СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Списывание по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Списывание по русскому языку»



Русский язык

2 класс

Списывание (Продолжение)











Составитель:

Пивоварова Инна Александровна,

учитель высшей категории

государственного учреждения

«Луганская школа I-III ступеней №13

имени Александра Молодчего"













1



Пояснительная записка

Списывание – передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста.

Виды списывания: текстуальное (дословное), выборочное, списывание с заданием.

Текстуальное (дословное) – необходимо в начальный период обучения письму, когда учащиеся нуждаются в поддержке зрения. При этом считается обязательным произнесение слов, запоминание их зрительного образа.

Выборочное– предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. При выборочном списывании дети слушают и разбирают весь текст, затем получают конкретное задание, что именно выписывать.

Списывание с заданием – усложнённый вариант текстуального списывания. Чаще всего даётся текст, в котором пропущены знаки препинания или буквы на определённые виды орфограмм, так же может содержать дополнительные задания, связанные с текстом : подчёркивание буквы или сочетаний букв, определение части речи, запись проверочных слов и т.д.

Работа, которая состоит из списывания и грамматических заданий, оценивается двумя оценками: одна за списанный текст, другая за грамматическое задание.

Контрольное списывание служит способом проверки сформированнности умения списывать с печатного или рукописного текста, обнаруживать орфограммы, определять границы предложений и правильно оформлять их на письме. Реализуя на практике принцип естественности процесса контроля, текст контрольного списывания следует напечатать на отдельных листах (по количеству учащихся в классе) шрифтом, который по высоте букв соответствует шрифту учебника, и раздать каждому ученику. Это обеспечит естественные для учащихся условия выполнения задания, так как основным видом списывания в период обучения грамоте являлось списывание с прописей, а не с классной доски.

Цель работы – выявить умение списывать текст без ошибок.

За списывание выставляется одна оценка. 


«5»-без ошибок, допускается 1 недочёт графического характера.

«4»-1-2 ошибки и 1 исправление

«3»-3- 4ошибки и 1 исправление

2

«2»-5- 6 ошибок и 1-2 исправления

«1»- более 6 ошибок

Оценивание грамматического задания

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.



Методика проведения контрольного списывания

1.Текст читается вслух учителем, затем – учащимися.

2.Проверка понимания прочитанного (2-3 вопроса).

3.Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т.д.

4.Самостоятельная запись текста учащимися.

5.Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное ещё раз – теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.









3

Части речи

Имя существительное



Списывание с заданием

На лужке

Таня и Алёнка вышли на лужок там гуляли маленькие телята желтая тёлочка Нежка мычала чёрная тёлочка Ночка нюхала траву бычок Буян сосал длинный стебелёк телятница Груша сидела на бугорке. (По Л. Воронковой)

Задание: Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Зимой в лесу

На кустах качаются снегири, похожие на румяные яблочки. На берёзе порхают суетливые чечётки. В еловых ветках, словно цветные шарики, порхают синицы. Дятел долбит дерево крепким клювом.

Задание: Списать. Подчеркнуть слова, которые отвечают на вопрос кто?

Трудовое молочко

Весь день Алёша пасёт корову на лугу. У коровы кличка Добрыня. Светит солнышко. Корова жуёт сочную травку. К вечеру Алёша подоил Добрыню. Кружка полна молока. Мальчик достал хлеб и стал есть. Хорошо трудовое молочко! ( По С. Романовскому)

Задание: Списать. Подчеркнуть имена собственные.

Выборочное списывание

Как их зовут?

У нас на земле просто. У волка – волчонок, у лося – лосёнок, у зайца – зайчонок, у глухаря – глухарята, у дрозда – дроздята, у гуся – гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.

А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки – щукарята. Это известно. А дальше? ( По Н. Сладкову)

Задание: Выписать слова, которые обозначают детёнышей.

4

Совёнок

В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Он не умел летать. Мы взяли птенца из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза её блестели.

Совёнок громко пищал. Мы пожалели малыша. Витя посадил совёнка на дерево.

Задание: Выписать предложения, в которых говорится, как сова защищала птенца.

На реке

Пришла весна. На реке треснул лёд. По воде плыли льдины. Над рекой кружили птицы. Пищали утки, чайки и кулики. В небе звонко трубили лебеди. Солнце ярко светило.

Задание: Выписать слова в два столбика: в первый – слова, которые отвечают на вопрос что?, во второй – слова, которые отвечают на вопрос кто?

Проверочное списывание

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Как много цветов! Цветы похожи на праздничный хоровод.

На лугу белеют ромашки, синеет мышиный горошек, желтеют одуванчики. А лиловые колокольчики веселее всех. Они колышутся, кланяются от лёгкого ветерка. Так они приветствуют меня. Всё лето цветут эти милые цветы (По В. Соколову – Микитову)

Задание: Подчеркнуть в тексте слова, которые отвечают на вопрос что?

Аисты

На вершине вяза,

Над сухим гнездом.

Аист долговязый

Сторожит свой дом.

5

А в гнезде супруга

С тройкою птенцов...

Ветер дунул с луга:

Не пора ль на лов?

Шух! Вспорхнул с макушки

И летит к лугам.

