм» Тобольского государственного университета
4. Братусь Б. С. , "Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма",
Москва, 1984 г.
5. Муратова И. Д. , Сидоров П. И. "Антиалкогольное воспитание в школе",
Архангельск, 1977 г.
6. http://www.nfvo.ru/stat/2007/04/15/stat_6.html
7. http://vestnik.volgmed.ru/?p=6