В ужасе лягушки

Прыгают к стогам. (С. Черный)

Задание: Подчеркнуть понравившееся предложение.



Имя прилагательное



Выборочное списывание

Дятел

Под деревом куча шишек. Это кузница дятла. У пёстрого дятла спина чёрная, щёки белые, а макушка красная. Он лесной доктор. Своим длинным языком дятел достаёт из глубины дерева вредителей леса. Тяжёлым трудом добывает дятел пищу.

Задание: Выписать предложения, в которых даётся описание дятла.

Зимний лес

Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.

Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, полетела лёгкая снежная пыль.

Задание: Выписать предложения, в которых описывается зимний лес.



6

Списывание с заданием

***

Вы входите в лес. Над головой шумят высокие, стройные сосны. Приветливо кивают ветвями молодые пушистые ели. Посреди поляны приветствует вас могучий дуб. Его нижние раскидистые ветви как бы приглашают подойти ближе.

Задание: Списать, подчеркнуть слова, которые обозначают признак предмета.

После грозы

Прошла первая весенняя гроза. Я вошёл в лес. Стою и глаза не могу оторвать. Передо мною молодой берёзовый лес. Он ещё голый, без листьев. Стволы берёзок тонкие, белые, а ветви лиловые. На конце ветвей серёжки висят, а на серёжках – капли дождя. ( По Г.Скребицкому )

Задание: Подчеркнуть слова, которые автор употребил для красочного описания леса.



Проверочное списывание

Лиса Патрикеевна

У кумушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, шубка тёпленькая. У неё шерсть золотистая, на шее белый галстучек.

Роет умница норы глубокие. Есть в них кладовые, есть и спаленки.

Всё бы хорошо, да разбойница лиса! Любит курочек да уточек. (По К. Ушинскому)

Задание: Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные.

Белочка

Красивая белочка. Хвост длинный, пушистый. Перепрыгивает она с ветки на ветку. Схватит в лапки еловую шишку и начнёт выбирать вкусные семечки. Но главная еда у белок с осени запасена в дуплах старых деревьев. Там и жёлуди, и грибы, и орехи. ( По Г.Скребицкому )

7

Задание: Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные.

Разделить для переноса слова: длинный, вкусные, еловую.



Глагол



Списывание с заданием

Скоро весна

Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лёд прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветёт на опушке черёмуха. ( По И. Соколову – Микитову)

Задание: Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Подчеркнуть глаголы.

На реке

Мы плыли на лодке по тихой речушке брат работал вёслами мама любовалась белыми кувшинками я опустил руку в воду вода была тёплой и чистой под водой проплыла стайка мальков.

Задание: Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Подчеркнуть глаголы.



Проверочное списывание

* * *

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

8

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А.Плещеев)

Местоимение

Моя мама

Моя мама работает на швейной фабрике. Она бригадир. Её на фабрике все уважают и ценят. К ней многие работницы обращаются за советом.

Однажды я с ней пошёл на фабрику. Там мне мама показала много интересных машин. Я люблю маму и горжусь ею.

Федя

Федя Степанов учится во втором классе. Он добрый и весёлый. Ему часто приходится помогать своим друзьям. С ним интересно и весело можно провести время после школы. Он умеет играть в футбол и хоккей. А ещё он играет на скрипке.

В лесу

Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. Скрипят клесты. Смеётся кукушка. Грибы дразнят своим запахом. Вдруг я провалился в глубокую яму. Я позвал бабушку. Она живо вытащила меня и повела к ручью, где вымыла и перевязала раны.

Предлог

Моя кормушка

Моя кормушка висит в саду на дереве. Это настоящая столовая. Там есть крыша, и по краям прибиты дощечки, чтобы ветер не разносил зёрна. В такой кормушке корм не засыпает снег.

К кормушке слетаются воробьи, синицы, снегири, галки.

Про зайчика

Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да хитрой лисы. Попал в

9

яму и свихнул себе ногу. Пополз он к лесу, чтобы укрыться там. Увидал зайчика филин. Куда прятаться зайке? Вдруг он увидал ёлочку и забился под неё. Кружился филин над ёлкой, но зайчика схватить не мог.

Ворона и овчарка

(На)крыльце сидит ворона. (В)клюве (у)птицы кость. (Под)крыльцом живёт овчарка. Она начинает лаять (на)ворону. Ворона улетела (с)крыльца и села(за) кустом. Овчарка скоро забудет (о) вороне.

Задание: Списать, раскрыв скобки. Подчеркнуть орфограммы.

Никита и его друзья

У Никиты много друзей. Есть у мальчика слоны и тигры. Слоны сшиты из тряпок. Тигры сделаны из дерева. Ещё у Никиты есть верёвочка. Верёвочка стала змеёй. Мальчик ходил на охоту.

Задание: Списать. Подчеркнуть предлоги.











Использованная литература :

1. Ф.Д. Костенко «Сборник диктантов» Изд.: «Просвещение» Москва,1972

2.Н.А.Шевердина «Диктанты по русскому языку для начальной школы», Изд.: Ростов н/Д : Феникс,2013 г.

3.Интернет - ресурсы







10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!